Содержательный компонент

 

На I этапе была изучена литература по выбранной теме; проведено наблюдение за поведением дошкольников старшей группы и проведено анкетирование родителей.

Разработан проект по воспитанию культуры поведения  у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Для наблюдения была предложена система наблюдения за культурой поведения старших дошкольников Л. Кедеровой, которая разработана на основании примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией   Н.Е.Веракса [2].

Программа наблюдения за культурой поведения старших дошкольников выглядит следующим образом.

1. Умение здороваться:

а) здоровается громко со всеми  - 3 балла;

б) обращается только к воспитателю – 2 балла;

в) не здоровается - 1 балл.

2. Умение прощаться:

а) прощается громко со всеми - 3 балла;

б) обращается только к воспитателю – 2 балла;

в) не прощается – 1 балл.

3. Особенности и характер обращений:

а) Часто обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами - 3 балла;

б) редко обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами – 2 балла;

в) не обращается -  1 балл.

4. Тон обращения:

а) плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный – 1 балл;

б) приказной, повелительный – 2 балла;

в) спокойный, добродушный, доверчивый – 3 балла.

5. Выражение благодарности:

а) благодарит всегда и всех – 3 балла;

в) благодарит лишь иногда – 2 балла;

б) не благодарит 1 – балл.

6. Культура диалога:

а) не перебивает разговора старших и детей -  3 балла;

б) перебивает разговор старших и детей – 2 балла;

в) вообще ни общается, ни с кем - 1 балл.

7. Умение оказывать помощь:

а) предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовность – 3 балла;

б) помогает, но оскорбляет при этом другого (поведением, словами) – 2 балла;

в) не помогает – 1 балл.

Обработка результатов.

Максимальное число баллов – 21 балл.

Если ребенок получает 18 -21 балл, то это показатель высокого уровня культуры поведения ребенка;

- 10 -17 баллов – среднего  уровня культуры поведения ребенка;

-0-9 баллов указывает на низкий уровень овладения ребенком навыками культурного поведения.

Результаты наблюдения за культурой поведения в группе  старших дошкольников нами оформлены в таблице 1, а также в «Приложение 1» по каждому участнику.

Таблица 1

Уровни развития культуры поведения старших дошкольников на начальном этапе проекта

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
10% 40% 50%

 

Анализ данных таблицы 1 показывает, что 10% (детей) набрали по 18 баллов и показали высокий уровень культуры поведения. Это значит, что дети здороваются и прощаются  громко со всеми,  часто обращаются к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон общения всегда спокойный, добродушный, доверчивый. Но старшие дошкольники благодарят лишь иногда, могут перебивать разговор старших и детей, при обращении за помощью - помогают, но могут оскорблять при этом другого (поведением, словами).

40 % старших дошкольников показали средний уровень развития культуры поведения. Они набрали 17-10 баллов. Это значит, что дети, в основном, здороваются и прощаются при уходе только с воспитателем, редко обращаются к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон обращения часто приказной, повелительный, благодарят лишь иногда, при диалоге перебивают разговор старших и детей, если помогают, то часто оскорбляют при этом другого (поведением, словами).

Половина старших дошкольников (50%) показали низкий уровень развития культуры поведения и набрали от 7 до 9 баллов. Дети практически всегда не здороваются и не прощаются, не обращаются к взрослому и сверстнику, тон обращения обычно плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный, не благодарят взрослых и сверстников, практически вообще ни общаются, ни с кем, не помогают сверстникам при затруднениях.

Результаты выражены на гистограмме 1:

Рис. 1. Уровни развития культуры поведения старших дошкольников на начальном этапе проекта

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на наличие в группе детей с высоким и средним уровнем развития культуры поведения, в группе имеются дети (50%),  у которых выделены проявления низкого уровня развития культуры поведения. Они особенно нуждаются в педагогической поддержке.

Было проведено анкетирование родителей (Приложение 2). Цель: изучение родительской компетентности в вопросах воспитания культуры поведения детей. Использовалась анкета, разработанная И.В. Зерщиковой [13, с.32 ].

Обработка данных анкетирования: анализируются ответы родителей, составляется процентное соотношение.

Анализ анкетирования родителей показал, что 45 % (9) родителей не всегда знают, какие утешительные слова ребенок употребляет. У 90% (18) родителей дети не используют нежные и ласковые слова. 50% (10) родителей отметили, что их дети применяет силу в конфликтных ситуациях. 20% (4) родителей только знают, какими способами вежливого обращения к знакомым и близким владеет их ребенок. 25% (5) родителей считают своего ребенка достаточно вежливым. 75% (15) родителей полагают, что работу над этим необходимо продолжать.

По результатам наблюдений за детьми и анкетирования родителей нами был разработан проект по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (таблица 2).

Таблица 2

Проект по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

 

№ п/п   Мероприятия Сроки
1. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Поликлиника» + «Аптека». - «Детский сад». - «Магазин» (овощной). - Первичное анкетирование родителей. - Наблюдение за культурой поведения старших дошкольников. Октябрь 2019
2. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Летчики». - «Водители». - Автомастерская». - «Магазин игрушек». - Родительское собрание в старшей группе (см. Приложение 5). Ноябрь
3. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Магазин. Супермаркет». - Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси». - «Больница» + «Аптека». - «Больница» + «Аптека». Декабрь
4. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Почта». - «Ателье». - «Зоолечебница». - «Зоопарк». - Консультация для родителей (см. Приложение 6). Январь 2020
5. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Семья»+ «Почта». - «Путешествие». - «Мы – спортсмены». Февраль
6. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Путешествие» (на север на вертолёте). - «Зоопарк» + «Зоолечебница». - «Ателье». - «Семья» + «Поликлиника» Март
7.  Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - «Семья» + «Поликлиника». - «Рыбаки». - «Цирк». - «Зоопарк» + «Детский сад» + «Пиццерия» Апрель
8. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: - Повторное проведение наблюдения за культурой поведения старших дошкольников - Повторное анкетирование родителей. Май

 

На II этапе нами был реализован проект.

Основное содержание игры детей старшего дошкольного возраста – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом и воспитание в ней культуры поведения.

Первым главным институтом, в котором ребенок не только видит, как складываются взаимоотношения взрослых, но и сам участвует во взаимодействии с ними, является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи все, чем характерна его семья. Основываясь на выше сказанное, следует отметить, что культура поведения ребенка, в первую очередь это «плоды» семьи. Отношения, которые складываются в семье, накладывают большой отпечаток на формирование культуры, моральных норм в процессе осуществления межличностных отношений дошкольников со сверстниками.

Воспитание культуры поведения в старшей группе детского сада, как указано в ниже приведенной таблице начинали в первую очередь с сюжетно – ролевых игр, основанных на бытовых сюжетах.

Затем перешли на игры, затрагивающие производственные и общественные темы, игры, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы были взяты из окружающей жизни. Календарное планирование сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию культуры поведения старших дошкольников, представлено в Приложении 3.

В процессе игры старшие дошкольники могут в некоторых случаях самостоятельно налаживать взаимоотношения с коллективом. В своем педагогическом руководстве мы использовали методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры по воспитанию культуры поведения:

- исполнение воспитателем главной роли;

-индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

-активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

-игра в телефон;

-обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

-разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Применяли методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:

-игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»);

-участие воспитателя в игре (косвенная или главная роль);

-использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);

-внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

При необходимости использовали косвенные приемы руководства:

-обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

-изменение игровой среды;

-наблюдение, экскурсия;

-создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Педагогическое руководство в процессе сюжетно – ролевой игры имело свои особенности: оно способствовало развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений.

Руководство сюжетно – ролевыми играми требовало большого мастерства и педагогического такта. Мы учитывали, что оно ни в коем случае не должно «носить» навязчивый характер, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Поэтому использовали наводящие вопросы, советы, рекомендации.

Наиболее эффективным способом руководства, по нашему мнению стало участие самого воспитателя в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия воздействовали на развитие содержания игры, помогали включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждали у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

При реализации проекта учитывали особенности роли воспитателя при организации и проведении сюжетно-ролевой игры.

· Воспитатель влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.

· Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

· Воспитатель оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

· Проведённую игру воспитатель должен проанализировать, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно – ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.

Основной задачей руководства играми старших дошкольников стало: развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование культуры, умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

В процессе работы постоянно обогащали содержание игр. Разнообразие игровых интересов у детей не всегда опиралось на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказывались схематичными, и дети быстро теряли интерес к возникшему замыслу.

Чтобы этого не происходило, учитывали условия сохранения у детей стойкого интереса к сюжетно – ролевым играм:

· Задавали тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх - четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если в длительной игре обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушает воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

· Для того чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, по возможности обыгрывали любое дело детского коллектива.

· Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – осуществляли в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

· В ходе длительной сюжетно – ролевой игры включали развернутые творческие игры с идентичными сюжетами. Это позволило внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

· В процессе длительной сюжетно – ролевой игры организовывали коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняло роль дополнительного стимула, но во многом способствовало более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатывались в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Таким образом, соблюдение перечисленных условий позволило сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время, способствовало воспитанию культуры поведения старших дошкольников. При этом учитывали, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения.

III этап был посвящён анализу результатов по реализации проекта. Мы провели повторное наблюдение за культурой поведения у старших дошкольников, а так же повторное анкетирование родителей. Обобщили результаты и сделали выводы (Приложение 4).

Таблица 3

Сравнительный анализ уровней культуры поведения старших дошкольников на начало и завершение проекта

Уровень развития

Октябрь 2019 года

Май 2020 года

Количество детей Процентное соотношение Количество детей Процентное соотношение
Высокий уровень 2 10% 11 55%
Средний уровень 8 40% 6 30%
Низкий уровень 10 50% 3 15%

 

Сравнительный анализ полученных результатов показывает динамику в воспитании культуры поведения старших дошкольников. Увеличилась на 45% количество детей, которые показали, что они так же научились здороваться и прощаться громко со всеми,  стали чаще обращаться к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон общения у них стал всегда спокойный, добродушный, доверчивый. Дети научились всегда благодарить, но некоторые из могут перебивать разговор старших и детей, при обращении за помощью - помогают, но могут оскорблять при этом другого (поведением, словами). Таких детей стало 55% (11), а было 10% (2). Это высокий уровень культуры поведения в группе сверстников.

30% (6), а ранее 40 % (8) старших дошкольников показали средний уровень развития культуры поведения. Дети, в основном, умеют здороваться и прощаться при уходе только с воспитателем, но по-прежнему редко обращаются к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон обращения часто имеет приказной, повелительный характер. Они благодарят лишь иногда, при диалоге перебивают разговор старших и детей, если помогают, то часто оскорбляют при этом другого (поведением, словами).

15% (3), а ранее 50% (10) показали низкий уровень развития культуры поведения. Дети практически всегда не здороваются и не прощаются, не обращаются к взрослому и сверстнику, тон обращения обычно плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный, не благодарят взрослых и сверстников, практически вообще ни общаются, ни с кем, не помогают сверстникам при затруднениях.

Полученные результаты выделены  на гистограмме 2.

Рис.2. Сравнительный анализ уровней культуры поведения старших дошкольников на начало и завершение проекта

Было проведено повторное анкетирование родителей и проведен сравнительный анализ.

Успешное решение задач по воспитанию культуры поведения старших дошкольников возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций культуры поведения принадлежит семье. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

 Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по воспитанию культуры поведения позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

Формы работы с семьёй (Приложение 5, 6):

- индивидуальные беседы с родителями;

- консультация для родителей: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;

     - родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников».

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по воспитанию культуры поведения старших дошкольников, на что указывает результаты повторного анкетирования и педагогическое наблюдение за детьми группы и данные мониторинга (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей

Ответы на вопросы анкеты на тему: «Уровень культуры поведения Вашего ребенка» Октябрь 2019 Май 2020
Говорит ли Ваш ребенок ласковые, нежные слова, когда Вы устали? 45% 65%
Вспомните, пожалуйста, какие утешительные слова он при этом употребляет? – Ребенок не употребляет 90% 60%
Решая конфликтные ситуации, Ваш ребенок: применяет силу 50% 35%
Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова и обороты? 25% 55%
Работу над воспитанием куль туры поведения необходимо продолжать? 75% 90%

 

В ходе проведения повторного анкетирования родителей старших дошкольников было выделено возрастание интереса к вопросам воспитания культуры поведения дошкольников старшего возраста. Так, 90 % (18) родителей понимают, что они должны помогать детям в вопросах воспитания культуры поведения, знают, какие формы и методы работы для этого использовать, предпочитают обращаться за помощью к педагогам ДОУ в данных вопросах.

Итак, на основе анализа проблемы исследования мы определили ряд педагогических условий воспитания культуры поведения старших дошкольников:

· в ходе подготовки к игре и в процессе ее педагог выступал основным «носителем» и «транслятором» образцов культурного поведения;

· осуществлялась правильная организация предметно-развивающей среды, позволяющей реализовывать в разных видах деятельности правила поведения детьми;

· сюжетно-ролевые игры были разнообразны по содержанию и позволяют обогатить опыт культурного поведения детей;

· у детей формировалось положительное отношение к правилам культурного поведения.

Поведение воспитанников старшей группы убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащённым понятиям о хорошем поведении, о культуре поведения. Посредством сюжетно-ролевых игр удалось  связать между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определённой системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве, в целом воспитанию культуры поведения.

Для родителей проект содействовал улучшению детско-родительских отношений, повышению интереса у родителей к работе ДОУ, росту заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ, в том числе и в вопросах воспитания культуры поведения.

Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по воспитанию культуры поведения детей необходимо продолжать и далее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование было посвящено изучению проблемы воспитания культуры поведения старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх.  В теоретической части исследования было раскрыто понятие «культура поведения», воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования культуры поведения. Сюжетно-ролевая игра является одним из эффективных средств воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. Как способ познания окружающего мира, сюжетно-ролевая игра дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила.

 Теоретический анализ литературных источников показывает, что игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Практика показывает, что сюжетно-ролевая игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности.

Было установлено, что игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила.

Педагогическая практика показывает, что воспитание культуры поведения лучше всего будет происходить именно в игре, так как игра является основным ведущим видом деятельности детей.

Проведенное проектное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

На организационном этапе проектного исследования было установлено что, несмотря на наличие в группе 50% детей, показавших низкий уровень культуры поведения, все имеются старшие дошкольники, которые в основном, здороваются и прощаются при уходе только с воспитателем, редко обращаются к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон обращения часто приказной, повелительный, благодарят лишь иногда, при диалоге перебивают разговор старших и детей, если помогают, то часто оскорбляют при этом другого (поведением, словами). Это дети, которые показали высокий (10%) и средний уровень (40%) культуры поведения.

Анализ полученных результатов указывает на возникновение необходимости проведения работы по дальнейшему воспитанию культуры поведения у старших дошкольников. Для этого нами разработан проект «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх», который был реализован.

Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что проект по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх достиг своей цели. После реализации проекта стало больше детей (55%), которые показали, что они так же научились здороваться и прощаться громко со всеми, стали чаще обращаться к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами, тон общения у них стал всегда спокойный, добродушный, доверчивый. Дети научились всегда благодарить, но некоторые из могут перебивать разговор старших и детей, при обращении за помощью - помогают, но могут оскорблять при этом другого (поведением, словами). Таких детей стало 55% (11), а было 10% (2). Это высокий уровень культуры поведения в группе сверстников. Уменьшилось число детей, показавших низкий уровень культуры поведения.

Качество реализованного проекта представляется нам достоверным и отражающим тот факт, что предложенная нами проектная деятельность оправдала ожидаемые результаты.

Таким образом, цели, поставленные нами в начале работы, достигнуты; задачи работы реализованы.  Можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра вызывает значительные изменения в сознании ребенка, развивает и воспитывает его. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, чуткость, ловкость. Но для этого необходимо разумное руководство со стороны взрослого, должны быть созданы условия для разнообразных игр, обеспечивающих все стороннее развитие каждого ребенка, систематичность и последовательность, необходимо расширять детский кругозор и упражнять детей в выполнении правил культурного поведения. Путь этот очень долог. Но, он стоит того, когда труд приносит желаемый положительный результат.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: