Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения. В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям. Под ценностным отношением детей среднего дошкольного возраста к природе мы понимаем устойчивое личностное принятие природных объектов и явлений на основе осознания их ценности и практической значимости для человека. Оно характеризуется позитивным отношением к природе и желанием познавать ее и взаимодействовать с ней. Ценностное отношение детей среднего возраста к природе включает в себя три основные группы ценностей:
· познавательные ценности, определяющие его отношение к познанию природных объектов и явлений;
|
|
· ценности преобразования, определяющие мотивацию деятельности в природе;
· ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы.
В связи с содержанием трех основных групп ценностей можно определить три основные группы задач по формированию у детей среднего дошкольного возраста ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту.
1. Первая группа задач – формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к природе.
Формирование познавательных ценностей:
· потребность в новых знаниях, понимание значимости познания природы;
· социальная ориентация на точку зрения других людей в отношении природы;
· отношение к действиям другого человека в природе как к поступку;
· экологическое мышление.
2. Вторая группа задач – формирование осознанной системы знаний детей о природе, об основных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы экологических знаний.
3. Третья группа задач – формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания природы и нравственного развития:
· умения эмпирического познания (наблюдать, проводить опыты);
· логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей);
· умения теоретического познания (моделировать);
· умение отражать картину природы в творческой деятельности (применять усвоенные знания, отражать природные объекты средствами искусства, использовать экологические знания и умения в разных видах деятельности);
|
|
· умение выражать эмоциональное отношение к природе.
6. Система экологического воспитания в детском саду и ее влияние на развитие личности ребенка.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры, формирование бережного отношения к окружающему миру, воспитание чувства ответственности за сохранность природы. Одни из главных задач – развитие у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать её характерные особенности и сезонные изменения, потребности любоваться природой, воспитание стремления охранять и оберегать природу, видеть ее красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время подготовки творческой работы или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводятся выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа» и д.р.