Вопрос Спортивная ориентация и отбор. Средства и методы

 

Спортивная ориентация и отбор

В настоящее время при высоком уровне мировых спортивных достижений, постоянно повышающихся требованиях к спортсменам, проблема поиска одаренной, талантливой молодежи приобретает исключительную роль.

Добиться высоких спортивных результатов можно только при наличии определенных способностей к спортивной деятельности, к конкретному виду спорта. Отсюда возникает необходимость не просто набора, а целесообразного поиска, отбора юных спортсменов, одаренных в двигательном, функциональном и психологическом отношениях, способных переносить напряженные тренировки без ущерба для здоровья и показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях.

Спортивный отбор складывается из двух звеньев: спортивной ориентации и непосредственного спортивного отбора.

Спортивная ориентация – это система мероприятий, нацеливающая юного спортсмена на занятия тем или иным видом спорта в соответствии с его интересами и прогнозом удовлетворенности от этих занятий.

Основными средствами спортивной ориентации являются: спортивное просвещение, пропаганда и агитация (лекции, беседы, стенды, показательные выступления спортсменов и др.).

Спортивный отбор – это система мероприятий по оценке потенциальной одаренности и прогноза спортивных достижений у спортсменов.

Спортивный отбор проходит две стадии: первичный отбор осуществляется во время набора в секцию и вторичный отбор – в процессе тренировки и соревнований.

Методика отбора состоит из использования на разных этапах педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов.

Педагогические методы позволяют оценить уровень физической подготовленности, координационных способностей, а также темпы прироста спортивно-технического мастерства.

Медико-биологические методы дают возможность изучить анатомо-морфологические особенности детей, состоящие из анализаторных систем и здоровья, оценить уровень и динамику биохимических сдвигов и физиологических функций организма.

Психологические методы обеспечивают изучение особенностей психики спортсмена, влияющих на достижение спортивного успеха при равных условиях и возможностях, а также на психологическую совместимость при комплектовании команд.

Социологические методы позволяют характеризовать мотивацию спортивной деятельности вообще и методов выбора ребенком определенного вида спорта в частности.

Вторичный отбор предусматривает выявление способностей спортсменов уже в процессе специализации в избранном виде спорта. Используется при формировании сборных команд и допуска к крупным соревнованиям.

Вторичный отбор осуществляется в три этапа:

1. Перспективный отбор. У юных спортсменов (13-15 лет) оценивается степень приближения индивидуального уровня развития физических кондиций к «эталонным» показателям спортсменов высокого класса.

2. Предолимпийский отбор (16-17 лет). здесь у спортсменов оценивается абсолютный уровень развития физических качеств и резервных возможностей организма, стабильность высоких спортивных результатов и др.

Олимпийский отбор (18-20 лет) выявляет подготовку спортсменов к высоким спортивным достижениям через биологическую и психологическую надежность (устойчивость) к высоким физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Спортивная ориентация и отбор это только начало пути к вершинам спортивного мастерства. Какими бы феноменальными двигательными способностями не был одарен юный спортсмен, высокие результаты придут к нему только через систематические, упорные тренировки, которые он должен успешно сочетать с учебной и трудовой деятельностью.

 2 вопрос Государственная и общественно-самодеятельная формы физического воспитания в Республике Казахстан

 По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольностьфизкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

 

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо» и др.

 

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: