Виды бесед, их значение и использование в работе с дошкольниками

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Эффективным словесным методом является беседа– целенаправленное обсуждение с детьми каких – либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Е. А. Флерина выделила три вида бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. Вводная беседа. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.Вводные беседы успешны, если они: кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим,. усидим... проверим).

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель  — систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

В методике определено проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок, живых объектов. В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям ( что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

 

Роль наглядных пособий в экологическом воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению. Наглядное пособие может быть использовано в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня). В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее. Начинать рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы (преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни леса). Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить следующие вопросы: Рассматривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

+❤ В Мои закладки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: