«Но вот однажды все небо заволокло тучами и пошел проливной дождь. Промокли птички и стали искать, где бы им укрыться».
5. Упражнение «Солнышко и дождик». «Прилетели птички к елочке и говорят:
— Укрой нас, елочка, под своими ветвями. А елочка отвечает:
— Я укрою только зеленую птичку, а вы ищите себе другое укрытие. Тут зеленая птичка говорит:
— Раз ты моих сестричек не хочешь укрыть, то и я не останусь у тебя. 11 полетели они дальше».
Когнитивное упражнение «Визуализация перемещений».
II. п. — сидя на полу.
Детям предлагается представить себя в люб ом месте земного шара. Для этого необходимо ощутить себя легко плывущим над землей, почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки.
«А дождь льет и льет. Промокли перышки у птичек. Наконец подлетели они к грибу-мухомору и говорят:
— Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Гриб — мухомор им в ответ:
— Хорошо, но я укрою только красную птичку, мне только этот цвет нравится, а зеленая и желтая пусть себе ищут другое место.
|
|
Красная птичка ему говорит:
— Я никогда не останусь одна без своих любимых сестриц. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть».
Игра-шутка «Сиамские близнецы».
Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы.
«Обиделись маленькие птички на лесных жителей и полетели в поле. И тут они увидели целое поле желтых подсолнухов. Обрадовались птички и все дружно обратились к подсолнухам:
— Укройте нас от дождя, мы уже совсем не можем летать, наши крылышки совершенно промокли и сами мы очень продрогли.
Закивали подсолнухи и спрятали птичек под свои большие желтые головки, напоминающие маленькие солнышки».
Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки».
Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева, недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением.
«Увидело это солнышко, что за тучами скрывалось и обрадовалось: есть же на свете такая верная и бескорыстная дружба. И решило солнышко птичками помочь: прогнало дождь, разогнало тучи, ненова кругом все засияло».
|
|
Этюд «Солнечный зайчик».
Дети сидят в кругу. Психолог говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, под бородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он лю бит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».
«Высушили свои крылышки птички, согрелись, стали опять играть и плясать. Высоко в небе раздавались веселые песни — это подружки-сестрички благодарили подсолнухи за помощь в беде. Так они веселились и кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли.
Что с ними дальше было, не знаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора».
Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы
47
10. Рисунок «Я + Ты».
Психолог раскладывает на полу лист обоев в рост ребенка и предлагает детям разбиться на пары. Затем предлагает одному ребенку из пары лечь на лист обоев и обводит одну сторону. Затем на то же место ложится второй ребенок из пары и психолог обводит другую сторону. В результате получается один общий портрет. После этого дети самостоятельно разукрашивают свою половину и дают получившемуся на портрете ребенку имя, состоящее из частей своих имен (например, Арден - Артур + Денис).
Заключительный этап.
Дети передают друг другу мягкую игрушку. Передача игрушки сопровождается высказываниями о настроении ребенка, а также о том, какое упражнение ему понравилось больше всего.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 15. ДАР ЛЮБВИ Цели
Обобщение представлений детей о любви и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; развитие умения передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи; формирование позитивного образа «Я».
Ход занятия
Ритуал входа в сказку.
Упражнение «Послушай тишину».
По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д.
По второму сигналу они должны быстро сесть на ковер и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
Релаксация «Ковер-самолет».
«А сейчас мы отправимся с вами в гости к Фее Любви. Мы ложимся на волшебный ковер -самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома,
поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в царстве феи Любви.
Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Царство феи Любви (песочная терапия).
Психолог проводит это упражнение в песочнице, иллюстрируя свой рассказ многочисленными примерами того, как любовь помогает людям жить. Постоянно делает остановки для того, чтобы дети разыгрывали мизансцены в песочнице.