Организационное обеспечение урока физической культуры

Под организационным обеспечением урока понимают:

- организацию общего порядка учебной деятельности;

- управление занимающимися;

- организацию материально-технических условий занятия;

- организацию работы помощников.

Организация общего порядка учебной деятельности осуществляется в 4-х организационно-методических формах:

1) Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности занимающихся;

Ее варианты:

- одновременное выполнение задания всеми;

- попеременное выполнение (в парах по очереди);

- посменное (“волнами” по несколько человек);

- поточное (один за другим);

2) Звеньевая организация (у каждой группы свое задание);

3) Индивидуальная организация:

- у каждого свое задание;

- у всех одно задание, но различный темп выполнения;

4) Круговая организация.

Способы управления учащимися: команды, распоряжения, указания, подсчет, зрительные и звуковые условные сигналы.

Применение названных способов организации общего порядка деятельности и управления занимающимися зависит от типа и вида урока, возраста и подготовленности учащихся, материально-технической базы, намеченной кривой физической нагрузки. Так, например, фронтальное размещение и одновременное выполнение заданий способствуют повышению моторной плотности урока; групповое размещение и посменное выполнение повышают эффективность процесса обучения, а индивидуальное размещение и посменное выполнение позволяют лучше контролировать качество самостоятельной работы. На особенностях использования данных способов организации детей на уроке в различные возрастные периоды мы остановимся ниже.

Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе

К числу гигиенических требований в физическом воспитании относятся требования:

- к местам занятий;

- к спортивной одежде;

- к спортивной обуви;

- к личной гигиене;

- к нормированию нагрузок.

Так как подробно весь этот материал рассматривается в курсе гигиены, мы не будем останавливаться на каждой группе требований напомним лишь основные гигиенические нормы места проведения занятий и требования по организации занятий.

Требования к местам проведения занятий:

- температура в зале 15-17 градусов;

- батареи должны быть закрыты;

- влажная уборка должна проводиться 2-3 раза в день;

- состояние спортивных снарядов и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности;

- освещенность зала должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Требования по нормированию физических нагрузок на уроках физической культуры:

1) организовывать занятия нужно с учетом состояния здоровья учащихся;

2) подбирать упражнения нужно с учетом возрастно-половых особенностей детей;

3) дозировать нагрузку необходимо адекватно подготовленности занимающихся;

4) обязательны для соблюдения дидактические принципы физического воспитания;

5) регулярное проведение врачебного и педагогического контроля за состоянием организма занимающихся, их физическим развитием и физической подготовленностью.

 

 

Билет

 1 вопрос Урок – основная форма учебной работы по ФК. Структура, содержание и типы уроков.

Урок является общепризнанной формой систематических занятий физическим воспитанием в общеобразовательных и спортивных школах, ПТУ, высших и средних специальных учебных заведениях.

В уроке физического воспитания принято различать две взаимосвязанные стороны: содержание и структуру.

Содержание урока определяют четыре основных элемента:

1. Состав включенных в урок физических упражнений;

2. Содержание деятельности занимающихся, связанных с выполнением предлагаемых упражнений. Эта сторона содержания урока складывается из различных действий учащихся: слушания учителя, наблюдения за демонстрацией упражнений, осмысливания увиденного или услышанного, мысленного проектирования предстоящих действий, непосредственного их выполнения, контроля над своими действиями и их опенки и др.

3. Содержание деятельности педагога, которая складывается из постановки задач урока, организации их выполнения, непрерывного наблюдения за действиями занимающихся, анализа этих действий, оценки выполнения, регулировки нагрузки, а также работы по гуманистическому воспитанию учеников.

4. Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся. Кумулятивные (суммарные) сдвиги в функциональной подготовленности школьников и их психическом состоянии (внимание, память, мышление, скорость двигательной реакции и т. д.), знаниях, умениях, навыках составляют относительно скрытую сторону содержания урока.

12.3. Классификация уроков

Большое разнообразие контингентов занимающихся, программ, условий проведения занятий и других факторов порождает и разнообразие видов уроков, которые можно классифицировать на следующие группы.

12.3.1. Классификация уроков по направленности
физического воспитания

Здесь все уроки могут быть разделены на пять групп:

1. Уроки общей физической подготовки. Они служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания (особенно в детском возрасте). В данных уроках используется все разнообразие средств и методов физического воспитания.

2. Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического восстания в ДЮСШ, ШВСМ и др., и служат средством подготовки спортсменов к соревнованиям.

3. Уроки прикладной физической подготовки (профессиональной и военной). Они определяются конкретным содержанием и характером будущей профессиональной деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы, ПТУ, средних специальных учебных заведений и студентов вузов. Военно-прикладная физическая подготовка, характерная для различных родов войск (ВВС, ВМФ и др.).

4. Уроки лечебной физической культуры служат восстановлению нарушенных в результате заболеваний или травм функций организма. Они характерны для занимающихся в специальных медицинских группах. Содержание данных уроков обусловлено характером нарушений и течением восстановительных процессов в организме. При проведении таких уроков необходима тесная связь с врачом.

5. Методические уроки характерны для физкультурных учебных заведений, факультетов повышения квалификации и др. Они проводятся с целью обучения и совершенствования методики разработки и проведения различных уроков.

12.3.2. Классификация уроков по характеру содержания

Все уроки, исходя из содержания, могут быть разделены на две большие группы: предметные уроки, и комплексные.

1. В содержание основной части предметных уроков включают учебный материал из одного раздела программы (например, гимнастики, лыжного спорта и др.).

2. Комплексные уроки включают в одно занятие материалы из различных разделов программы (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и др.). Характерной особенностью таких уроков является то, что один из разделов программы выступает как стержневой (например, спортивные игры), а другие (гимнастика, легкая атлетика и др.) – как вспомогательные, способствующие развитию необходимых физических качеств и двигательных умений и навыков.

Комплексные уроки трудны в организации, но они более эмоциональны, разносторонне влияют на организм детей, и позволяет весь год держать в поле зрения основные элементы программы, доводить их выполнение до уровня навыка.

12.3.3. Классификация уроков в зависимости от решаемых задач и особенности их проведения

Предметные и комплексные уроки в зависимости от преимущественного решения задач могут делиться на учебные, тренировочные, контрольные и комбинированные.

1. На учебных уроках основное внимание уделяется обучению новому учебному материалу и сообщению теоретических сведений.

2. Тренировочные уроки служат преимущественно совершенствованию ранее изученного материала и воспитанию физических качеств.

3. Контрольные уроки решают преимущественно задачи контроля над ходом освоения изучаемого материала и развития физических качеств. Проводятся в форме тестирования.

4. В практике физического воспитания в чистом виде учебные, тренировочные и контрольные уроки встречаются достаточно редко. В основном они комбинируются, т. е. на уроке ставятся несколько задач: обучение упражнениям, совершенствование ранее изученного материала, контроль над уровнем развития физических качеств и др.

Под содержанием урока часто подразумевается только определенный набор физических упражнений, предлагаемых учениками.

Однако анализ происходящего на уроке показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата является процесс выполнения учащимися запланированных упражнений и связанная с этим выполнением многообразная деятельность занимающихся.

Таким образом, понятие содержание урока многогранно. Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу. Поэтому в практике работы различают содержание урока, практикуемое и реально сложившееся в процессе его проведения. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса. Которая требует:

- последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность;

- постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности;

- последовательного решения намеченных на данное занятие задач (обучить, повторить, совершенствовать);

- обеспечения хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделение урока на 3 части (вводную, основную, заключительную).

Каждый урок физической культуры должен иметь четкие и конкретные педагогические задачи (исправить ошибки; повторить технику; совершенствовать умения, научить и т. д.), которые, как правило, решаются в полном их дидактическом единстве. Однако это вовсе не значит, что они должны уместиться в одной схеме конкретного урока. Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главным в уроке, а такую задачу, как, например, «Воспитание правильной осанки», мы должны подразумевать на весь учебный процесс, но их мы в конспект не пишем.

Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Обучение, воспитание, физическое развитие и физическая подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Необходимо помнить при этом, что заимствованный опыт на этой основе не всегда идет гладко. Вместе с тем, необходимо помнить и о том, что на современном этапе дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания – одно из главных требований реформы школы.

Дифференциация обучения – предполагает определение четких заданий мальчикам и девочкам (отдельным группам учеников – основная, подготовительная медицинские группы) с учетом возраста, уровня физической подготовленности и физического развития.

Индивидуализация обучения – заключается в осуществлении индивидуального (к каждому ученику) подхода в процессе обучения и воспитания.

Поэтому, по возможности, на каждом уроке надо закреплять сложные двигательные действия, обучать учеников умению выполнять их в изменяющейся, нестандартной обстановке. Вполне естественно, что на каждом уроке необходимо осуществлять систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, необходимое для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основы движений человека в ходьбе, беге, прыжках и т. д.

Осуществляя текущее повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного и закрепления двигательных действий, следует переходить к обобщаемому повторению или, как мы его называем, спортивному совершенствованию. Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой-либо отрезок времени.

Успех занятия предопределяется уже в процессе подготовки к нему. Однако нельзя забывать и о том, что конкретная ситуация не всегда может быть предусмотрена, для проведения урока необходимо подготовить план его проведения (план-конспект урока – стаж работы до 5 лег; конспект урока – стаж работы до 10 лет; поурочный рабочий план – стаж работы свыше 10 лет).

Форма плана-конспекта имеет общепринятый вид, однако, многими учителями ведется поиск по выработке иных, более легких форм и методов составления планов-конспектов уроков по физической культуре (см. таблицы ниже).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: