Интонирование мажорной и минорной гамм

Мажорный лад по характеру энергичный, жизнерадостный, живой. Поэтому интонирование в мажоре более благоприятное, чем в миноре. При интонировании мажора в восходящем направлении представляют трудности II, III, VI, VII. При интонировании мажорной гаммы вниз заметно тенденцию к повышению имеют VI, V, IV, II ступени. Следует добавить, что опасными для интонирования в мажоре являются III и VII ступени.

     Смотреть приложение 1.

Минорный лад по характеру спокойный, с оттенком легкой грусти, мягкий, способствует психологической расслабленности. Все это может привести к рассеянной интонации. К тому же, минорный лад является производным от VI ступени мажорного лада, которая в мажоре является неустойчивой и имеет тенденцию к понижению (разрешается в V устойчивую ступень). Поэтому лад, построенный от VI ступени также имеет тенденцию к понижению. Тем самым он представляет большие трудности в интонировании.

Сложными в интонировании минорной гаммы являются I, II, III, VII ступени (II и VII как вводные, III как ступень, характеризующая лад и требует точной интонационной высоты, и ступень через свою неустойчивость требует интенсивного подтягивания вверх.

     Смотреть приложение 1.

   Из интонирования ладов можно сделать выводы, что малые и большие секунды представляют собой определенные трудности при интонировании.

 Интонирование интервалов вверх и вниз

При движении вверх                     При движении вниз
Б б.2 - остро, высоко. б. б.2 – тупо
м.2 - тупо м.2 - остро, высоко
Б б.3 - остро, высоко. б. б.3 – тупо
м.3 - тупо м.3 - остро, высоко
ув.4 – с тенденцией к повышению ув.4 – тупо, как бы «оседая» на звук
ум.5 - тупо   ум.5 - остро
б.6 - остро б.6 - тупо
м.6 – низко, тупо м.6 – остро
б.7 - остро б.7 - тупо
м.7 – низко, тупо м.7 – остро

 

Чистую кварту интонировать легко, но следует помнить, что вверх на форте возможно повышение, на пиано – понижение, также следует обращать внимание на ступени, которые ее образуют.

Интонирование увеличенных и уменьшенных кварт вне лада тяжелое. В ладу, в определенном гармоническом окружении, интонирование этих интервалов трудностей не представляет.

Квинта - интервал устойчивый, поэтому чистая квинта вверх интонируется с тенденцией к повышению, вниз - тупо, как бы "оседая" на звук, уменьшенная квинта встречается в музыке часто и в гармоничных сочетаниях труда для интонирования не представляет. Увеличенная квинта встречается в хоровой литературе редко и является самым тяжелым для интонирования интервалом.

Октавы - интонируются в зависимости от лада, ступеней, которые их образуют и тесситурных условий.

Гармонический или вертикальный строй - это правильное интониро­вание созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.

Основой гармонического строя является интонирования гармонических интервалов. Основой традиционной гармонии является терция. Этот интервал в гармоническом виде лежит в основе различных гармонических сочетаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: