Раздел 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в зарубежных странах. Налоговая статистика

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Хабаровск 2010


ББК У 9 (2) 26

   Х 12

 

Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие для студентов специальности 080107 «Налоги и налогообложение» 4-го курса дистанционной формы обучения; специальности 080105 «Финансы и кредит» (специализации «Налоги и налогообложение») 4-го курса дистанционной формы обучения / сост. О. В. Антонова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 130 с.

 

Рецензенты:

И. В. Болонева, главный бухгалтер, аудитор ООО «Дальневосточный аудиторский центр»;

Г. Н. Гуляева, начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Хабаровскому краю.

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве учебно-методического пособия для студентов дистанционной формы обучения

 

Учебно-методическое издание

 

Антонова Оксана Викторовна

 

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

Редактор Г. С. Одинцова

Компьютерная вёрстка О. В. Антонова

____________________________________________________________________

 

Подписано в печать_____________ Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная Усл. печ. л._ 7,6 __ Уч.- изд. л._ 5,4 __

_____________________________________________________________________

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 

ã ХГАЭП, 2010

ãАнтонова О. В., 2010




Содержание

Введение 4
   
I. Учебный курс 5
   
Раздел 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в зарубежных странах. Налоговая статистика 5
   
Тема 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой. Типология налоговой политики 5
Тема 2. Характеристика налоговой статистики зарубежных стран 10
Контрольные вопросы и тесты к разделу 1 14
Выводы по разделу 1 20
   
Раздел 2. Налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой 21
   
Тема 3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения в зарубежных странах 21
Тема 4. Особенности функционирования налоговых систем федеративных государств (на примере США и Германии) 30
Тема 5. Особенности функционирования налоговых систем унитарных государств (на примере Японии и Китая) 42
Контрольные вопросы и тесты к разделу 2 62
Выводы по разделу 2 81
   
II. Методические указания к изучению дисциплины и самостоятельной работы студентов 85
   
III. Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине 91
   
Заключение 114
   
Приложения 119
   
Глоссарий 126
   
Библиографический список 128


Введение

 

В рамках общей системы глобализации мировой экономики наблюдается и так называемая налоговая глобализация. Налоговая глобализация проявляется в гармонизации национальных налоговых систем разных стран и их налоговой политики.

Проблемы налогообложения отдельно взятой страны начинают рассматриваться сегодня во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества.

Учитывая вышеизложенное, изучение общих принципов формирования, функционирования и тенденций развития налоговых систем в зарубежных странах и прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, представляется весьма своевременным.

Учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран» разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Налоги и налогообложение».

Цель пособия – помочь студенту овладеть системой знаний в области формирования, функционирования и развития налоговых систем зарубежных стран в современных условиях, характеризующихся широким развитием процессов международной экономической интеграции.

В пособии предпринята попытка в доступной форме преподнести студенту систематизированную информацию:

- об общих принципах организации и функционирования налоговых систем, особенностях налоговой политики зарубежных стран;

- о налоговой статистике зарубежных стран;

- об особенностях прямого и косвенного налогообложения в зарубежных странах;

- об особенностях функционирования налоговых систем федеративных и унитарных государств, налоговых систем стран Скандинавии.

Учебно-методическое пособие структурно состоит из введения, теоретического материала, систематизированного по соответствующим темам, заключения, библиографического списка и глоссария, содержащего перечень основных терминов с разъяснением их значения.

Изложение теоретического материала в рамках каждой темы пособия завершается краткими выводами, вопросами для самоконтроля знаний студентов, тестами.

 



I. Учебный курс

Раздел 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в зарубежных странах. Налоговая статистика

 

Целью изучения материала, представленного в данном разделе, является приобретение студентами знаний об общих принципах построения, функционирования и развития налоговых систем зарубежных стран, об особенностях и типологии налоговой политики зарубежных государств. Студенты должны получить представление об уровне налогообложения в разных странах, о применяемых за рубежом методах оценки налогового бремени, должны научиться анализировать налоговую статистику зарубежных стран.

 

Тема 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой. Типология налоговой политики

 

1. Общие принципы функционирования налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой.

2. Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования.

3. Типология налоговой политики зарубежных стран. Существующие модели налоговых систем.

 

1. Общие принципы функционирования налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой

Основные принципы (постулаты) функционирования и построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, закреплены на законодательном уровне. Чёткое следование указанным принципам помогло добиться развитым странам высокой организации и эффективного функционирования национальных налоговых систем.

Обозначим характерные для стран с развитой рыночной экономикой принципы функционирования и построения налоговых систем.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, то есть путём перераспределения доходов обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов бюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, налоговая система должна органично связываться и с принципом социальной справедливости.

В-четвёртых, при формировании налоговой системы большое влияние должны оказывать требования организационной и расчётной лёгкости в определении налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, то есть отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах – между тремя уровнями – федеральным, региональным и местным; в унитарных государствах – между общегосударственным и местным уровнями.

Как известно, налоговую систему любой страны можно охарактеризовать, используя набор типовых показателей. Среди известных экономических показателей в налоговых системах развитых стран наиболее часто применяются два основных – налоговое бремя и соотношение прямых и косвенных налогов.

Доля всех налогов в ВНП (налоговое бремя) в странах с развитой рыночной экономикой достигает заметной величины – от 30 до 40%. Средняя ставка суммарного налогового бремени в странах-участницах ЕС составила 41,5% от суммы ВНП. Самым высоким показатель оказался в Швеции (51,4%), Дании (49,8%), Бельгии (48,1%), Франции (45,7%) и Финляндии (45,1%), самым низким – в Литве (28,7%), Латвии (29,1%), Словакии (30,9%), Ирландии (31,2%), и Эстонии (33,4%). В среднем по всем странам ОЭСР налоговое бремя составляет 36,3% ВВП. На первом месте по уровню налогового бремени находятся Швеция, Дания и Бельгия. Замыкают рейтинг Мексика, Южная Корея и США, где налоговое бремя составляет 18,5%, 24,6% и 25,4% соответственно (источник: http://www.taxationinfonews.ru).

Наибольшую долю в общем объёме налоговых поступлений в преобладающем числе стран занимают налоги центрального уровня. Например, в США указанная доля составляет 18 – 20%, в Японии – 12 – 13%, в Германии – 28%, во Франции – 38%, в Великобритании – 33%, в Италии – 33 – 37%, в Канаде – 17 – 18%, в Австралии – 23 – 24%, в Швеции – 33 – 37%. При этом отмечается относительная стабильность налогового бремени (в том числе, и на центральном уровне) в развитых странах. Аналогичная средняя доля налогов центрального уровня, исчисленная для развивающихся стран, заметно ниже (для африканских стран – 17,7%, для стран Ближнего Востока – 14%, для стран Азии, не входящих в ОЭСР, - 14%, для стран Латинской Америки (без Мексики) – 17%).

Соотношение прямых и косвенных налогов. И в прошлом, и в современный период в развитых странах прослеживается чёткая взаимосвязь между распределением всех налогов на прямые и косвенные и степенью экономического развития и соответственно уровнем жизни населения этих стран. Чем ниже уровень развития экономики страны и жизненный уровень населения, тем большую долю в общем объёме налогов занимают косвенные налоги. И наоборот, чем выше уровень развития экономики и жизненный уровень населения, тем больше доля прямых налогов.

Налоговые системы развитых стран по данному показателю характеризуются сходством основных прямых и косвенных налогов. Примерно 95% всех налоговых поступлений приходится на 10 основных налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков. Так, по примерным оценкам, доля косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов в развитых странах составляет от 30 до 40%, тогда как в развивающихся – 60 – 70%.

 

2. Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования

Основной тенденцией функционирования налоговых систем развитых стран на сегодняшний день является их унификация. Унификация налоговых систем как одно из направлений налоговой глобализации происходит в рамках общей системы глобализации мировой экономики. Унификация налоговых систем проявляется в гармонизации национальных налоговых систем развитых стран и их налоговой политики. Единый подход к определению различных элементов налогообложения позволяет бороться с недобросовестной налоговой конкуренцией, выступает как эффективное средство обеспечения свободного движения капиталов и научно-технического сотрудничества. Проблемы налогообложения отдельно взятой страны начинают рассматриваться во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества.

Унификация налоговых систем как основная тенденция их функционирования включает в себя следующие основные направления:

- унификация косвенного налогообложения. Наиболее яркий пример – страны ЕС, где начало работы по унификации налогового законодательства положила VI Директива ЕС. В странах ЕС с 1993 г. применяется новая система налогообложения добавленной стоимости, согласно которой на уровне ЕС устанавливается нормальная минимальная ставка по НДС в размере 15% и льготная ставка в размере 0%;

- унификация прямого налогообложения (происходит путём заключения различных соглашений об избежании двойного налогообложения);

- гармонизация основ налоговых систем (происходит путём принятия мирового Налогового кодекса[1] и других аналогичных документов);

- разработка систем международной налоговой классификации (система налоговой классификации организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговая классификация МВФ, классификация системы национальных счетов (СНС), классификация европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС));

- создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения (международная налоговая ассоциация (ИФА));

- совместная борьба с отмыванием преступных доходов (предполагает эффективное сотрудничество между национальными финансовыми властями).

3. Типология налоговой политики зарубежных стран. Существующие модели налоговых систем

В развитых странах роль налоговой политики в формировании и распределении доходов как предпринимательства, так и населения, чрезвычайно высока.

В 80 – 90-е гг. в ведущих развитых странах произошли принципиальные изменения теоретических и практических основ налоговой политики, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на экономическое развитие этих стран.

Рассмотрим типологию налоговой политики. В зависимости от характера налоговой политики государства выделяют три её типа.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно». Государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы, расширяет перечень налогов. Как правило, такой тип налоговой политики проводится во времена экономических кризисов или в период военных действий. Результатом такой политики может стать так называемая «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Второй тип – политика «разумных налогов» (политика экономического развития). Государство ослабляет налоговый пресс, в первую очередь для предпринимательства и одновременно сокращает расходы, как правило, на социальные программы. Такой тип налоговой политики способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения. Такой тип налоговой политики характерен в периоды экономического роста и позволяет установить высокий уровень налогообложения, который в конечном итоге сопровождается выполнением всех социальных программ.

По мнению А.В. Брызгалина, при сильной экономике все указанные типы налоговой политики могут успешно сочетаться.

Рассмотрим существующие модели налоговых систем.

При формировании налоговых систем в их основу могут закладываться различные параметры. Например, уровень налогообложения (налоговое бремя), количество и состав налогов, приоритетный метод обложения (прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок), и т. д.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения как важнейший показатель во многом определяет налоговую систему той или иной страны. По данному показателю в зависимости от того, какова структура прямых и косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов, выделяют четыре основных модели налоговых систем. Они получили название англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделей.

Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобритания, Канада и США. В её основе лежит подоходное налогообложение, т. е. взимание прямых налогов с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика.

Евроконтинентальная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели налоговых систем существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше собираются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного налогосборочного аппарата (Боливия, Чили, Перу).

Смешанная модель налогообложения, сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, налоговые системы которых не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступлений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Однако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа от взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения (Андорра, Гибралтар, Монако, Панама, Бермудские и Сейшельские острова, Ямайка, Коста-Рика, Малайзия, Филиппины, Уругвай и другие страны – смотри Приложение А).

 

Тема 2. Характеристика налоговой статистики зарубежных стран

 

1. Уровень налогообложения в мировой экономике.

2. Налоговое бремя и показатели его оценки, применяемые в развитых странах.

3. Налоговая статистика и налоговая информация: значение для экономических агентов.

 

1. Уровень налогообложения в мировой экономике

Оптимальный размер налогового бремени (уровень налогообложения) – центральная макроэкономическая проблема любого государства. Мнение о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства, на сегодняшний день, абсолютно несостоятельно. К налоговым реформам «рейганомики» сегодня отношение неоднозначное, и налоговая теория постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказала и не апробировала[2].

Напротив, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьёзный ущерб экономике. Например, несмотря на масштабное снижение налоговых ставок в США, в 80-е годы резко возрос дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в разгар «рейганомики» составляла всего 3,9% (самый низкий уровень среди промышленно развитых стран).

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две группы: 1) юрисдикции с высокими налогами; 2) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высокими налогами относятся большинство развитых стран. Ставки корпоративного налога и индивидуального подоходного налога в этих странах составляют порядка 30 – 60%, ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти – 15 – 35%. В этих странах существует жёсткая процедура создания корпораций, контроль финансовой отчётности, высокий уровень налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Среди юрисдикций с либеральным налогообложением выделяют три вида юрисдикций:

1) юрисдикции без прямых корпоративных и индивидуальных подоходных налогов. В таких странах применяются только косвенные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса, разовых регистрационных сборов и других аналогичных налогов (к таким юрисдикциям с определённой долей условности можно отнести страны Карибского региона);

2) юрисдикции с низким уровнем прямых налогов. В таких странах ставки корпоративных и индивидуальных подоходных налогов для определённых категорий плательщиков не превышают 30%,а в некоторых случаях – не превышают и 10%. К данному виду юрисдикций относятся Кипр, Венгрия, Израиль, Швейцария;

3) юрисдикции с высокими налоговыми ставками, но с достаточно существенными налоговыми послаблениями для некоторых типов компаний. Льготы предоставляются в основном для привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности. К данному виду юрисдикций относятся Ирландия, страны Бенилюкс.

 

2. Налоговое бремя и показатели его оценки, применяемые в развитых странах

На макроэкономическом уровне налоговое бремя[3] представляет собой обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к ВНП. Налоговое бремя отражает ту часть произведённого обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов в целях финансирования функций и задач государства.

Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

В зарубежных странах этот показатель варьируется от 52% в Швеции до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 30 – 40%. При этом налоговое бремя в странах ЕС остаётся существенно более высоким, чем, например, в США и Японии[4].

В России, по последним данным (апрель 2008 года), налоговое бремя с учётом поступлений во внебюджетные фонды составляет 34,7% от ВВП.

Для оценки налогового бремени в зарубежной практике используется показатель интегральной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимости[5]. ПСН определяется как отношение суммы всех налогов и обязательных платежей, внесённых предприятием, его работниками и собственниками в бюджет и государственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке.

Упрощённая формула расчёта выглядит следующим образом:

 

ПСН = (НП+НР+НС)*100%/ДС, (1.1)

 

где ДС – добавленная стоимость (разница между выручкой от реализации продукции и материальными затратами на её производство);

НП – налоги с предприятия, включая сборы, обязательные отчисления и другие изъятия в бюджет и внебюджетные фонды;

НР – налоги с работников (НДФЛ и взносы в ПФР);

НС – налоги с собственников или инвесторов (налог на дивиденды).

 

Зарубежная практика показывает, что если ПСН превышает 40% (так называемый порог Лаффера), то инвестирование в производство становится невыгодным. Следует отметить также, что налоговое бремя, измеренное показателем ПСН в России, оказывается слишком высоким даже по сравнению с европейскими странами.

Другим макроэкономическим показателем, позволяющим выявить зависимость уровня налогообложения в экономике от определяющих макроэкономических факторов, является коэффициент эластичности налогов. Он используется для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д. и является показателем эффективности налогового регулирования. Коэффициент эластичности налогов определяется следующим образом:

 

Э = (Х0/Х) * Y/Y0, (1.2)

 

где Э – коэффициент эластичности;

Х – начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Х0 – прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Y – начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.);

Y0– прирост анализируемого фактора.

 

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остаётся стабильной. Так, например, в Германии коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен 1. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

В некоторых зарубежных странах для расчёта налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки (ЭНС), который представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. При применении методов обложения доходов плательщиков по принципу сложной прогрессии налоговые ставки, установленные законодательством, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.

Эффективная налоговая ставка, так же как и показатель ПСН, характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. По западным стандартам, предельный уровень ЭНС составляет 35,4% (так называемая «налоговая ловушка»). При увеличении доли изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятий от указанной предельной величины инвестиции в расширение производства становятся невыгодными.

В российской практике экономистами Е. Егоровой и Ю. Петровым была определена отечественная эффективная налоговая ставка в размере 58,9%, что практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.

 

3. Налоговая статистика и налоговая информация: значение для экономических агентов

Наличие актуальной и проверенной налоговой статистики и налоговой информации для экономических агентов имеет существенное значение.

Налоги – один из главных инструментов государства в осуществлении экономической и социальной политики. Решение обозначенных задач напрямую зависит от уровня налоговых поступлений. Анализ уровня налогообложения, тенденций развития налоговой базы и составляющих её элементов, планирование и прогнозирование налоговых доходов – важнейшая задача финансовых и налоговых ведомств.

Налоговая информация и налоговая статистика дают возможность определять рентабельность производства по каждому предприятию, отрасли, налоговую базу по каждому конкретному налогу, налоговый потенциал отдельной территории и всей страны в целом, который, в свою очередь, служит базой для расчёта поступлений налогов на перспективу.

Существенное значение налоговая информация и налоговая статистика имеют и для налогоплательщиков при принятии решений о стране организации бизнеса с наиболее благоприятным режимом налогообложения, форме организации бизнеса, видах деятельности, возможностях инвестирования в экономику той или иной страны.

Задание к вопросу 3: На основе анализа имеющейся налоговой информации составьте перечни стран с указанием уровня налогообложения, предельных ставок корпоративного налога, налога на распределение прибыли, индивидуального подоходного налога, НДС, социальных платежей.

 

Контрольные вопросы к разделу 1

1. Как Вы понимаете следующее утверждение: «налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу»?

2. Раскройте содержание следующего утверждения: «налоговая система должна органично связываться с принципом социальной справедливости».

3. Укажите другие принципы функционирования налоговых систем в развитых странах.

4. Назовите основные направления унификации налоговых систем в развитых странах.

5. По каким экономическим показателям можно судить об уровне развития налоговых систем?

6. Назовите известные Вам типы налоговой политики.

7. Охарактеризуйте «политику разумных налогов».

8. Назовите известные Вам модели налоговых систем. Какой показатель заложен в основу такого деления?

9. Охарактеризуйте англосаксонскую модель налогообложения.

10. Охарактеризуйте евроконтинентальную модель налогообложения. Для каких стран она характерна?

11. Дайте определение понятию «налоговая юрисдикция». Укажите, какие группы налоговых юрисдикций выделяют.

12. Охарактеризуйте юрисдикции с высокими налогами.

13. Охарактеризуйте юрисдикции с либеральным налогообложением. Какие виды указанных юрисдикций выделяют?

14. Проанализируйте с критических позиций различные трактовки понятий, используемых для определения уровня налогообложения в экономике.

15. Определите значение показателя «эффективной налоговой ставки» для расчёта налогового бремени. Опишите методику расчёта данного показателя.

16. Определите значение коэффициента эластичности налогов в макроэкономике. Как он рассчитывается? И что он показывает?

17. Определите значение показателя «интегральной полной ставки налогообложения» для оценки налогового бремени. Опишите методику его расчёта.

18. Каково значение налоговой статистики и налоговой информации для экономических агентов?

19. Есть ли различия, на Ваш взгляд, в таких понятиях, как «налоговая ловушка» и «порог Лаффера»?

20. Назовите величину налогового бремени в Российской Федерации. Соответствует ли налоговая система России по данному показателю налоговым системам развитых стран?

 

Тесты к разделу 1

1. Основной тенденцией функционирования налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой является:

1.1 гармонизация налоговых систем;

1.2 глобализация налоговых систем;

1.3 унификация налоговых систем.

2. К экономическим показателям, позволяющим охарактеризовать уровень развития налоговой системы, относятся:

2.1 собираемость налогов, показатели эффективности налогового контроля;

2.2 соотношение прямого и косвенного налогообложения, структура прямого налогообложения, уровень налогового бремени;

2.3 индикативные показатели по мобилизации налогов в бюджетную систему, совокупная ставка налогообложения.

3. Унификация прямого налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой происходит путём:

3.1 принятия документов, аналогичных «Основам мирового Налогового кодекса»;

3.2 разработки систем налоговой классификации;

3.3 заключения соглашений об устранении двойного налогообложения.

4. Налоги какого уровня в развитых странах занимают наибольший удельный вес в общем объёме всех взимаемых налогов?

4.1 центрального;

4.2 муниципального;

4.3 местного.

5. Укажите страну, из числа развитых стран с самым высоким уровнем налогообложения (налоговым бременем):

5.1 США;

5.2 Япония;

5.3 Швеция.

6. Назовите авторов документа «Основы мирового Налогового кодекса»:

6.1 У. Хасси, Д. Любик;

6.2 Т. Гоббс, О. Мирабо;

6.3 А. Смит, Д. Рикардо.

7. Какие страны первыми осуществили работу по унификации косвенного налогообложения?

7.1 страны ЕврАзЭС;

7.2 страны ЕС;

7.3 страны НАТО.

8. Налоговые системы каких стран можно отнести к англосаксонской модели налогообложения?

8.1 Австрия, Бельгия, Германия;

8.2 Франция, Италия;

8.3 США, Канада.

9. Для какой модели налогообложения характерна ориентация на косвенное налогообложение?

9.1 англосаксонской;

9.2 смешанной;

9.3 латиноамериканской.

10. По характеру осуществления налоговой политики государства выделяют:

10.1 политику максимальных налогов, политику экономического развития и антиинфляционную политику;

10.2 политику разумных налогов, политику максимальных налогов, политику с высоким уровнем налогообложения при значительной социальной защите;

10.3 англосаксонскую, евроконтинентальную и оффшорную.

11. По какому показателю выделяют четыре известные модели налоговых систем, получивших названия англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной?

11.1 уровень налогообложения;

11.2 метод обложения;

11.3 соотношение прямых и косвенных налогов.

12. На макроэкономическом уровне налоговое бремя – это:

12.1 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту;

12.2 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как произведение общей суммы налогов и сборов и совокупного национального продукта;

12.3 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как отношение совокупного национального продукта к общей сумме налогов и сборов.

13. Налоговое бремя отражает часть произведённого обществом продукта, которая перераспределяется посредством:

13.1 кредитных механизмов;

13.2 финансовых механизмов;

13.3 бюджетных механизмов.

14. Средний уровень налогового бремени в развитых странах составляет:

14.1 45 – 55%;

14.2 25 – 35%;

14.3 30 – 40%.

15. В зарубежных странах для расчёта налогового бремени используется:

15.1 показатель максимальной налоговой ставки;

15.2 показатель минимальной налоговой ставки;

15.3 показатель эффективной налоговой ставки.

16. Показатель эффективной налоговой ставки рассчитывается как:

16.1 отношение доли налога к суммарно облагаемому доходу налогоплательщика;

16.2 отношение суммарно облагаемого дохода налогоплательщика к доле налога;

16.3 отношение доли налога к ВВП.

17. Эффективная ставка налога характеризует:

17.1 общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности установления новых налогов;

17.2 общее налоговое бремя с точки зрения эффективности налоговой системы;

17.3 общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.

18. Отметьте верное, на Ваш взгляд, утверждение: снижение налогового бремени:

18.1 может нанести серьёзный ущерб экономике;

18.2 может привести к резкому экономическому росту;

18.3 не окажет значительного влияния на экономику.

19. В макроэкономике для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием некоторых экономических факторов используют:

19.1 коэффициент эластичности налогов;

19.2 коэффициент гибкости налогов;

19.3 коэффициент сбалансированности налогов.

20. Если коэффициент эластичности налогов меньше 1, то:

20.1 доля налоговых поступлений в ВНП снижается;

20.2 доля налоговых поступлений в ВНП растёт;

20.3 доля налоговых поступлений в ВНП не меняется.

21. Коэффициент эластичности налогов показывает:

21.1 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при изменении определяющего фактора на 1%;

21.2 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при изменении определяющего фактора;

21.3 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при проведении налоговых реформ.

22. Налоговая юрисдикция – это:

22.1 территория, внутри которой действуют соответствующие налоговые законы;

22.2 территория исключительной экономической зоны, характеризующаяся льготным налогообложением;

22.3 право государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов.

23. По уровню налогообложения все страны условно можно разделить на следующие группы:

23.1 юрисдикции с высокими налогами и налоговые гавани;

23.2 юрисдикции с высокими налогами и с низким уровнем прямых налогов;

23.3 юрисдикции с высокими налогами и юрисдикции с либеральным налогообложением.

24. К юрисдикциям с низким уровнем прямых налогов относятся:

24.1 США, Япония, Швеция;

24.2 Бенилюкс, Ирландия;

24.3 Кипр, Венгрия, Швейцария.

25. К юрисдикциям с высокими налогами относятся:

25.1 США, Япония, страны Скандинавии;

25.2 страны Карибского региона;

25.3 Кипр, Венгрия, Швейцария.

26. Юрисдикции с либеральным налогообложением делятся на следующие виды:

26.1 юрисдикции без прямых налогов, юрисдикции без косвенных налогов и юрисдикции с низким уровнем прямых налогов;

26.2 юрисдикции с высокими налогами, налоговые гавани и юрисдикции с низким уровнем прямых налогов;

26.3 юрисдикции без прямых налогов, юрисдикции с низким уровнем прямых налогов и юрисдикции с высокими налоговыми ставками с предоставлением налоговых преимуществ определённым типам корпораций.

27. Международный опыт показывает, что инвестирование в производство становится невыгодным, если полная ставка налогообложения (ПСН) превышает:

27.1 30%;

27.2 40%;

27.3 50%.

28. Так называемый порог Лаффера связывается с величиной:

28.1 налогового бремени;

28.2 коэффициента эластичности налогов;

28.3 интегральной полной ставки налогообложения.

29. Центральной макроэкономической проблемой любого государства является:

29.1 обеспечение экономической безопасности;

29.2 определение оптимального размера налогового бремени;

29.3 оценка налоговых рисков.

30. Кривая Лаффера показывает:

30.1 связь между налоговыми ставками и ВВП;

30.2 связь между ставками и объёмом налоговых поступлений в бюджет;

30.3 связь между налоговыми ставками и ВНП.


Выводы по разделу 1

Итак, мы выяснили, что общие принципы функционирования и развития налоговых систем характерны для большинства развитых стран. Как правило, такие постулаты находят закрепление на законодательном уровне. Среди известных экономических показателей в налоговых системах развитых стран наиболее часто применяются два основных – налоговое бремя и соотношение прямых и косвенных налогов.

Основной тенденцией функционирования налоговых систем развитых стран является их унификация, проявлением которой является гармонизация национальных налоговых систем и налоговой политики стран. Унификация налоговых систем проводится по отдельным направлениям: унификация основ налогообложения косвенного, прямого налогообложения и т.д.

При формировании налоговых систем в их основу могут закладываться различные параметры. Так, например, по показателю «соотношение прямых и косвенных налогов» выделяют четыре основных модели налоговых систем – англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская и смешанная модели.

В развитых странах роль налоговой политики в формировании и распределении доходов хозяйствующих субъектов чрезвычайно высока. В зависимости от характера налоговой политики государства выделяют три её типа – политика максимальных налогов, политика «разумных налогов», налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения.

Рассматривая уровень налогообложения в разных странах, мы выяснили, что определение оптимального размера налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любой страны. По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две группы – юрисдикции с высокими налогами и юрисдикции с либеральным налогообложением. Для оценки величины налогового бремени в зарубежной практике применяются два основных показателя – интегральная полная ставка налогообложения добавленной стоимости (ПСН) и эффективная налоговая ставка (ЭНС). Оба этих показателя характеризуют общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: