Глава II Как работает личный бренд на примере Артемия Лебедева

Как устроен бизнес Артемия Лебедева

«Сту́дия Арте́мия Ле́бедева» — российская дизайнерская компания, основанная Артемием Лебедевым в 1995 году. Занимается графическим, промышленным и веб-дизайном. На 2018 год в студии работали 369 сотрудников. По версии экспертной группы «Тэглайн», компания лидировала в списке 100 ведущих веб-студий Рунета7 лет (до 2013 года).

Студия Лебедева принадлежит холдинговой компании Art. Lebedev Group (ALG), куда также входят рекламная компания ADEX, студия «Телетайп» и студия графического дизайна «Артографика». Собственниками студии являются Артемий Лебедев, Денис Шохин и Константин Моршнев. [11]

Самый известный дизайнер страны за 25 лет карьеры создал империю по производству фирменного стиля, шрифтов, сайтов, упаковки, печатной продукции — всего.

Кроме того, у Лебедева есть магазины, кафе, школа бариста и подразделение по торговле доменами. Артемий Лебедев не любит разговаривать о своем бизнесе. Он считает, что деньги требуют тишины, а публичность работе ни к чему. Тем не менее, имя Лебедева известно даже тем, кто не ориентируется на рынке дизайна, а оборот его Студии, по подсчетам Inc., может превышать 1 млрд рублей в год. Inc. изучил, как устроен бизнес «Студии Артемия Лебедева», одной из крупнейших и наиболее успешных дизайн-студий в России.

Сегодня в копилке «Студии Лебедева» более 3300 выполненных заказов, а среди постоянных клиентов – Центральный банк РФ, «Газпром», «Лукойл», московская мэрия, крупнейшие банки и сотовые операторы. Совокупный оборот его бизнеса может превышать 1 млрд рублей в год. Лебедев отказался общаться с Inc. для этого материала, пояснив, что ему «нечего сказать прессе». Его примеру последовали сооснователи Студии Денис Шохин и Константин Моршнев, арт-директор Эркен Кагаров, а также директор Студии Андрей Дьяков. Тем не менее, Inc. выяснил, когда прошел (и прошел ли) «золотой век» Студии, для чего создан десяток юридических лиц и откуда ценник на дизайн сайта в 3 млн рублей.

Помимо основного дизайнерского, у Артемия Лебедева есть другие бизнесы, прямо или косвенно связанные со Студией. Например, как подтвердили собеседники Inc., в Студии действует внутренняя биржа, где наименее интересные заказы продают на сторону. Это происходит так: клиенту направляется предварительное предложение с расценками и сроками работ (Студия берется за создание сайтов или шаблонов дизайна от определенной суммы и за определенный срок). Если клиента не устраивают входные параметры, он может сообщить бюджет, сроки и Студия выставит кейс на биржу. В пул подрядчиков входят компании, прошедшие конкурс и отобранные Лебедевым.

Еще один дополнительный источник дохода Студии – Магазинус: онлайн и оффлайн-магазины собственных дизайнерских товаров и продуктов партнеров. Розничная сеть включает 5 собственных (3 в Москве, по одному в Санкт-Петербурге и Киеве) и 5 партнерских магазинов – в Петропавловске-Камчатском, Челябинске, Одессе, Харькове и Минске. Точки работают под разными названиями: «Лавка на Никитской», «Магазинус на ВДНХ» или вообще «Наноприлавок». Кроме того, в регионах товары продаются и в других магазинах. Партнерские магазины — по сути франшизная сеть, хотя и без формального лицензирования: Студия продает им товары оптом и со скидкой, предоставляет макеты торгового оборудования, материалы для обучения продавцов, шаблоны ценников и визиток, а взамен просит от партнеров «внимательного и ответственного отношения к работе».

Кроме того, «Студия Лебедева» продает паттерны (образцы принтов для оформления интерьера или одежды) по 2999 руб. за штуку и шрифты, стоимость лицензии на которые начинается от 2999 руб. Юристы Студии отслеживают факты пиратского использования шрифтов. Так, в июне 2015 года они подали несколько исков к издательству «Эксмо» на 1,5 млн рублей за незаконное использование шрифта «Клементина» в оформлении книг Татьяны Устиновой. В феврале 2017 года стороны заключили мировое соглашение по книге Устиновой «Ковчег Марка», пояснили Inc. в юридическом отделе «Эксмо», и издательство заплатило Студии отступные в размере 30 тыс. рублей. По остальным книгам заключили лицензионное соглашение и выплатили Студии вознаграждение.

Доход приносит и торговля доменами, цены на которые доходят до сотен тысяч рублей. По легенде, домен vodka.ru, который Лебедев зарегистрировал в 1997 году, банк «Русский Стандарт» выкупил в 2006-м за $50 тыс.

Кроме того, у «Студии Лебедева» есть открывшаяся в 2009 году сеть «Кафетериус», куда входят 15 собственных и франшизных кофеен в России и одна в Латвии. Совладельцы московского «Кафетериуса» — бывшая сотрудница «Студии» Анастасия Мещерякова и Игорь Красилов, генеральный директор «Нефтегазимпекс» (компания поставляет оборудование «Лукойлу», «Газпрому» и «Газпромнефти»). По данным СПАРК, выручка ООО «Кафетериус» за 2015 год составила 33 млн рублей. При сети кафе также есть фабрика-кухня, которая доставляет еду в московские офисы, и школа бариста, обучение в которой стоит 40 тыс. рублей.

Деньги Лебедеву приносит и блог — третий по популярности в кириллическом сегменте LiveJournal. Tema.livejournal.com ежедневно читают 16 тыс. пользователей, больше только у блогеров Варламова (25 тыс.) и Нефедова (18 тыс.). Стоимость рекламных постов в его ЖЖ доходит до 300 тыс. рублей, говорит сооснователь компании «Авторские медиа» Екатерина Патюлина. Это чуть меньше, чем у Ильи Варламова, чья ежемесячная аудитория блога доходит до 1,5 млн человек, а рекламный пост стоит от 350 до 410 тыс. рублей), но больше, чем у большинства топ-блогеров, чьи расценки — 150 тыс. рублей и ниже.

Кроме того, Лебедев продает спонсорство своих путешествий (дизайнер утверждает, что стал первым россиянином, побывавшим во всех странах мира и более чем в 280 городах России) и делает партнерские проекты — например, с поисковиком авиабилетов Aviasales, который в марте 2015 года запустил мобильное приложение «Тревел – Артемий Лебедев и его путевые заметки» [12]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: