Принципы эффективности мультимедиа по Мейеру

Принцип Описание
Мультимедия Обучение с использованием текста и графики лучше, чем с использованием только текста
Пространственная связь При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика располагаются рядом с друг другом
Временная связь При обучении, сопровождающимся текстом и графикой, лучше, когда корреспондирующие текст и графика появляются одновременно, а не друг за другом
Логичность При обучении лучше, если текст, графика или звук не избыточны
Модальность При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается экранным текстом
Избыточность При обучении лучше, если анимация сопровождается дикторским голосом, чем если анимация сопровождается и дикторским голосом и экранным текстом
Индивидуальные отличия Эффект этих принципов более сильно выражен при обучении начальным знаниям, чем знаниям высокого уровня, и для сильно территориально удаленных учеников, чем для малоудаленных территориально.

 

Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей.

В процессе разработки учебно-методических материалов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Поэтому, преподаватель нового века должен уметь осуществлять технологическую подготовку и эффективно использовать в обучении информационные образовательные продукты различных видов (электронные дидактические материалы, учебники, пособия и т.д). Для этого необходимо понимать место и роль визуальных методов, их грамотного использования в информационных технологиях обучения.

 

Способы организации деятельности обучающихся на этапе выбора стратегии решения. Дидактическая ценность этих заданий

Термин «стратегия» заимствован из сферы военного искусства и происходит от греческого «strategia» (stratos- войско + ago-веду). В более общем смысле он трактуется как искусство планирования, руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.

Познавательные стратегии объединяют способности и деятельность. Способности базируются на стратегиях, а они, в свою очередь, являются операционально-управленческой частью деятельности. Конкретный набор и последовательность действий и операций определяет познавательную стратегию, а системный комплекс стратегий, в свою очередь,- конкретную способность. Развитие общих и специальных способностей школьников- одна из важнейших задач, которую разнообразными способами пытаются решить педагоги и психологи, проектируя для этого различные методики, образовательные технологии и модели.

В реальной образовательной практике часто происходит смешение способностей и деятельности. Нередко можно слышать, что ребенок не имеет способностей к математике или языку. Вполне очевидно, что сложности могут быть связаны не со специальными способностями, а с отсутствием мотивации, индивидуальной неприспособленностью ребенка к данной образовательной технологии или среде, общими способностями к обучению. Эксперименты показали, что группа «мотивированных» к обучению детей становится значительно шире, если учитель владеет специальными инструментами по выявлению и развитию познавательных стратегий.

 

Познавательные стратегии– это последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.

Таким образом, познавательная стратегия является реализацией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности следующих составляющих:

· Представление цели.

· Мотивация.

· Критерии достижения цели.

· Основные операции и действия, направленные на реализацию цели.

· Последовательность операций и действий.

· Контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата.

· Критерии прекращения процесса деятельности.

· Фиксация результатов деятельности.

При этом микростратегии затрагивают мыслительные операции внутреннего плана действий, а макростратегии в большей степени касаются взаимосвязи действий внутреннего и внешнего планов.

Универсальные стратегии являются обобщением наиболее успешных микро- и макростратегий различных субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: