Педагогическая оценка сформированности основ экологической культуры как условие повышения качества первоначального экологического образования

Педагогическая оценка - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. Это понятие включает в себя и ответственное, и бережное, и эстетическое отношение к окружающему миру, и любовь к природе, и ряд других понятий, которые выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Целевая установка определяет сущность понятия «экологическое образование» - как целенаправленного педагогического процесса. Развитие экологической культуры личности в настоящее время определяется как цель и результат экологического образования. Создавая систему экологического образования в детском саду, необходимо обеспечить ряд педагогических условий, вытекающих из сущности отношения как компонента сознания и учитывающих своеобразие формирования личности дошкольника. На эти условия указывали исследователи этого вопроса: П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Нико-лаева, Т.А. Маркова:

1. Экологическая культура педагога, его готовность осуществлять экологическое образование дошкольников.

У педагога должно быть глубокое понимание экологических проблем и причин, их порождающих; ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию; желание и действенная готовность ее изменить. Педагог должен овладеть методикой экологического образования дошкольников, понимать цели и задачи экологического образования, реализовывать их в конкретной технологии работы с детьми.

2. Организация экологически развивающей среды.

Грамотно организованные экологические пространства в детском саду, отбор экологических объектов для экскурсий, целевых прогулок в ближайшем окружении ребенка создадут условия для формирования экологической воспитанности у дошкольников.

3. Воспитательно-образовательная программа, задающая развитие всех составляющих экологическую воспитанность компонентов в их единстве и взаимосвязи.

4. Применение технологии, включающей: определение таксономии педагогических задач, их пошаговое решение, обеспечивающее поэтапное нарастание субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающим миром (природой): накопление и «проживание» дошкольником положительного эмоционально-чувственного опыта отношения к природе в разных видах деятельности; организация ценностного, эмоционально-позитивного, развивающегося взаимодействия педагога и детей, способствующего достижению главной цели — становлению экологической воспитанности дошкольника.

 

Значение трудовой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания.

Трудовая деятельность дошкольника в педагогическом процессе – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Значение трудовой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: