План
Теоретические вопросы
1. Соотношение этики и морали. Основные категории и принципы этики.
2. Становление и эволюция этики деловой коммуникации.
3. Задание
Раскройте влияние рыночных отношений на этику деловой коммуникации.
4. Тест. Чему уделяется особое внимание при деловой переписке
1) культуре устной речи, тону;
2) культуре письменной речи;
3) внешнему виду, походке;
4) мимике, взгляду;
5) жестикуляции.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос | необходимо иметь в виду, что существуют такие нравственные нормы отношений между людьми, которые люди рассматривают как образцы, как идеальные нормы, как сферу должного. На этом уровне, формируются моральные кодексы. Вместе с тем существуют теория морали, учение о морали и нравственности. Студенты должны уметь объяснить, где речь идет об этике, где о морали и нравственности. После этого рекомендуется обратить внимание прежде всего на такие категории этики, как добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь достоинство.
|
|
Во втором вопросе следует рассмотреть такие проблемы становления этики делового общения, как восточная традиция, этика делового общения в конфуцианстве, западная традиция, протестантская этика. Необходимо также затронуть вопрос о современном состоянии этики деловой коммуникации особенно в связи с тем, что в нашей стране сегодня утверждается этика делового общения в условиях рыночных отношений.
Вариант 18. Этика деловой коммуникации в сфере предпринимательской деятельности
План
Теоретические вопросы
1. Понятие «деловая этика».
2. Основные принципы этики деловой коммуникации в организации
3. Задание. Какова взаимосвязь между необходимостью соблюдения этических принципов в бизнесе, с одной стороны, и стремлением предпринимателей к прибыли - с другой? Обоснуйте свою позицию по даному вопросу.
4. Тест. Что неблагоприятно влияет на восприятие сотрудника его собеседником?
1) опрятность форменной одежды;
2) ухоженный вид;
3) подтянутость;
4) горячность, торопливость;
5) спокойствие и уравновешенность.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть влияние рыночных отношении на изменение представлений об этике делового общения. (Характеризуйте понятие «этический менеджмент». Укажите, какова роль нравственной культуры в процессе усвоения личностью современных принципов делового общения в бизнесе.
Отвечая на второй вопрос, необходимо раскрыть особенности корпоративной этики делового общения. Этическая культура делового общения в организации: максимум такта, максимум великодушия. максимум симпатии, максимум, скромности, вежливости, толерантности. Важно осветить еще ряд вопросов: этика делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх» и этика делового общения <яю горизонтали». Обратите также внимание на способы повышения нравственного уровня делового общения в организации.
|
|
Вариант 19. Этикет и культура поведения делового человека
План
Теоретические вопросы
1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.
2. Основные правила современного делового этикета.
3. Задание
Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении? Ответ обоснуйте.
4. Тест. Не относятся к внутренним конфликты между:
1) моральными чувствами и интеллектом;
2) долгом и желаниями;
3) возможностями и стремлениями;
4) родителями и детьми;
5) мотивами и чувствами.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует рассмотреть особенности делового этикета. Укажите, в чем заключается единство этической и эстетической стороны этикета. Возможен ли отказ от этикетных правил. Назовите и охарактеризуйте речевой этикет, этикетные церемонии, этикет делового письма.
Во втором вопросе важно рассмотреть правила делового этикета. Укажите, в чем заключается функциональное назначение существующих правил делового этикета. Приведите конкретные примеры приветствия, поведения, обращения в деловом общении и охарактеризуйте их. Назовите речевые и психологические правила делового общения.
Вариант 20. Деловой этикет как сторона деловой
Коммуникации
План
Теоретические вопросы
1.Деловой этикет как сторона деловой коммуникации.
2.Культура речи и деловая коммуникация.
3. Задание
Проведите системный анализ делового этикета в вашей организации (группе). Составьте таблицу его наиболее важных норм и правил.
4. Тест. Какой вид конфликтов является самым трудноразрешимым?
1) внутриличностный;
2) межличностный;
3) этнический;
4) семейный;
5) производственный.
Методические рекомендации
Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что деловой этикет является важнейшей стороной профессионального поведения. Прежде всего раскройте понятие и особенности делового этикета. Обратите внимание на единство этической и эстетической сторон делового этикета.
Во втором вопросе необходимо показать важность такого компонента деловой коммуникации, как культурная речь. В связи с этим рекомендуется раскрыть основные составляющие культурной речи и основные ошибки и недостатки, которые встречаются в общении, в том числе в выступлениях перед аудиторией. Покажите различие между понятиями «культурная речь» и «грамотная речь».