Мажорный лад по характеру энергичный, жизнерадостный, живой. Поэтому интонирование в мажоре более благоприятное, чем в миноре. При интонировании мажора в восходящем направлении представляют трудности II, III, VI, VII. При интонировании мажорной гаммы вниз заметно тенденцию к повышению имеют VI, V, IV, II ступени. Следует добавить, что опасными для интонирования в мажоре являются III и VII ступени.
Смотреть приложение 1.
Минорный лад по характеру спокойный, с оттенком легкой грусти, мягкий, способствует психологической расслабленности. Все это может привести к рассеянной интонации. К тому же, минорный лад является производным от VI ступени мажорного лада, которая в мажоре является неустойчивой и имеет тенденцию к понижению (разрешается в V устойчивую ступень). Поэтому лад, построенный от VI ступени также имеет тенденцию к понижению. Тем самым он представляет большие трудности в интонировании.
Сложными в интонировании минорной гаммы являются I, II, III, VII ступени (II и VII как вводные, III как ступень, характеризующая лад и требует точной интонационной высоты, и ступень через свою неустойчивость требует интенсивного подтягивания вверх.
Смотреть приложение 1.
Из интонирования ладов можно сделать выводы, что малые и большие секунды представляют собой определенные трудности при интонировании.
Интонирование интервалов вверх и вниз
При движении вверх | При движении вниз |
Б б.2 - остро, высоко. | б. б.2 – тупо |
м.2 - тупо | м.2 - остро, высоко |
Б б.3 - остро, высоко. | б. б.3 – тупо |
м.3 - тупо | м.3 - остро, высоко |
ув.4 – с тенденцией к повышению | ув.4 – тупо, как бы «оседая» на звук |
ум.5 - тупо | ум.5 - остро |
б.6 - остро | б.6 - тупо |
м.6 – низко, тупо | м.6 – остро |
б.7 - остро | б.7 - тупо |
м.7 – низко, тупо | м.7 – остро |
Чистую кварту интонировать легко, но следует помнить, что вверх на форте возможно повышение, на пиано – понижение, также следует обращать внимание на ступени, которые ее образуют.
Интонирование увеличенных и уменьшенных кварт вне лада тяжелое. В ладу, в определенном гармоническом окружении, интонирование этих интервалов трудностей не представляет.
Квинта - интервал устойчивый, поэтому чистая квинта вверх интонируется с тенденцией к повышению, вниз - тупо, как бы "оседая" на звук, уменьшенная квинта встречается в музыке часто и в гармоничных сочетаниях труда для интонирования не представляет. Увеличенная квинта встречается в хоровой литературе редко и является самым тяжелым для интонирования интервалом.
Октавы - интонируются в зависимости от лада, ступеней, которые их образуют и тесситурных условий.
Гармонический или вертикальный строй - это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.
Основой гармонического строя является интонирования гармонических интервалов. Основой традиционной гармонии является терция. Этот интервал в гармоническом виде лежит в основе различных гармонических сочетаний.