“ Структура сообщества. Пищевые цепи и экологические пирамиды”.
Цели:
1. научиться применять знания о структуре сообществ и взаимосвязях организмов в них при изучении природных сообществ.
2. уметь выделять группы организмов в сообществе;
3. составлять пищевые цепи сообщества;
4. уметь строить пирамиды биомассы и чисел.
Ход работы:
В биоценозах выделяют три группы организмов:
- продуценты;
- консументы;
- редуценты.
Они теснейшим образом связаны между собой и с неживой природой. Связь эта выражается через передачу вещества и энергии, то есть цепь питания.
Графическое выражение цепи питания называется экологической пирамидой.
Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи:
предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.
Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что биомасса:
|
|
1 побега травянистого растения - 5 г (0,005 кг);
1 кузнечика - 10 г (0,01 кг);
1 лягушки - 10 г (0,01 кг);
1 ужа около 100 г (0,1 кг);
1 змееяда около 2 кг.
Рассчитанные значения впишите в таблицу:
Лабораторная работа №2
«Решение экологических задач»
Задача 1.
В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука и плотва. В соседнем, изолированном от первого водоёме, обитает окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?
Задача 2.
В нижнем течении р. Лены самки якутского осетра начинают размножаться в 15-летнем возрасте, достигнув 70- сантиметровой длины тела. Осётр в возрасте 34 года имел массу 34 кг и длину – 182 см.
На реке Алдан самки этого же осетра мечут икру в 12 лет при длине всего в 58 см. Промысловая мера (минимальный размер особи, разрешённой к вылову) составляет 62 см. Что произойдёт с алданской и ленской популяциями, если в результате интенсивного промысла станут вылавливать всех особей, начиная с разрешённых размеров?
Задача 3.
Парадоксы биомассы
Если измерить биомассу одновременно живущих существ, то обнаружится парадокс. В наземных сообществах (лес, степь, тундра) биомасса растений значительно превышает биомассу растительноядных животных, которая, в свою очередь, больше биомассы хищников (так называемая пирамида биомассы). А вот в водной среде всё наоборот: биомасса растительных организмов (главным образом это одноклеточные водоросли — фитопланктон) нередко меньше биомассы животных, питающихся за счёт этих водорослей.
Как это возможно?
Задача 4.
На Украине при добыче марганца всё чаще применяют открытый способ. Он значительно дешевле шахтного — снижается себестоимость руды, уменьшается число несчастных случаев. Но, с другой стороны, есть и отрицательные экологические последствия: при разработке новых карьеров к отвалам добавляются площади шлакоотстойников, сотни гектаров дорог. При этом изменяется окружающий ландшафт, теряются полезные земельные площади… Как быть?
|
|
Задача 5.
Из-за осушения болот страдают леса, и не только близлежащие, но и удалённые от болот на десятки километров. Вот что, например, нам рассказали в Беловежской Пуще: «Партия в 50-е годы ХХ века бросила клич: мелиорировать Полесье. Сказано — сделано: провели каналы, осушили заболоченные земли. Но после проведения мелиоративных работ начала сильно болеть ель в Пуще — огромные участки леса поражались короедом-типографом. С тех пор прошло 50 лет, а Пуща до сих пор не оправилась — болеет».
Почему страдают леса, хотя мелиоративные работы проводят на болотах?