Дети делят слово «экскаватор» на слоги хлопками, шагами, называют слоги по порядку.
Затем по очереди решительно, с гордостью произносят: «Я экскаватор!»
«— Еще раз квакнешь, и я тебя, козявка такая, навеки засыплю, — пригрозил экскаватор.
Но храбрая лягушка и не думала пугаться: "А вот и буду квакать, покаты весь мусор на свалку не унесешь!" Экскаватор угрожающе зарычал, а лягушка проворно запрыгала по дорожке.
— Ах ты, мелюзга прыгучая! — заревел экскаватор. — Ну, от меня не уйдешь!
Н экскаватор со страшным лязгом и скрежетом пустился за лягушкой».
Упражнение «Лягушки».
Дети прыгают по - лягушачьи, разведя в стороны колени и отталкиваясь руками перед собой.
«Прыгаем мягко, слушаем мышцы тела.
В каких частях тела вы испытываете приятные ощущения, в каких — тяжесть, усталость и другие, не очень приятные ощущения?
Сейчас я буду рассказывать сказку дальше, а вы, храбрые лягушки, продолжайте прыгать, уводя экскаватор из парка и спасая чистоту и красоту.
...Лягушка скакала все дальше и дальше, пытаясь таким образом выманить экскаватор из парка.
— Ничего, устанешь! —ревел экскаватор. —Я тебя все равно засыплю. Но храброе сердце маленькой лягушки не знало страха. И хотя она
уже немного приустала, она все же продолжала прыгать дальше.
(Продолжайте и вы прыгать, ведь вы сейчас тоже храбрые лягушки, не ведающие страха.)
Скачет лягушка из последних сил, задыхается, отдувается, пыхтит — только бы не отчаяться вконец, не остановиться на дороге.
(Вы тоже можете пыхтеть, отдуваться, стонать, но не останавливаться - завами гонится страшный экскаватор.) Наконец лягушка увидела свалку.
— Тут уж он наверняка меня догонит, — подумала лягушка. — Ну что ж. По крайней мере, мусор вывалит, куда надо. Парк спасен, и никто теперь не скажет, что я напрасно прожила свою жизнь.
(Вот и свалка. Теперь можно отдохнуть.)»
Упражнение «Отдых».
«О \. как устали ноги! Теперь можно лечь на спину, поднять вверх ноги и потрясти ими, сбросить усталость и тяжесть.
Замечательно! Опустили ноги, расслабили все мышцы тела, дышим спокойно и мягко. Слушайте ощущения в теле, особенно в ногах. Что чувствуете? (тепло, жар, покалывание, болезненность).
Молодцы! Вы прекрасно потрудились!»
Далее психолог продолжает рассказывать сказку.
«—Твои дни сочтены! — крикнул экскаватор.
— Мои дни сочтены, — мысленно повторила лягушка слова своего врага. Ж только она это подумала, как заметила среди хлама длинную водосточную трубу. Со брала лягушка последние силы, с трудом сделала пару прыжков и забралась в трубу. И в этот же миг услышала хриплый торжествующий рев экскаватора:
— Умри же, дерзкая козявка!
Раздался страшный грохот. Это экскаватор вывалил из своей пасти гору мусора».
Упражнение «Вываливание мусора».
Дети трусят широко разведенными в стороны руками, изображая раскрытый ковш экскаватора, вываливающего мусор, и угрожающе рычат.
Затем они стоя расслабляются, опустив плечи, безвольно свесив руки и уронив голову на грудь.
«Долго сидела лягушка не двигаясь. Потом осторожно открыла глаза — и увидела свет.
— Значит, я жива! — рассудила лягушка и вылезла из трубы».
Упражнение «В водосточной трубе».
Дети садятся на полу тесной кучкой и закрывают глаза. Психолог накрывает их всех сверху "плотной тканью и предлагает рассказать, какие чувства они испытали при этом (страх, радость, удовольствие, гнев и т. д.).
(Можно выполнять это упражнение индивидуально с каждым ребенком.)
«Экскаватора нигде не было, и лягушка отправилась домой. Когда она, наконец, добралась до родного парка, то услышала тихий шепот: "Вот она идет, наша храбрая лягушка. Это она наш парк спасла"».
Упражнение «Шепот».
Один ребенок — «храбрая лягушка», а остальные превращаются в дру-гих обитателей парка: белок, лебедей, бабочек, в цветы, деревья и т. д.
«Лягушка» тихо прыгает, а «обитатели парка» с восхищением в голосе по очереди громким шепотом произносят: «Вот наша храбрая лягушка. Это она спасла парк».
«Лягушка хотела было что-то квакнуть в ответ, но она была такая усталая, что без сил повалилась в траву и тут же заснула крепким сном».
Заключительный этап.
Дети передают друг другу мячик. Передача мячика сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит мячик, чувствует, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 14. ДРУЖБА Цели
Развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека; знакомство с понятием и чувством «дружба»; закрепление знаний правил доброжелательного поведения; развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Ход занятия
Ритуал вхождения в сказку.
Коммуникативное упражнение «Сороконожка».
Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
Релаксация по представлению.
Все дети удобно располагаются на ковре. Ведущий тихим, спокойным голосом зачитывает текст: «Закройте глазки и представьте, что вы лежите на мягком, теплом облаке. Кажется, что это вовсе и не облако,
а большая гора ваты. Оно с радостью обнимает каждого из нас и приглашает отдохнуть. Облако плавно поднимается с земли и медленно, баюкая, несет нас по воздуху. Небо такое синее и спокойное, что похоже на нарисованное. Сверху на нас глядит доброе, ласковое солнышко, каждый лучик которого согревает нас. Нежный ветерок обдувает нас. Откуда-то издалека доносится пение птиц. Нам так хорошо, приятно, тепло и спокойно. Кажется, что мы попали в сказочную страну. Мы открываем глазки и видим, что так оно и есть на самом деле — мы в сказочной стране».
Психолог начинает рассказывать «Сказку о том, как птички-сестрички в беду попали».
«Давным-давно жили в одном лесу три маленькие птички — зеленая, красная и желтая. Было им весело, целыми днями они порхали с ветки на ветку, играли да плясали».