Дисциплинарная ответственность в сфере закупок

К дисциплинарной ответственности привлекается работник работодателем за дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность предусмотрена законодательством, регулирующим трудовые, служебные отношения. Прежде всего – Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в числе которых: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной

службе в Российской Федерации». Предусмотрена также материальная ответственность работодателей и работников. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представителем нанимателя могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение по соответствующим основаниям. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представителем нанимателя могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, как и к любому виду юридической ответственности, установлен законом. При несоблюдении представителем нанимателя порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (сроки, получение объяснений), отсутствии оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, локальными актами, суд признает наложение взыскания незаконным при его оспаривании.

 

Гражданско-правовая ответственность в сфере закупок.

Статья 107 44-ФЗ. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер и может распространяться не только на физических, но и на юридических лиц. В ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ устанавливается требование обязательного включения в контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Такая ответственность выражается во взыскании неустойки в форме пени или штрафа. Пени начисляются в случае просрочки исполнения обязательств, оговоренных контрактом, штрафы – в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных обязательств.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Размеры штрафов для заказчика, а также пеней и штрафов для поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА И ВЗЫСКАНИЯ НЕУСТОЙКИ (ШТРАФА, ПЕНИ), НАЧИСЛЯЕМЫХ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ, НЕИСПОЛНЕНИЯ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ) ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНТРАКТОМ.

Согласно статье 330 ГК РФ, неустойка (штраф, пени) это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случаях просрочки исполнения обязательств. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В случае просрочки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Пеня начисляется за каждый день просрочки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). За исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом). Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (часть 9 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае не-надлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1011, такие правила утверждены:

· установлен дифференцированный размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, в том числе гарантийного обязательства, в зависимости от цены контракта. Если в контракте есть этапы исполнения, штраф поставщику (подрядчику, исполнителю) начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта; 

· штраф составляет 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает от 3 млн. рублей; штраф составляет 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей включительно, далее – снижение размера штрафа при повышении цены кон-тракта. Наименьшая сумма штрафа - 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей. Если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ранее, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 штраф составлял 0,5 процента цены контракта (не этапа) в случае, если цена контракта превышала 100 млн. рублей, снижения размера штрафа при дальнейшем повышении цены контракта не предусматривалось;

· установлен дифференцированный размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного контрактом обязательства, которое не имеет стоимостного выражения:

а)1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б)5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в)10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г)100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Аналогично устанавливается размер штрафа для заказчика.

Таким образом, с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 № 1042 и его дальнейшего изменения дифференцируется, в ряде случаев уменьшается размер штрафа по государственному или муниципальному контракту.

И все же заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель) при этом находятся в неравном положении: заказчик, действуя в интересах государства, муниципального образования, обязан требовать уплаты неустойки с поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения последним обязательств по контракту, а поставщик (подрядчик, исполнитель) в аналогичном случае вправе требовать с заказчика уплаты неустойки. Следует отметить, что на практике поставщик (подрядчик, исполнитель) этим правом пользуется далеко не всегда, чтобы «не портить отношения с заказчиком».

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 № 1011 снижает размер штрафа для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; согласно данному постановлению общая сумма начисленных штрафов и для поставщика (подрядчика, исполнителя), и для заказчика не может превышать цену контракта. К тому же уменьшение неустойки остается правом, а не обязанностью суда, который при принятии решения об уменьшении неустойки исследует все обстоятельства нарушения обязательства, включая степень вины должника, и, разумеется, устанавливает сам факт такого нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: