Глава I. Обзор и анализ литературных источников

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Выпускная квалификационная работа

 

Выполнила

                                                                                   Логунова Анна Юрьевна

Студентка 4   курса группы 402 – “ДО”  

Руководитель работы

Котяшова Анна Сергеевна

 

 

Мончегорск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..6

1.1. Основные подходы к понятию и характеристике «культура поведения»………..6

1.2. Особенности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...10

1.3. Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании культуры поведения старших дошкольников……………………………………………………………………………13

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ………………………………..18

2.1. Общие положения…………………………………………………………………..18

2.2. Организационный компонент……………………………………………………...18

2.3. Целевой компонент…………………………………………………………………19

2.4. Содержательный компонент…………………………………………………….....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……………………39



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время, и она должна решаться всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к детям. То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения: воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета; воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; прививать бережное отношение к культурным ценностям; знакомить родителей с работой по воспитанию культуры поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Средством формирования культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных качеств [6; с. 45].

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены труды Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и др. Для успешного воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Это отмечают многие исследователи, такие, как Р.И. Жуковская, СА. Козлова, ТА. Маркова, Э.Г. Пилюгина и др.

Одним из эффективных средств формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Использование сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста изучали Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др. Роль игровой деятельности в воспитании культуры поведения раскрыта в работах А.К. Бондаренко, Е.В. Зворыгиной, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е. Смирновой и др.

 В настоящее время большинство исследований, посвященных формированию культуры поведения, относится к подростковому и младшему школьному возрасту. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, представлено недостаточно. Как показывает анализ литературы, не осуществлено комплексное изучение путей формирования и воспитания культуры поведения в разных видах деятельности детей дошкольного возраста, в котором решающая роль отводилась бы сюжетно-ролевой игре - ведущей деятельности этого возрастного периода.

В настоящее время можно выявить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании личности, владеющей культурой поведения и недостаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении [16; с. 99]. Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования возможности сюжетно-ролевой игры в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Всё вышесказанное определяет актуальность данной проблемы «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

 Цель работы: воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать литературные источники  по выбранной теме;

2. Определить сущность понятия «культура поведения»

3. Раскрыть роль сюжетно - ролевой игры в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить уровень культуры поведения у старших дошкольников.

5. Изучить родительскую компетентность в вопросах культуры поведения детей.

6. Разработать и реализовать проект по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

7. Проанализировать итоги реализации проекта.

Объект работы: культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- наблюдение;

- анкетирование;

- проектирование.

Выпускная квалификационная работа имеет проектный характер. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


 


ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: