Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества»

 

Вариант 1.

 

Прочтите отрывок из работы Ферри Ж. – М «Роботизация, социальная польза, социальная справедливость». Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

«В настоящее время новая техническая система, внедряющаяся с распространеием автоматизации, грозит, согласно предварительным оценкам, поставить под вопрос почти половину имеющихся сейчас во Франции рабочих мест. Сразу же надо заметить, что поставленная проблема по своему существу не является проблемой экономического порядка, поскольку робот, бесспорно рентабелен, подобно всем новым технологиям. В целом робот не очень дорог и окупится за два года. Все доводы, касающиеся экономической эффективности, говрят в его пользу: он работает и днем и ночью, не просит отпуска, не бастует, редко выходит из строя. Происходящая мутация, возможно, открывает перспективу освобождения труда. Она может идти как в направлении сокращения рабочего времени, так и в направлении сокращения отчужденного труда. Именно наиболее отчужденный труд, повторяющиеся, автоматические, совершенно не требующие ума операции имеют тенденцию исчезать в первую очередь. Встает проблема переходного периода: как лучше продумать переход от отчужденного труда к более свободному, лучше раскрывающему личность».

Вопросы и задания:

 

1. Как оценивает (позитивно, негативно, неоднозначно) воздействие техники на бытие человека и общества французский мыслитель? Свое мнение обоснуйте.

2. К каким последствиям, согласно Ферри, приведет технизация бытия?

3. Какие проблемы поднимает Ферри в своей работе? Согласны ли вы с точкой зрения исследователя? Свою точку зрения аргументируйте.

4. О какой глобальной проблеме современой цивилизации рассуждает мыслитель? Каковы возможности ее решения в рамках постиндустриального общества?

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

 

Вариант 2.

Прочтите отрывок из работы Ферри Ж. – М «Роботизация, социальная польза, социальная справедливость». Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.

«Новый сектор труда и деятельности, «четвертичный сектор», фактически уже образуется. Что мы понимаем под «четвертичным сектором»? На мой взгляд, он будет включать в себя все немеханизированные виды труда и неунифицированные виды производства. Излишне напоминать, что экономическая польза этих видов деятельности измеряется сокращением социальных издержек, порожденных преступностью, маргинальностью и вообще всей той патологией, которая ложится тяжелым финансовым бременем на бюджет. Что касается воспитания, образования и научного исследования, то они признаются первоочередными факторами экономического развития. Надо сказать, что я перечислил только виды интеллектуальной или близкой к ней деятельности. Но к «четвертичному сектору» можно в равной мере причислить те виды ручного труда, ремесла, искусства, которые мало подаются автоматизации и которые полезны тем, что возрождают заброшенные или забытые старинные традиции и приемы. Эта область также может создать для себя заметный рынок. Вот рецепт от кризиса, кажущийся утопическим».

Вопросы и задания.

 

1. Что входит в «четвертичный сектор» экономики? Какова его структура?

2. Как «четвертичный» сектор экономики повлияет на развитие личностных качеств человека?

3. Какие факторы духовного самосовершенстования личности открывают возможности автоматизированного производства, «четвертичного» сектора экономики?

4. Связано ли появление «четвертичного» сектора экономики с технизацией бытия? Каким образом?

 

 

Практическая работа по теме: «Техника и ее воздействие на бытие человека и общества».

 

Вариант 3.

Прочтите отрывок из работы известного немецкого экзистенциалиста К. Ясперса «Истоки истории и ее цель». Ответьте на вопросы, выполните задания.

 

«Техника – средство, которое должно направляться определенным образом. В раю техники быть не может. Техника служит освобождению от нужды, которая заставляет человека посредством труда поддерживать свое физическое существование и позволяет ему, освободив его от бремени нужды, расширять свое существование до беспредельности создаваемой им среды. Граница техники в том, что она не может быть сама по себе, для себя, но всегда остается средством. Поэтому она двойственна. Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее стоит направлять. Направленность техники не может быть выведена из самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техники. Техника связана с людьми, которые реализиуют ее своим трудом. Люди должны хотеть служить технике»

Вопросы и задания.

 

1. Что такое техника? В каком смысле (объективном или субъективном) используется К. Ясперсом понятие техники?

2. Сторонником какого подхода (позитивного, негативного, нейтрального) при анализе взаимодействия техники на бытие человека и общества является К. Ясперс? Свое мнение обоснуйте.

3. Согласны ли вы с точкой зрения немецкого философа, утверждающего, что сущность техники нейтральна? Свою позицию аргументируйте.

4. Как вы оцениваете воздействие техники на бытие человека и общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: