Роль наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников

Наглядное пособие может быть использовано в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня). В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее. Начинать

рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы (преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни леса). Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить следующие вопросы: Рассматривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

Сюжетно-ролевые игры– это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному ми

Использование игр в процессе обучения служит для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание их игр в дальнейшем.

Роль- это основа сюжетно-ролевой игры. Ролевые действия осуществляются в соответствии с правилами. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей определенных знаний, которые служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

Значение игр с правилами в формировании экологического воспитания дошкольников

Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Важное развивающее значение имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настолъно-печатные, словесные и др.).

Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого — особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное (но доброжелательное) выполнение им правил — это главное условие организации и проведения таких игр. На первых порах воспитатель напоминает детям правила игры до ее начала и уточняет их по ходу действия.

Второе условие, которое позволяет детям легко включаться в игру и подчиняться ее правилам, — это частое, многократное ее повторение. Именно это обеспечивает играющим положительный эмоциональный тонус, высокую степень произвольности в поведении. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – они начинают играть в нее без взрослого.

Педагог должен помнить, что усвоение правил, подчинение им своего поведения детям дается нелегко: они довольно быстро начинают замечать нарушение правил партнерами и не замечают, как они сами их нарушают. Поэтому повторение правил, терпеливое их разъяснение, уточнение довольно долго являются организационным моментом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: