Значимость волевых качеств обучающихся при обучении современному танцу (фолк-модерн)

 

 

Репетиционная и концертная деятельность обучающихся современному танцу связана с большими физическими, нервными и эмоциональными нагрузками. Успех выступления на сцене не только показатель профессионализма: им приходится демонстрировать свое мастерство в условиях, когда их оценивают педагоги-репетиторы, родные и близкие, что добавляет дополнительные эмоциональные волнения и ощущение ответственности. Для всякого творческого человека имеет огромное значение чувствительность и эмоциональность. Эмоции и чувства имеют и «телесное» оформление в виде мимики, пантомимики и интонации.

По мнению М. С. Миловзоровой, человек на протяжении своей жизни регулярно достигает конкретных целей. Часто это сопряжено с преодолением тех или иных трудностей. В первых случаях требуется инициатива, в прочих – власть над своими чувствами, противостояние чужому влиянию и др., т.е. Происходит проявление воли и волевых качеств [30, c.188].

 Высокие волевые качества танцоров сыграли значительную роль в успехах становления современного танца, в завоевании им глобальной славы.

Волевое действие – это путь к достижению поставленной цели. Оно сопряжено с мышлением, вниманием, памятью, характером, способностями и темпераментом человека и не может совершиться без волевого усилия.

Элементы волевого процесса представляют собой понимание задачи процесса, разработка плана действий, целеустремленная работа, и связанные с ней волевые условия. К примеру, во время отработки хореографических комбинаций при осуществлении поворота, вращения, высоких полетных прыжков и любой поддержки вначале осознается цель и значимость задачи, далее принимается решение как это осуществить.

Волевым усилием преодолевается страх и колебания и осуществляется самодвижение. Во время самого движения танцовщик руководит своим телом и его частями, используя уже существующие навыки и напрягая волю. Преодоление сложностей возможно лишь с помощью усилий воли. Последние зависят от формирования волевых качеств [30, c. 195].

Всякое произвольное действие требует для собственного совершения определённого, хотя бы минимального, усилия. Такое волевое усилие имеет место даже при самых простых преднамеренных действиях, будучи адресовано на то, как-бы изменить любую нашу деятельность и начать новый ряд действий. Очень отчётливо волевое усилие выступает тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями или когда, переживая борьбу стимулов, должны осуществить конкретное решение [10, c.502].

Как считает Э. Ренан, чтобы привести к движению все собственные силы, обучающемуся нужно поставить впереди себя какую-нибудь благородную цель, которая способна его зажечь. Человек, который занимается творческой деятельностью, а не лишь развивает в себе такие качества как трудолюбие, сила воли, устремлённость к цели, упорство, но и воспитывает в себе абстрактное мышление и увеличивает свои творческие возможности – нужда человека к культурному существованию и способность самому творить и созидать что-то новое [16, c.382].

Интересно поставленная цель урока по современному танцу, которая отзывается в обратной связи обучающихся, заставляет их преодолевать препятствия для ее достижения, воспитывая в них такие качества личности, как: целеустремленность, энергичность, инициативность.   

Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», в прошлом консультант Королевского балета Англии, отмечает, что хореография – это трудный метод воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстроты мозговой реакции и сосредоточенности. Это говорит о том, что с помощью хореографии можно влиять на развитие физических и нравственных качеств [41, c.16].

Волевое усилие, по мнению П. А. Рудика, имеет отличие от мышечного усилия. При любом волевом усилии существуют конкретные мускульные движения, хотя бы в начальной форме: сжимаем кулаки, наморщиваем лоб и т. д. Но все эти жесты являются не главными в волевом усилии, для которого характерно только состояние внутреннего напряжения. Волевому усилию отводится значительная роль в волевом акте, находящем своё выражение [39, c.110]:

1) в обеспечении принятия надлежащего решения;

2) в приведении этого решения в действие. Интенсивность волевого усилия прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.

Две особенности характеризуют волевое усилие:

• оно всегда носит сознательный характер;

• оно всегда связано с преодолением больших или меньших трудностей.

 Способность обучающегося проявлять усилия воли на занятиях по современному танцу, связаны с преодолением существенных сложностей, представляющих собой черту нравственного характера, измерителем, с помощью которого и окружающие, и сам ученик оценивает свое индивидуальное достоинство. На занятиях по современному танцу волевые усилия могут иметь всевозможные по своему характеру и степени проявления. Всякое мышечное напряжение требует волевого усилия, направленного на его совершение. Вот почему даже простые физические упражнения связаны с усилиями воли [1, c.701].

Необходимость в ходе репетиционной деятельности при отработке танцевальных упражнений совершать небольшие или малые мышечные напряжения, в разных условиях и именно тогда, когда это требуется, стимулирует к волевым усилиям. Являющиеся многочисленными и не редко повторяемыми, эти мышечные напряжения, даже незначительные по своей интенсивности, оказывают очень большое воздействие на развитие способности обучающегося к затрате волевого усилия. Их воспитательное значение определяется тем, что процесс, связанный с мышечными напряжениями на занятиях, выступает самостоятельными поступками обучающегося, где он сам с помощью своих мышечных напряжений, а не чужими руками достигает поставленной перед ним задачи. Напряжение внимания тоже требует конкретных волевых усилий [13, c.342].

Акт произвольного внимания по своей природе требует волевого усилия, направленного на избранный объект, для полной концентрации на более или менее длительный промежуток времени. Вот почему всякое учебное и тренировочное занятие, которое требует сосредоточения внимания, является упражнением в воспитании способности к волевым усилиям.

Большое значение в волевом процессе имеет борьба с отвлеченным вниманием, когда те или другие чувства и представления стремятся заполнить собой целиком наше сознание, и таким образом отвлекают нас от выполняемой работы [6, c.344].

Регулируя (по продолжительности и интенсивности) трудность заданий, которые требуют от обучающегося напряжения внимания, хореограф таким образом воспитывает у него и способность к волевым усилиям. Процессы, связанные с преодолением утомления, которое обеспечивается чувством усталости, требуют достаточно многих усилий воли. Важным методом, который помогает развить способность к волевым усилиям, является сознательное подчинение себя требованиям режима.

Существенная сторона режима представляет собой установленный твёрдый порядок дня, в котором конкретные часы отведены определенным занятиям. Уже обычное расписание занятий, является твёрдым и незыблемым распорядком, который требует от обучающихся современным танцам мобилизовать собственные силы в конкретное время для конкретных занятий [9, c.258].

По мнению Е. П. Ильина, соблюдение режима, в начальном периоде, когда ещё не выработалась привычка к нему, всегда требует существенного напряжения воли:

• заставить себя приступить к данному виду занятий точно в установленное время;

• поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого на это занятие [20, c. 421].

Специфической особенностью усилий, которые связаны с соблюдением режима, представляют собой их относительно спокойный в эмоциональном отношении характер. Волевые усилия, которые связаны с соблюдением режима, могут быть очень разнообразны как по собственному характеру, так и по своей степени. Они допускают разные формы смены занятий и детальную дозировку по количеству материала, быстроты работы, её длительности и т. д. Всё это в умелых руках хореографа превращает данного рода напряжения в прекрасное средство воспитания волевого усилия [46, c.128].

К отдельной группе относятся волевые усилия, которые связаны с преодолением опасности. Их особенность представляет собой большую эмоциональную насыщенность, так как они направляются на борьбу с сильными отрицательными эмоциональными состояниями, которые могут возникнуть во время репетиционной работы: страхом, робостью, растерянностью, смущением и т. д.

Субъективно волевое усилие переживается как значимое внутреннее состояние, которое связано с преодолением тех или иных сложностей или проблем. Когда человек действует, не встречая никаких, даже самых мелких сложностей или проблем, у него, конечно, отсутствует внутреннее состояние усилия. Наличие же сложностей представляется неизбежным, нужным критерием проявления волевого усилия [33, c.390].

Переживание волевого усилия всегда сопряжено с определёнными конкретными видами работы; поэтому воспитание способности к волевым усилиям всегда точечно в своей форме и выделяется в конкретных видах работы. Так как волевые усилия связаны с конкретными видами работы, они всегда носят различный характер и всегда включаются в более или менее сложные и всевозможные типы работы [27, c.560].

Репетиционное занятие по фолк-модерн танцу является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность обучающегося, формирует у него личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство, целеустремленность, инициативность, решительность;

По исследованиям А. В. Родионова, всякое волевое усилие сопряжено с преодолением тормозных процессов в коре головного мозга. К числу данных тормозных процессов может быть отнесена инертность нервных центров, которые управляют органами движения, но в данное время заторможенных [19, c.279].

Чтобы осуществить при таких условиях движение, нужно вывести эти центры из состояния инертности, растормозить их, создать в них необходимый уровень нервного возбуждения. Когда это тормозное состояние преодолевается, переживается конкретное волевое усилие.

В процессе репетиции по современному танцу обучающийся овладевает техникой этого движения, у него вырабатывается навык концентрировать требуемые нервные возбуждения по заданным ограниченным путям, и он ощущает облегчение волевых усилий, которые ранее были нужны для преодоления состояния инертности [23, c.52].

В ходе частой репетиционной работы у обучающегося формируется новый динамический стереотип, который позволяет осуществлять эту работа с наименьшим усилием. Так как, данный динамический стереотип имеется не что иное, как система временных условных связей, которые могут ослабевать при отсутствии подкрепления, то для его поддержания на требуемом уровне нужна систематическая тренировка.

Одним из важных моментов для воспитания волевого усилия представляет собой данная организация занятий, которая всегда доводится до благоприятного результата [14, c.248].

Репетиционное занятие по современному танцу может содержать достаточное число интенсивных упражнений, которые необходимы для собственного осуществления волевых усилий, что помогает преподавателю широко применять эти упражнения для воспитания воли у обучающихся, которые занимаются хореографией.

 

 

Выводы по первой главе

 

 

Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Воля – это психологическая способность и умение выбора цели действия и внутренних усилий, которые необходимы для ее осуществления. Поэтому одни из главных условий для воспитания воли, является: чувство долга в себе, формирование и развитие мировоззрения, общественных чувств, овладение умением хотеть, не вооружаться намерениями и не принимать решения, которые невозможно исполнить, и которые не будут осуществлены; выработка привычки оценивать и осознавать свои действия, их последствия и смотреть на них со стороны; постоянное упражнение волевого усилия, тренировка себя, для преодоления препятствий (внутренних и внешних).

2. К волевым качествам, необходимым для успешного хореографического обучения в целом и освоения современного танца в частности, относятся: дисциплинированность, чувство ответственности, целеустремленность, решительность, трудолюбие и сила воли, данные волевые качества не относятся к природным задаткам и способностям и успешно развиваемы при наличии таких условий, как:

- систематическое преодоление трудностей;

- соблюдение режима и распорядка дня;

- непрерывность, и постепенное увеличения нагрузок репетиционного процесса;

- развивать в себе здоровую самокритику;

- примеры из «танцевальной» жизни педагога и других танцоров.

Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

3. Фолк-модерн находит свое сценическое выражение в синтезе совершенно разных техник танца, определяющим фактором в данном случае выступает отношение фолк-модерн танца к области contemporary, в которую включены: техника релиза, контактная импровизация, принципы соматического движения, концепция «танц-театра», а также принцип синтеза видов и разветвлений.

Главные приемы преобразовании фолк-модерн танца в техниках современного танца: усиление средств выразительности за счет изменения системы хореографического текста, усложнение лексики танца, увеличение динамики исполнения, усложнения рисунка танца, более экспрессивной исполнительской манеры, разработка новой драматургии хореографических постановок, введение приемов режиссуры, слияние хореографии со смежными областями искусства, изменение принципов работы с музыкальным материалом, новое решение сценографии.

4. Репетиционное занятие по современному танцу может содержать достаточное число интенсивных упражнений, которые необходимы для осуществления волевых усилий, что помогает преподавателю широко применять эти упражнения для воспитания воли у обучающихся, которые занимаются хореографией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: