Иллюстрирование текста может быть словесным и графическим.
Словесная картинка статична.
Ошибка детей состоит в том, что словесное рисование они часто подменяют пересказом. Словесное рисование требует точного выбора слов, поэтому, готовя детей к словесному рисованию, нужно делать языковой анализ текста. Обсуждая воображаемую картину, учитель задает детям вопросы:
- Что будет нарисовано?
- Как мы расположим объекты на картине? (на переднем плане, слева, справа, вдали, в центре)
- Какие позы выберем для людей, выражение лица?
Работа с текстовой иллюстрацией.
1. Иллюстрация используется для предвосхищения содержания текста.
2. После анализа можно вернуться к иллюстрации повторно, обратив внимание на детали. Возможны вопросы:
- Какой момент рассказа изобразил художник?
- Как догадались?
- Почему художник так изобразил …?
- Верно ли показал место действия?
3. Сопоставление иллюстраций и текста.
Виды заданий:
- Подобрать рисунок к тексту.
- Найти в тексте подписи к картинке.
|
|
- Сравнить рисунок и фрагмент текста или весь текст.
4. Сравнить иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
6. Прием драматизации.
Формы:
1) анализ иллюстраций с точки зрения мимики и пантомимики изображенных на ней героев.
2) постановка живых картин. Живая картинка – это момент из художественного произведения, запечатленный в позах, выражениях лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.
3) чтение по ролям. Определение количества действующих лиц – чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц – определение необходимости чтения слов автора – анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц – определение интонации – выбор чтецов – анализ прочтения – повторное чтение по ролям.
4) драматизация развернутой формы: анализ содержания и языка произведения (воссоздание обстановки, перечисление действующих лиц, описание их характеров, внешности, речи) – определение порядка действий и мотивов поступков героев – разработка мизансцен (расположение героев) – определение исполнительских задач, выбор выразительных средств – драматизирование наиболее важных или сложных моментов – анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи произведения и общей выразительности – заключительный показ – анализ.
Работа на этапе вторичного синтеза
Это обобщение по произведению, его прочитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
Нужно уточнить идею произведения и помочь детям осмыслить их читательские позиции.
Виды работ:
А) беседа
Б) выборочное чтение
|
|
В) соотнесение идеи произведения с пословицами
Г) заключительное слово учителя
Перечитывание – обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей:
Подготовка к чтению по ролям.
Подготовка к пересказу.
Подготовка к отборам материалов характеристики героев.
Творческие работы по следам прочитанного.
В них должно отразиться отношение детей к прочитанному. Творческая деятельность организуется как на уроке, так и вне его.
Виды творческих работ:
- выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения,
- графическое иллюстрирование,
- словесное рисование,
- творческий пересказ,
- чтение по ролям,
- драматизация.
Особенности работы над произведениями разных жанров.
Работа над эпическим произведением.
В эпических произведениях есть действующие лица, которые участвуют в событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве.
Виды эпической литературы в начальной школе:
Художественный рассказ.
Сказка.
Басня.
Миф.
Былина.
Жития.
При анализе прослеживаются сюжетные линии, дается характеристика действующих лиц.
Один из основных приемов работы – пересказ с предварительным составлением плана.
Басни, эпические стихи заучиваются наизусть.
Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции.
Типы пересказа:
Последовательное повествование – подробный пересказ.
Повествовательно-описательный – выборочный пересказ.
Если главная сюжетная линия осложнена многими деталями, используется выборочный или краткий пересказ.
Произведения с диалогом не пересказываются, а используется чтение по ролям и другие виды драматизации.
Работа над басней
Басня – это аллегорический рассказ нравоучительного характера (подразумеваются люди).
Существенные признаки басни:
Наличие морали (нравоучения).
Наличие аллегории (иносказания).
Иносказательный смысл басни обязательно обсуждается с детьми.
Работа над басней включает следующие компоненты:
Воспроизведение конкретного содержания.
Раскрытие композиции, особенности действующих лиц и мотивов их поведения.
Раскрытие аллегории.
Выяснение главных мыслей конкретного содержания.
Анализ морали.
Условия успешной работы над басней:
В процессе анализа басни нужно помочь ученику живо представить развитие действия и ярко воспринять образы.
Нужно развивать у детей внимание к каждому штриху образов героев.
Для понимания идеи важно отношение детей к персонажам басни.
Не менее важно научить детей быть внимательными к авторской оценке.