Обеспечение физической доступности для пассажиров с инвалидностью и маломобильных пассажиров инфраструктуры и услуг железнодорожного транспорта осуществляется в отношении: вокзалов, пассажирских вагонов, ситуационной помощи, предоставляемой перевозчиками.
Обязанность по оборудованию специальными приспособлениями поездов, вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами, возложена на перевозчиков, владельцев инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения. Создание доступной среды в поезде подразумевает повышение удобства в пути для всех пассажиров.
Информацию о доступных услугах рельсового транспорта можно найти, например, в европейских документах COST 335. Они включают целый раздел по конструированию доступных для маломобильных пассажиров посадочных средств. Во многих странах приняты национальные стандарты доступа к услугам железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.
|
|
Наиболее подвержены риску при пользовании поездом пассажиры с трудностями при ходьбе и с проблемами захвата рукой поручня в результате нарушений функционирования верхних конечностей.
Зазор, образованный между краем платформы и первой ступенью при входе в вагон, а также подъем на последующие ступени создают значительные трудности для людей с затруднениями при движении, даже при наличии поручней. Максимальные размеры зазора и ступени принимаются 20 см по вертикали и 30 см по горизонтали. Однако максимальный размер зазора для пользователей кресел-колясок без посторонней помощи составляет всего 5 см как по вертикали, так и по горизонтали. Движение по коридору и через дверной проем требует ширины большей, чем ширина кресла-коляски, чтобы обеспечить безопасное пространство для рук и локтей. В тамбуре может потребоваться место для разворота кресла-коляски на 180°.
Кнопки для пассажиров в вагонах должны быть легко доступны, четко видимыми и легко управляемыми. Под столом или умывальником должен быть обеспечен свободный зазор для пассажиров на кресле-коляске (75 см).
Безопасность людей, передвигающихся на кресле-коляске во время движения поезда должна обеспечиваться на том же уровне, что и для других пассажиров. Кресло следует устанавливать лицом или спинкой по направлению движения, чтобы сохранить его устойчивость. Удерживающее устройство для кресла-коляски или для пассажира не считается необходимым с целью обеспечения безопасности, поскольку динамические силы в поезде ниже, чем в автомобильных транспортных средствах.
|
|
Некоторые места должны быть определены как приоритетные, предназначенные для пассажиров из числа инвалидов. Проход между дверным проемом и купе должен преодолеваться легко.
Количество мест для пассажиров из числа инвалидов в поезде определяется расчетом на основании следующих принципов:
. минимум 10 %, но не менее 8 мест в каждом составе должны быть спроектированы и определены в качестве приоритетных мест для использования инвалидами;
. каждый новый или отремонтированный поезд должен иметь место для пассажиров на кресле-коляске;
. места для пассажиров на кресле-коляске следует предоставлять в каждом отдельном классе, доступном для взрослых пассажиров;
. желательно обеспечивать парные места для пассажиров на кресле-коляске, поскольку они могут путешествовать вместе;
-не обязательно обеспечивать условия доступности для представителей всех групп инвалидов в каждом вагоне.
Общие требования к санитарно-гигиеническим помещениям
Требования к обустройству санитарно-гигиенических помещений принимаются аналогичными изложенным в предыдущей лекции.
В дополнение к вышеуказанным общим требованиям, туалет, доступный для пассажиров на кресле-коляске, должен включать следующие требования:
-центр любой дверной ручки, замка или устройства управления дверью на внешней или внутренней стороне двери должен располагаться на высоте не менее 0,8 м и не более 1,2 м над уровнем пола; действие устройств управления дверью и любого другого оборудования, находящегося внутри туалета, должно осуществляться с усилием не более 10 Н;
-туалетное отделение должно быть оборудовано как минимум двумя устройствами аварийной сигнализации, одно из них должно располагаться на высоте не более 0,4 м, а другое — на высоте от 0,8 до 1,2 м над уровнем пола, при этом сигнальные устройства должны работать от ладони руки человека с усилием не более 10 Н;
-сигнал тревоги должен выводиться к проводнику, который может предпринять необходимые меры для помощи пассажиру.
Вагоны-рестораны
Доступ ко всем объектам общественного питания, должен быть обеспечен для всех пассажиров, в том числе для людей на кресле-коляске и других МГН. Если выполнение этого условия по техническим причинам невозможно, необходимо предложить обслуживание на месте или с предоставлением питания в купе.
В вагоне-ресторане, где сервис должен быть доступным для инвалидов, предусматриваются не менее двух мест. Между нижней стороной стола и полом должен быть свободный зазор не менее 0,68 м (предпочтительнее 0,72 м). За этими столами по крайней мере, одно свободное место должно быть предусмотрено для сопровождающего лица. Кроме того, должно быть предусмотрено место со свободным пространством для собаки-проводника.
Меню и прейскурант вагона-ресторана должны быть легкочитаемыми (крупный шрифт, контрастные цвета и т. д.). Рекомендуется иметь доступное меню, выполненное шрифтом Брайля. Торговые автоматы должны иметь операционную панель на высоте 1,2 м от пола.
Спальные места
В случаях, когда в вагонах поезда предусматриваются спальные места, должны соблюдаться следующие требования.
Не менее одного места в каждом вагоне должно быть разработано с учетом потребностей людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такие места могут быть забронированы ими заранее. Не менее одного купе в поезде должно быть доступно для пассажиров на кресле-коляске. Оно надлежащим образом оборудуется для обеспечения возможности перемещения человека между креслом-коляской и местом для отдыха. Это купе должно располагаться на близком расстоянии от туалета, который обозначается соответствующим международным символом.
В каждом специальном купе предусматривается не менее двух кнопок аварийной сигнализации. Одна располагается на высоте не более 0,4 м над уровнем пола, а другая должна быть доступна с нижней полки.
Сигнальные устройства должны срабатывать от ладони руки человека при усилии не более 10 Н.