Тема 1. Михаил Афанасьевич Булгаков: врач, писатель, человек

ПРЕДИСЛОВИЕ

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, а для врачей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха. Правильность, выразительность и точность речи на сегодняшний день – необходимые атрибуты гуманитарной культуры современного специалиста.

Дисциплина «Культура делового и профессионального общения» входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВО Министерства образования и науки РФ в рамках вариативной части. Учебное пособие, составленное в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является практическим сопровождением изучения дисциплины «Культура делового и профессионального общения»  и предназначено для студентов 1 курса, обучающихся в вузе естественнонаучного и медицинского профиля по специальностям 31.05.01 «лечебное дело», 31.05.02 «педиатрия», 31.05.03 «стоматология», 33.05.01 «фармация».

Цель пособия – формирование общекультурных компетенций будущего врача, повышение грамотности устной и письменной речи обучающихся. 

 Актуальность учебного пособия «Культура речи врача» состоит в том, что предлагаемые в пособии произведения не только учат искусству общения, искусству слова, но и поднимают важнейшие социальные, психологические, духовные, нравственные, этические, философские проблемы, обогащая культуру и формируя личность будущего специалиста-медика.

    Пособие сочетает в себе жанры хрестоматии и сборника заданий. В нем представлены рассказы М.А. Булгакова, в которых отражены деонтологические вопросы деятельности врача, предложены задания, помогающие студентам сформировать собственное мнение по этим вопросам.  Кроме того, пособие включает практикум, контрольные задания, задания в тестовой форме и задания для самостоятельной работы.

В пособии даны языковые и речевые упражнения: за наблюдением языкового факта следует его анализ, самостоятельный поиск аналогичного языкового факта, творческое задание, которое  пробуждает и поддерживает у студентов интерес к родному языку, воспитывает языковое чутьё, формирует   эстетическое начало.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Тема 1. Михаил Афанасьевич Булгаков: врач, писатель, человек                              5

Тема 2. Психология молодого врача в начале профессионального пути:

         рассказ «Полотенце с петухом»                                                                       12                                                                      

 

Тема 3. Профессиональное становление начинающего врача:

         рассказ «Крещение поворотом»                                                                         25

 

Тема 4. Описание операции трахеотомии в художественной литературе:

        рассказ     «Стальное горло»                                                                              37

 

Тема 5. Проблема врачебного долга. Рассказ «Тьма египетская»                                   50

 

Тема 6. Особенности изложения медицинских данных

        в художественном тексте: рассказ «Звёздная сыпь»                                      63

 

Тема 7. О профессиональном росте молодого врача:

         рассказ «Пропавший глаз»                                                                               80

 

Библиография                                                                                                                  96

 

Приложение 1. Ответы к заданиям в тестовой форме                                                 97

 

 

Тема 1. Михаил Афанасьевич Булгаков: врач, писатель, человек

 

Михаил Афанасьевич Булгаков принадлежит к выдающимся писателям ХХ века. Врач по образованию, он, как и А. П. Чехов, продолжил гуманистические традиции русской литературы.

М. А. Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве. Его отец, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской Духовной академии, где преподавал гражданскую историю и историю различных религий. Кроме того, он служил цензором, в обязанности которого входил просмотр поступавших книг на французском, немецком и английском языках. Отец был человеком трудолюбивым, честным, открытым. Мать, Варвара Михайловна, происходила из семьи священнослужителей и до замужества была учительницей. Её отличали незаурядные способности и твёрдый, энергичный характер.

Детство Михаила было радостным и счастливым. Родители жили дружно. В семье росло семеро детей: три сына и четыре дочери. Дома царили согласие и любовь. Воспоминания Булгакова о поре детства и юности, о доме на Андреевском спуске всегда были окружены атмосферой семейного уюта, поэтической дымкой: по вечерам здесь читали вслух, слушали музыку, а на праздники ставили домашние спектакли. Когда в 1907 году умер Афанасий Иванович от склероза почек, было трудно, но мать смогла сохранить духовную атмосферу семьи. Главным её помощником в заботах о семье стал старший сын Михаил, которому было в то время 16 лет.

После окончания гимназии, в 1910 году, Михаил Афанасьевич стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Здесь он слушает лекции талантливых педагогов: Ф. Г. Яновского, А. Д. Павловского, В. Д. Добромыслова, Г. Ф. Писемского – и начинает заниматься непосредственно лечебным делом.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Многие здания университета были переоборудованы под госпиталь, и Булгаков, студент 4-го курса, начинает там работать. Вскоре его курс был выпущен досрочно. Сдав экзамены и получив временное свидетельство «лекаря с отличием», Булгаков добровольцем Общества Красного Креста отправился на фронт в прифронтовой госпиталь, где приобретал врачебный опыт под руководством опытных военных хирургов. 

В апреле 1916 года Булгаков окончил университет и получил диплом врача с отличием. Будущий писатель становится профессиональным врачом. В письме к своему брату Николаю, который тоже был врачом, Михаил Афанасьевич так определил свое понимание профессионала: «Будь блестящ в своих исследованиях, смел, добр и всегда надейся». Эти профессиональные качества М. А. Булгаков сохранил на всю жизнь.

Вскоре молодой специалист был направлен работать в далекое село Никольское Смоленской губернии. В Никольском он почти год жил трудной жизнью сельского врача, страдая от недостатка опыта, знаний, темноты и невежества пациентов. За этот год он принял более пятнадцати тысяч больных, сделал множество хирургических операций. Всё пережитое им за это время легло в основу сборника рассказов «Записки юного врача». Повествование в нём ведётся от лица молодого врача, главного героя рассказов, в котором нетрудно узнать самого Булгакова. Юный врач часто испытывает страх и неуверенность перед недугом больного. Но он умеет взять себя в руки, принять ответственное решение и выглядеть спокойным и уверенным в самые трудные минуты своей врачебной жизни. Бороться и побеждать ему помогают сознание врачебного долга, медицинские книги и справочники и горячее желание помочь больному.

 В сентябре 1917 года Булгаков перевёлся в уездную больницу в Вязьме, где стал заведовать инфекционным и венерологическим отделениями. В 1918 году он возвратился в Киев, где начал заниматься литературой и одновременно частной медицинской практикой. На дверях его дома появилась табличка «Доктор М. А. Булгаков. Венерические болезни».

Большие и трагические события, произошедшие в это время в России, сильно повлияли на судьбу М. А. Булгакова. Сам он был далёк от политики и хотел бы остаться в стороне от революционных событий, но история властно вмешивалась в его судьбу, бросая его то в Москву, то во Владикавказ, то в Саратов, то опять в Москву, Киев. Неустроенность и неопределённость жизни Булгакова усиливалась картинами разрушений, кровопролитий, беспорядков. Во Владикавказе Булгаков заболел тифом и долго был на грани жизни и смерти.

После выздоровления Булгаков начал работать в местных газетах, решив навсегда расстаться с медицинской практикой. Переход к литературному творчеству объясняется не только нежеланием больше участвовать в войне (его как врача постоянно увлекали за собой то красные, то белые), но в первую очередь давно пробудившейся тягой к литературе и театру. Кстати, ещё в молодости Булгаков мечтал стать оперным певцом и занимался пением, однако из этих занятий ничего не вышло. Теперь у Булгакова за плечами был немалый жизненный опыт, ему было что сказать читателю. Он переехал в Москву и со всем жаром души отдался новому для себя делу. 

Романы «Белая гвардия», «Бег», пьеса «Дни Турбиных» – бесспорные доказательства силы таланта Булгакова. В этих произведениях писатель выступает против войн, которые истощают нацию, в которых проигрывает даже победитель. В «Белой гвардии» Булгаков отражает пережитое им в Киеве.

Многие социальные явления, сопровождающие переустройство общества в постреволюционный период, вызывают в душе Булгакова негодование. Он не приемлет политики, основанной на репрессиях, подавлении свободомыслия, лишающей писателя свободы творчества. Он пишет ряд сатирических произведений, которые воспринимаются критикой как клевета на государственный строй. К ним относится и вышедшая в середине 1920-х годов блистательная повесть «Роковые яйца», а затем в 1925 году Булгаков завершил работу над «Собачьим сердцем». (Повесть не печаталась при жизни писателя. Впервые была опубликована в Лондоне в 1968 году, а в СССР – только в 1988 году). Эти произведения по праву считаются шедеврами в области научно-социальной фантастики. В них Булгаков утверждает пророческую мысль: научным открытиям требуются величайшая осторожность, соблюдение этических законов и правил, иначе новая технология может принести миру не только добро, но и зло.

Литературная критика резко отрицательно оценивала творчество Булгакова, его произведения не печатали, с 1929 года его пьесы перестали ставить в театрах. У писателя не осталось средств к существованию. Писатель вынужден был обратиться с письмом к правительству СССР.

В начале 1930-х годов Булгаков работал инженером-ассистентом МХАТа (Московского художественного академического театра), инсценировал произведение своего любимого русского писателя-классика Н. В. Гоголя «Мертвые души», перебивался случайными заработками. Но его напряженная творческая работа продолжалась. В своих исторических драмах «Кабала святош», «Мольер», «Последние дни», в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» М. А. Булгаков показал несовместимость подлинного искусства с деспотизмом антидемократического общества.

С начала 1930-х годов и до конца жизни М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», который был опубликован лишь в 1966 –1967 гг., через много лет после смерти писателя. Булгаков создал своеобразную форму философского романа, где переплелись реальность и фантастика, прошлое и настоящее, где в жестокой схватке сошлись "вечные" начала добра и зла.

Жестокие преследования критиков, широко организованная травля не прошли бесследно для писателя. Здоровье его резко ухудшилось. После тяжёлой и продолжительной болезни Михаил Афанасьевич Булгаков умер 10 марта 1940 года в Москве. Он оставил потомкам богатое духовное и писательское наследие. Однако читатели смогли познакомиться полностью с сочинениями М. А. Булгакова только в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Как и А. П. Чехов, М. А. Булгаков побуждает читателя к пристальному взгляду внутрь себя, к обращению к вечным категориям, таким, как Жизнь, Мужество, Нежность, Ответственность, Сострадание, Любовь.

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Где и когда родился М. А. Булгаков?

2. Кем были его родители?

3. Какой была атмосфера в семье Булгаковых?

4. Где учился М. А. Булгаков?

5. Как повлияла начавшаяся Первая мировая война на судьбу писателя?

6. Где началась первая самостоятельная медицинская практика М. Булгакова? С какими трудностями он встретился?

7. В каких произведениях Булгакова-писателя нашёл отражение опыт Булгакова-врача?

8. Какова тематика его первых романов и пьес?

9. Какие проблемы затрагивают сатирические произведения М. А. Булгакова?

10.  К чему привели нападки критиков на произведения М. А. Булгакова?

11.  Когда умер Михаил Булгаков? Какое наследие он оставил потомкам?

Задание 2. А. Подберите синонимы к выделенным словам:

твёрдый характер; незаурядные способности; горячее желание помочь; блистательная повесть; недуг больного; страдать от темноты пациентов; шедевры в области научно-социальной фантастики; пристальный взгляд.

Б. Закончите словосочетания, подобрав антонимы к выделенным словам: вечный конфликт добра и …; быть на грани жизни и …; в романе переплелись фантастика и …, прошлое и ….

 

Задание 3. Прочитайте фрагмент письма М. А. Булгакова, адресованного правительству СССР. Составьте пересказ текста от 3 лица. Полученный вариант запишите.

Обратите внимание: Пересказ от третьего лица - это пересказ от лица, которое как бы наблюдает за событиями со стороны и комментирует их. Обратите внимание: 1)При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика (от 3 лица), а не от лица того, чья речь передаётся. 2) Если прямая речь обозначает приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

28 марта 1930 года М. А. Булгаков направил письмо правительству СССР. В нем писатель характеризует свое положение: «Ныне я уничтожен…», «вещи мои безнадежны…», «невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».

Цитируя многочисленные разгромные отзывы на свои произведения, Булгаков пишет: «Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым получен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать <…> Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены <…> Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу».

 

Задание 4. В письме к своему брату Николаю, который тоже был врачом, Михаил Афанасьевич так определил свое понимание профессионала: «Будь блестящ в своих исследованиях, смел, добр и всегда надейся». Объясните, как вы понимаете смысл слов писателя.

 

Задание 5. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Волшебные чёрные кони утомившись несли своих всадников медле(н/нн)о и (не)избежная ночь стала их догонять. Чуя её (с)зади притих даже (не)угомо(н/нн)ый Бегемот и вцепившись (крепко)накрепко в седло когтями летел молчаливый и серьёзный распустив свой хвост. Ночь закрыв иссиня(черным) платком леса и луга зажгла где(то) далеко (в)низу печальные огонёчки теперь уже (не)интересные и (не)нужные (не/ни) Маргарите (не/ни) мастеру чужие огоньки. Ночь то обгоняя кавалькаду се…лась на неё (с)верху и выбрасывала в загустевшем небе белые пятнышки звёзд то летела рядом и хватая скачущих за плащи (з/с)дирала их с плеч разоблачая обманы. И когда Маргарита обдуваемая прохладным ветром открыла глаза она увид..ла как меняется облик всех летящих к своей цели. Вряд(ли) теперь узнали (бы) Коровьева-Фагота самозва(н/нн)ого переводчика при таинстве(н/нн)ом и (не)нуждающемся (не/ни) в каких переводах консультанте в том кто теперь летел (не)посредстве(н/нн)о рядом с Воландом. На месте того кто в дра(н/нн)ой одежде покинул Воробьёвы горы под именем Коровьева-Фагота теперь ск…кал тихо звеня золоче(н/нн)ой цепью (тёмно)фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и (не/ни)когда (не)улыбающимся лицом.

Ночь оторвала пушистый хвост у Бегемота и содрав с кота шерсть расшвыряла её клочья по болотам. Тот кто был котом потешавшим князя тьмы теперь оказался худеньким юношей демоном-паж…м лучшим шутом какой существовал когда(либо) в мире. Теперь притих и он летел бе(с/з)звучно подставив своё молодое лицо под свет льющийся от луны. (С)боку от всех летел бл…стая сталью доспехов Азазелло. Луна изменила и его лицо и(с/з)чез бе(с/сс)ледно нелепый безобразный клык и косоглазие оказалось фальшивым. У Азазелло оба глаза пустые и чёрные были одинаковые и лицо белое и холодное. Себя Маргарита видеть не могла но она хорошо видела как меняется мастер. Его волосы белеющие при луне (с)зади собрались в косу и она летела по ветру. Подобно юноше(демону) мастер летел (не)сводя глаз с луны он улыбался ей как(будто) знакомой хорошо и любимой и что(то) бормотал сам себе по привычке пр…обрете(н/нн)ой в комнате № 118.

И наконец Воланд летел то(же) в своём настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать из чего (с,з)делан повод его коня и думала что самый конь только глыба мрака грива этого коня туча а шпоры всадника белые пятна звёзд. Так летели они в молчании долго.                   

                                (По М. Булгакову. Роман «Мастер и Маргарита»)   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: