Теоретические вопросы

1.Соотношение дисциплин «Этика» и «Деловые коммуникации».

2.Соотношение дисциплин «Социальная психология» и «Деловые коммуникации».

Задание

Проблемной областью дисциплины «Деловые коммуникации» является:

а) исследование психологических механизмов воспитания;

б) обоснование психологических методов обучения;

в) изучение особенностей психологического и этического взаимодействия людей в бизнесе;

г) исследование наследственных механизмов психики. Ответ обоснуйте.

 

4.Тест. Отметьте верную характеристику логического коммуникативного барьера:

1) барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления;

2) логический барьер возникает из-за неправильной стилистической организации речи;

3) логический барьер возникает из-за национальных особенностей участников коммуникации.

 

Методические рекомендации

  В первом вопросе необходимо прежде всего раскрыть содержание дисциплины “Этика”. При этом важно обратить внимание на то, что этика является наукой о морали, о тех нормах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной жизни и деловом общении. В связи с этим следует показать, каковы основные принципы деловой коммуникации между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, а также между коллегами по деловому общению. После этого рекомендуется показать место проблематики дисциплины “Этика” в содержании дисциплины “Деловые коммуникации”. Речь, в частности, идет о тех этических нормах и правилах, которые имманентно включены в деловые коммуникации.

 Во втором вопросе важно отметить, что социальная психология представляет собой и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение; указать, что общего между этими науками, если рассматривать социальную психологию как отрасль психологического знания, изучающую закономерности общения и деятельности людей, включенных в разные социальные группы, а также психологию самих этих групп.

Вариант 5. Личность в деловой коммуникации

План

Теоретические вопросы

1. Понятие «личность» в отечественной и западной психологии.

2. Основные типологические характеристики личности и их роль в деловой коммуникации.

3. Задание

Охарактеризуйте основную мысль фрагмента текста из работы 3. Фрейда «Введение в психоанализ».

«Оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение. До сих пор мы все время говорили об ошибочных действиях, а теперь оказывается, что иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия. Этот действительный смысл ошибочного действия в отдельных случаях совершенно очевиден и несомненен».

4. Тест. Трудности эффективного слушания возникают из-за

1)       низкой техники чтения;

2)       отключения внимания;

3)       незнания законов построения речи.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо раскрыть понимание сущности и природы личности такими отечественными учеными, как СЛ. Рубинштейн. Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев и др. При этом необходимо обратить внимание на то, что в основе их концепций лежит принцип единства сознания и деятельности, с этим связана сущность деятельностного подхода в психологии. Среди западных ученых обратите внимание на теории личности 3. Фрейда. К. Юнга, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Покажите специфику подхода к рассмотрению личности каждым из них.

Во втором вопросе следует дать основные типологические характеристики личности и то, как они влияют на деловую коммуникацию. Речь, в частности, идет о психофизиологических характеристиках личности, акцентуации характера и др^ Приведите примеры влияния психологии личности на деловую коммуникацию из личной практики.

Вариант 6. Основные направления современной западной психологии

План

Теоретические вопросы

1.Бихевиоризм как направление в психологии.

2.Основные положения когнитивной психологии.

3. Задание

К гештальтпсихологии следует отнести положение:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт, например хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

Ответ обоснуйте.

4. Тест. Определите размеры «личной» зоны деловой коммуникации:

1) менее 45 см;

2) 45 см - 120 см;

3) 1,2 м – 3,5 м;

4) Более 3,5 м.

                                    Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего, с позиций бихевиоризма, является поведение. Какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма? В чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии?

Во втором вопросе важно указать, что когнитивная психология возникла как реакция на бихевиоризм, отрицающий роль внутренней организации психических процессов. В связи с этим следует иметь в виду, что основной постулат представителей когнитивной психологии состоит в том, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: