Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Выпускная квалификационная работа
Выполнила
Логунова Анна Юрьевна
Студентка 4 курса группы 402 – “ДО”
Руководитель работы
Котяшова Анна Сергеевна
Мончегорск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..6
1.1. Основные подходы к понятию и характеристике «культура поведения»………..6
1.2. Особенности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...10
1.3. Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании культуры поведения старших дошкольников……………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ………………………………..18
2.1. Общие положения…………………………………………………………………..18
|
|
2.2. Организационный компонент……………………………………………………...18
2.3. Целевой компонент…………………………………………………………………19
2.4. Содержательный компонент…………………………………………………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……………………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время, и она должна решаться всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к детям. То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения: воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; прививать бережное отношение к культурным ценностям; знакомить родителей с работой по воспитанию культуры поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
|
|
Средством формирования культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных качеств [6; с. 45].
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и др. Для успешного воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Это отмечают многие исследователи, такие, как Р.И. Жуковская, СА. Козлова, ТА. Маркова, Э.Г. Пилюгина и др.
Одним из эффективных средств формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Использование сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста изучали Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др. Роль игровой деятельности в воспитании культуры поведения раскрыта в работах А.К. Бондаренко, Е.В. Зворыгиной, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е. Смирновой и др.
В настоящее время большинство исследований, посвященных формированию культуры поведения, относится к подростковому и младшему школьному возрасту. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, представлено недостаточно. Как показывает анализ литературы, не осуществлено комплексное изучение путей формирования и воспитания культуры поведения в разных видах деятельности детей дошкольного возраста, в котором решающая роль отводилась бы сюжетно-ролевой игре - ведущей деятельности этого возрастного периода.
В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании личности, владеющей культурой поведения и недостаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении [16; с. 99]. Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования возможности сюжетно-ролевой игры в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Всё вышесказанное определяет актуальность данной проблемы «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
Цель работы: воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по выбранной теме;
2. Определить сущность понятия «культура поведения»
3. Раскрыть роль сюжетно - ролевой игры в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень культуры поведения у старших дошкольников.
5. Изучить родительскую компетентность в вопросах культуры поведения детей.
6. Разработать и реализовать проект по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».
7. Проанализировать итоги реализации проекта.
Объект работы: культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
|
|
- изучение и анализ литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- проектирование.
Выпускная квалификационная работа имеет проектный характер. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ