Ответы на вопросы МДК03.03
Планирование наблюдений для детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе.
Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).
|
|
Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы.
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:
· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;
· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;
· Учет возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;
· Высокая умственная активность и самостоятельность детей
Основные требования к наблюдениям:
· содержание наблюдений должно быть систематизировано;
· все наблюдения должны быть доступны;
· наблюдения должны усложняться по годам обучения, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
· объекты для наблюдения отбираются педагогом совместно с воспитанниками в зависимости от степени физической доступности объекта природы.
Выделяют следующие виды наблюдений:
По дидактической направленности:
· наблюдения, предваряющие изучение нового материала;
· наблюдения, проходящие в процессе изучения нового материала;
· наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
По технической «оснащенности» восприятия:
· качественные наблюдения;
· количественные наблюдения.
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
· самостоятельные наблюдения;
|
|
· коллективные наблюдения;
· выводы и сообщения.
По длительности:
· кратковременные наблюдения;
· длительные наблюдения;
· фенологические наблюдения.
Методика оценивания процесса и результатов обучения дошкольников в ходе наблюдений, экскурсий, экологических праздников.
Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.
Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.
Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.
В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.
Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.
Оценка должна носить разнообразный характер.
Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.
Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.
Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.
С детьми проводится методика, исходя их нее проводится диагностика Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.
Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста
1. Знания
Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным: с живым признакам.
Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.
Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют свою группу живого в целом.
2. Отношение
Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.
Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.
|
|
Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.