Виды юридической ответственности за нарушения в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

ч. 1 и ч. 2 ст. 107 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут:

· дисциплинарную:

· гражданско-правовую;

· административную;

· уголовную ответственность.

Операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок и их должностные лица за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушения правил и процедур размещения государственных и муниципальных заказов (ст.7.29-7.32 КоАП РФ), а также за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст.15.14 КоАП РФ данные виды ответственности рассматриваются применительно к нарушениям при использовании средств на государственные и муниципальные закупки).

 

Диспозиция ч.1 ст.15.14 схожа с диспозицией ст.289 БК РФ, различия лишь в том, что в КоАП РФ законодатель конкретизирует субъекта правонарушения - получателя бюджетных средств. Кроме того, административным нарушением нецелевое использование бюджетных средств будет лишь в том случае, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, таких ограничений нет в ст.289 БК РФ.

 

К нарушениям правил и процедур размещения государственных и муниципальных заказов относятся: несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа (ст. 7.29 КоАП РФ); нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ);

 

За нарушение законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд установлена ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 500 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц и организации, в которой нарушения были допущены.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

 

Под ответственностью за нарушение обязательств в гражданском праве понимается обеспеченное государственным принуждением возложение предусмотренных законом лишений на лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом. Наиболее общие правила об ответственности за нарушение обязательств содержатся в ГК РФ (ст. 393-406), специальные правила об ответственности за неисполнение государственных и муниципальных контрактов содержатся в Законе № 94-ФЗ.

Ответственность за нарушение обязательств обладает специфическими чертами: это всегда имущественная ответственность; она обеспечивается принуждением; носит компенсационный характер и направлена на возмещение затрат, а в ряде случаев и штрафной характер; строится на началах юридического равенства; невозможна ответственность без вины.

Санкции. Законом установлено, что неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

 

В рамках действующего УК РФ нарушения в сфере закупочной деятельности со стороны организаторов закупок могут быть квалифицированы по ряду его статей, преимущественно содержащихся в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» при наличии всех признаков состава преступления.

В частности, это уголовная ответственность, предусмотренная следующими статьями УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), превышение должностных полномочий (ст. 286), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292) и халатность (ст. 293).

Субъектами указанных преступлений являются должностные лица - представители государственного и муниципального заказчика либо организаций, наделенных полномочиями заказчика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: