Обеспечение доступности подвижного состава

Обеспечение физической доступности для пассажиров с инвалидностью и маломобильных пассажиров инфраструктуры и услуг железнодорожного транспорта осуществляется в отношении: вокзалов, пассажирских вагонов, ситуационной помощи, предоставляемой перевозчиками.

Обязанность по оборудованию специальными приспособлениями поез­дов, вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры, позволяю­щими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами, возложена на перевозчиков, владельцев инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения. Создание доступной среды в поезде подразумевает повышение удобства в пути для всех пассажиров.

Информацию о доступных услугах рельсового транспорта можно най­ти, например, в европейских документах COST 335. Они включают целый раздел по конструированию доступных для маломобильных пассажиров посадочных средств. Во многих странах приняты национальные стандарты доступа к услугам железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.

Наиболее подвержены риску при пользовании поездом пассажиры с трудностями при ходьбе и с проблемами захвата рукой поручня в результате нарушений функционирования верхних конечностей.

Зазор, образованный между краем платформы и первой ступенью при входе в вагон, а также подъем на последующие ступени создают значитель­ные трудности для людей с затруднениями при движении, даже при наличии поручней. Максимальные размеры зазора и ступени принимаются 20 см по вертикали и 30 см по горизонтали. Однако максимальный размер зазора для пользователей кресел-колясок без посторонней помощи составляет всего 5 см как по вертикали, так и по горизонтали. Движение по коридору и через дверной проем требует ширины боль­шей, чем ширина кресла-коляски, чтобы обеспечить безопасное простран­ство для рук и локтей. В тамбуре может потребоваться место для разворота кресла-коляски на 180°.

Кнопки для пассажиров в вагонах должны быть легко доступны, четко видимыми и легко управляемыми. Под столом или умывальником должен быть обеспечен свободный зазор для пассажиров на кресле-коляске (75 см).

Безопасность людей, передвигающихся на кресле-коляске во время дви­жения поезда должна обеспечиваться на том же уровне, что и для других пассажиров. Кресло следует устанавливать лицом или спинкой по направле­нию движения, чтобы сохранить его устойчивость. Удерживающее устрой­ство для кресла-коляски или для пассажира не считается необходимым с целью обеспечения безопасности, поскольку динамические силы в поезде ниже, чем в автомобильных транспортных средствах.

Некоторые места должны быть определены как приоритетные, пред­назначенные для пассажиров из числа инвалидов. Проход между дверным проемом и купе должен преодолеваться легко.

Количество мест для пассажиров из числа инвалидов в поезде определя­ется расчетом на основании следующих принципов:

. минимум 10 %, но не менее 8 мест в каждом составе должны быть спроектированы и определены в качестве приоритетных мест для использования инвалидами;

. каждый новый или отремонтированный поезд должен иметь место для пассажиров на кресле-коляске;

. места для пассажиров на кресле-коляске следует предоставлять в ка­ждом отдельном классе, доступном для взрослых пассажиров;

. желательно обеспечивать парные места для пассажиров на крес­ле-коляске, поскольку они могут путешествовать вместе;

-не обязательно обеспечивать условия доступности для представите­лей всех групп инвалидов в каждом вагоне.

Общие требования к санитарно-гигиеническим помещениям

Требования к обустройству санитарно-гигиенических помещений прини­маются аналогичными изложенным в предыдущей лекции.

В дополнение к вышеуказанным общим требованиям, туалет, доступный для пассажиров на кресле-коляске, должен включать следующие требования:

-центр любой дверной ручки, замка или устройства управления две­рью на внешней или внутренней стороне двери должен располагать­ся на высоте не менее 0,8 м и не более 1,2 м над уровнем пола; действие устройств управления дверью и любого другого оборудо­вания, находящегося внутри туалета, должно осуществляться с уси­лием не более 10 Н;

-туалетное отделение должно быть оборудовано как минимум двумя устройствами аварийной сигнализации, одно из них должно распо­лагаться на высоте не более 0,4 м, а другое — на высоте от 0,8 до 1,2 м над уровнем пола, при этом сигнальные устройства должны работать от ладони руки человека с усилием не более 10 Н;

-сигнал тревоги должен выводиться к проводнику, который может предпринять необходимые меры для помощи пассажиру.

Вагоны-рестораны

Доступ ко всем объектам общественного питания, должен быть обеспе­чен для всех пассажиров, в том числе для людей на кресле-коляске и других МГН. Если выполнение этого условия по техническим причинам невозмож­но, необходимо предложить обслуживание на месте или с предоставлением питания в купе.

В вагоне-ресторане, где сервис должен быть доступным для инвалидов, предусматриваются не менее двух мест. Между нижней стороной стола и полом должен быть свободный зазор не менее 0,68 м (предпочтительнее 0,72 м). За этими столами по крайней мере, одно свободное место должно быть предусмотрено для сопровождающего лица. Кроме того, должно быть предусмотрено место со свободным пространством для собаки-проводника.

Меню и прейскурант вагона-ресторана должны быть легкочитаемы­ми (крупный шрифт, контрастные цвета и т. д.). Рекомендуется иметь до­ступное меню, выполненное шрифтом Брайля. Торговые автоматы должны иметь операционную панель на высоте 1,2 м от пола.

Спальные места

В случаях, когда в вагонах поезда предусматриваются спальные места, должны соблюдаться следующие требования.

Не менее одного места в каждом вагоне должно быть разработано с уче­том потребностей людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Та­кие места могут быть забронированы ими заранее. Не менее одного купе в поезде должно быть доступно для пассажиров на кресле-коляске. Оно над­лежащим образом оборудуется для обеспечения возможности перемещения человека между креслом-коляской и местом для отдыха. Это купе должно располагаться на близком расстоянии от туалета, который обозначается со­ответствующим международным символом.

В каждом специальном купе предусматривается не менее двух кнопок аварийной сигнализации. Одна располагается на высоте не более 0,4 м над уровнем пола, а другая должна быть доступна с нижней полки.

Сигнальные устройства должны срабатывать от ладони руки человека при усилии не бо­лее 10 Н.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: