Принцип постепенности и последовательности и их реализация в практике физического воспитания

Принцип последовательности

Требования к последовательности обучения двигательным действиям и развития физических качеств выражается в трех дидактических правилах: от освоенного – к неосвоенному; от легкого – к трудному; от простого – к сложному.

Новые двигательные умения и навыки возникают на базе старых, ранее приобретенных. Поэтому одно из решающих методических условий последовательности в процессе физического воспитания – это преемственность физических упражнений при их обучении. Необходимо, чтобы учебный материал при планировании распределялся таким обрезом, чтобы содержание предыдущего урока служило ступенькой к освоению следующего.

4.5. Принцип постепенности (прогрессирования)

Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарастании объема и интенсивности нагрузки и в усложнении техники выполняемых упражнении. Возможны три формы постепенного повышения нагрузки (Рисунок 4).

1.        Прямолинейно- 2. Ступенчатая  3. Волнообразная

           восходящая

Рис. 4. Основные формы повышения физической нагрузки в недельном
цикле тренировки (по Л. П. Матвееву)

Прямолинейно-восходящая форма предусматривает постепенное повышение нагрузки (от занятия к занятию), при этом прирост тренированности незначителен, а интервалы отдыха между занятиями достаточно большие.

При ступенчатой форме предусматривается более крутое повышение физической нагрузки, причем ее рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких занятий. Это дает возможность подтянуть отстающие приспособительные изменения в организме к данной нагрузке и стабилизировать достигнутые положительные сдвиги.

При волнообразной форме нарастание нагрузки сочетается с ее снижением. Непременным условием повышения тренированности является воспроизведение последующих волн на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.

В обучении двигательным действиям также используются две формы повышения требований к учебному материалу:

1. Прямолинейная. Предусматривает постановку новых задач на каждом занятии.

2. Ступенчатая. При данной форме требования по освоению учебного материала предъявляются к занимающимся в течение нескольких занятий, и новые задания даются после адаптации занимающихся к ранее поставленным задачам.

Границы функциональных возможностей учеников постоянно расширяются, что, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного повышения требований. Следовательно, чем выше уровень подготовленности занимающихся, тем более высокие требования необходимо предъявлять к ним.

Важнейшим условием прогрессирования требований является доступность новых заданий и связанных с ними нагрузок для занимающихся. Определяя меру доступного, учитель физической культуры должен руководствоваться прежде всего существующими школьными программами и нормативными требованиями, установленными для различных возрастных и половых контингентов учащихся на основе научных данных.


Билет.

1. Подготовьте примерную программу соревнований «Веселые старты» в летнем оздоровительном лагере для младших школьников.

Спортивные соревнования в оздоровительном лагере проводятся прежде всего по видам упражнений, составляющих содержание учебной программы школы (день бегуна, день прыгуна и т. д.) или по многоборью («Дружба» и др.).

Спартакиада оздоровительного лагеря, как правило, проводится во второй половине пребывания в лагере очередной смены и заканчивается финальными соревнованиями и выступлениями на заключительном общелагерном празднике (за 2-3 дня до закрытия лагеря).

В программу лагерной спартакиады для младших детей включаются соревнования по легкой атлетике и играм. Вначале проводятся соревнования внутри звеньев, затем в отрядах между звеньями, а потом между отрядами. На открытии и закрытии спартакиады проводится парад, массовые гимнастические выступления и финальные встречи лучших отрядов. Победители, как правило, награждаются ценными призами, а также призами, изготовленными руками самих отдыхающих.

В проведении спартакиады участвует актив лагеря, воспитатели. Общее руководство спартакиадой осуществляет начальник лагеря. За подготовку и проведение отвечает руководитель физкультуры.

В каждом оздоровительном лагере ищут и находят свои формы проведения массовых мероприятий и, в частности, соревнований. Для каждого оздоровительного сезона составляется календарный план спортивно-массовых мероприятий и программа общелагерной спартакиады. Следует отметить то, что особенно интересно могут проходить в оздоровительных лагерях «Веселые старты».

«Веселые старты» наиболее целесообразно планировать на вторую половину лагерной смены и проводить их во второй половине дня (после полдника и до ужина). Во многих лагерях их приурочивают к родительским дням. В этом случае в конкурсах обычно принимают участие и родители.

Эстафеты с быстрой ходьбой, бегом, прыжками, усложненные дополнительными заданиями переноской, перехватыванием, перекладыванием, бросанием в цель мячей и других предметов, катанием обруча, прыжками через скакалку, преодолением различных препятствий путем переползания, пролезания, прохождения по кубикам, узким рейкам и т. д.

Не следует ранее, чем за 2-3 дня до соревнований, оглашать программу. Иначе возможен нездоровый ажиотаж, натаскивание команд. В конечном итоге дети могут потерять интерес к соревнованию, сопровождающемуся длительными репетициями.

Большое внимание в оздоровительном лагере уделяется прогулкам и походам по заранее опробованным маршрутам.

По приезду в лагерь намеченные маршруты рассматриваются и уточняются преподавателями географии, биологии, истории и утверждаются начальником лагеря. Затем составляется схематическая карта окрестностей лагеря с указанием маршрутов. Она вывешивается в комнате актива.

С учащимися 1-2 классов проводятся небольшие прогулки продолжительностью 1,5-2 часа. Цель – ознакомление с окрестностями и достопримечательностями, сбор цветов и ягод, наблюдение за жизнью леса и т.д. Прогулки проводятся воспитателями. Во время прогулок дети поют, играют, слушают рассказы старших. С учениками 3 классов, кроме прогулок, проводятся экскурсии продолжительностью 3-4 часа. Во время экскурсий проводится сбор коллекций, гербариев, ориентировка на местности по карте, компасу, организуется игра на местности.

Кроме прогулок и экскурсий, в оздоровительном лагере могут быть проведены однодневные и двухдневные походы. К ним допускаются только физически здоровые и тренированные дети. Маршрут и график разрабатываются с учетом цели, поставленной перед походом. Руководитель похода рассчитывает время, необходимое на пребывание в пути, большой привал и отдых (с учетом приема пищи), выполнение основной задачи похода и на проведение заданий и игр.

В процессе подготовки руководитель похода проводит с участниками несколько занятий, на которых рассматриваются правила поведения в походе, и уточняются обязанности участников. В поход с группой в 20-25 человек идут воспитатель, руководитель физкультуры, врач или медсестра. Маршрут похода, как правило, утверждается начальником лагеря и спасательной службой. Заранее определяются точки передачи информации о передвижениях по маршруту.

Вся организация работы оздоровительного лагеря должна способствовать полноценному использованию естественных сил природы для укрепления здоровья и закаливания организма детей. С этой целью для педагогического состава оздоровительного лагеря проводятся еженедельные инструктивно-методические занятия. На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методика проведения конкретных мероприятий.

Обязанности должностных лиц лагеря по руководству физическим воспитанием детей и содержание их работы распределяются следующим образом. Начальник оздоровительного лагеря и старший воспитатель осуществляют руководство и контроль, несут ответственность за постановку работы по физическому воспитанию, обеспечивают условия для полноценных занятий.

Педагог по физическому воспитанию планирует совместно со старшим воспитателем всю физкультурную работу с педагогическим коллективом лагеря и физкультурным активом, а также осуществляет контроль над ее проведением.

Инструктор по плаванию принимает участие в организации и проведении всех общелагерных физкультурных мероприятий, составляет по согласованию с педагогом по физическому воспитанию и администрацией лагеря расписание купаний, план занятий по обучению детей плаванию, проводит занятия по обучению плаванию, обучает приемам спасения и оказания первой помощи, организует соревнования по плаванию, игры и праздники на воде.

Педагог-воспитатель принимает участие в проведении массовых физкультурных мероприятий и обеспечивает педагогическую направленность деятельности вожатых отрядов и детей.

Вся физкультурная работа в лагере должна проводится под контролем медицинских работников.

Основные документы планирования и учета по физическому воспитанию:

1. Общий план, который включает следующие разделы:

а) организационная работа,         

б) физкультурная работа,

в) работа по подготовке физкультурного актива;

д) хозяйственная работа.                                                                       

2. Календарный план спортивно-массовых мероприятий.

3. Положение о соревнованиях.

4. Протоколы соревнований.

5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря.

6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или освобождение от них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: