Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий. Между тем диагностика — трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу. Совершенно неоправданно существующее в настоящее время стремление управленческих структур в образовании во что бы то ни стало иметь ежегодные результаты диагностики всех детей, по всем параметрам и из всех ДОУ.
Диагностика — деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Развитие применительно к человеку — понятие психологическое, оно обозначает скачок (по аналогии с развитием в живой природе), и этому процессом его определения должны заниматься психологи. Неправильно или неумело проведенная диагностика приносит больше вреда, чем пользы: отнимает много времени у воспитателей, создает ложное представление об успехах (или, наоборот, провалах), создает прецедент «навешивания ярлыков» на детей («глупый», «профессор» и др.), что в дальнейшем мешает им в развитии, так как у них образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.
|
|
Диагностическая методика экологического воспитания детей средней группы Серебряковой. Т. А.
Задания, направленные на выявление уровня сформированности
знаний о мире природы
Задание 1. Назови, что это?
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Развивающая предметно-пространственная среда: карточки с изображением деревьев (липа, береза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Ход диагностики:
-Перед тобой расположены карточки растений. Возьми карточку и назови растение, которое изображено на ней.
-Положи в один ряд те растения, которые относятся к деревьям.
-Положи в другой ряд те растения, которые являются кустарниками.
-Положи в следующий ряд те растения, которые относятся к травянистым.
-Положи в последний ряд растения, которые относятся к комнатным.
-Назови чем отличаются деревья от кустарников (травянистые растения от комнатных?
|
|
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок правильно называет изображенное растение и относит его к нужной группе; ребенок определяет характерные особенности данной группы.
1 балл – средний уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное растение, при помощи взрослого относит его к определенной группе.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании растения и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников Вершининой Н. Б.
Критерии сформированности экологических знаний:
-знания о неживой природе;
- уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
- знания о временах года;
- уровень отношения к миру природы;
- знания о мире животных.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема «Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;
-правильно называет правила поведения в окружающей природе;
-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;
-отвечает на дополнительные вопросы;
-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
-затрудняется при ответе на вопросы;
-не может анализировать поступки людей к природе.