Ответы МДК 03.03.
Планирование наблюдений для детей старшего дошкольного возраста.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Наблюдение лишь тогда верно когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.
Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.
|
|
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
· Высокая умственная активность и самостоятельность детей
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.
Методика оценивания результатов обучения дошкольников экологических праздников.
Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста
1. Знания
Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным: с живым признакам.
Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.
Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют свою группу живого в целом.
|
|
2. Отношение
Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.
Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.
Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.
Диагностика сформированности экологической культуры
Задания по ознакомлению с природой
Занятие № 1.
Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения: модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).
МАТЕРИАЛ.
6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла): два набора - «много» воды - жарко; два набора - «много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек: карточки с условными обозначениями частей растения:
корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)
стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.);
лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.);
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
В занятии участвуют 6 детей. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям: предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».
Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.
ОЦЕНКА.
Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.
Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,
Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.
Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.
Планирование экскурсий с детьми дошкольного возраста
Примерная структура экскурсий.
1 Предварительная беседа.
2 Ход экскурсии
¨ дорога к объекту
¨ рассматривание внешнего вида объекта
¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения
¨ рассказ воспитателя
¨ проблемные вопросы
¨ подведение итогов
(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)
Условия эффективности экскурсий:
¨ учет возрастных особенностей детей;
¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)
|
|
¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.
¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города
¨ продвижение от опыта к знанию.
¨ обязательное соблюдение мер безопасности.
Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.