Смотреть приложение 2

       

 Работа над строем в хоре.

     В хоровой практике работа над горизонтальным и вертикальным строем происходит в тесной взаимосвязи. В большинстве случаев, мелодич. и гармонич. строи являются равнозначными компонентами исполнения, оказывающими взаимное влияние. В любом произведении с мелодически развитым голосоведением нельзя добиться хорошего вертикального строя, если хор.партии недостаточно закреплены в мелодич.строе. В то же время после того, как каждая из партий выстроена в горизонтальном строе, необходимо непременно соединить их вместе и внести коррективы соответственно вертикальному строю.

    В работе над мелодическим строем на первый план выходит динамика интонационного развития мелодии. Так как звуки интонируются неодновременно, акустический момент не учитывается, и мелодия строится на основе ладовых взаимосвязей звуков.

    В гармоническом строе при одновременном звучании нескольких голосов, организованных на ладовой основе, ясно обнаруживается и их акустические связи. Так, в созвучиях большие терции и сексты, оказывается, необходимо интонировать несколько уже, чем они интонируются в мелодии.

     Взаимосвязь мелодич. и гармонич. строя может носить самый разнообразный характер. Иногда гармония способствует более чистому звучанию мелодии. Опираясь на гармонию, голос начинает увереннее интонировать трудные мелодические ходы. При разучивании партии на раздельной репетиции целесообразно подыгрывать на фортепиано остальные голоса партитуры. Важно воспитать у певцов привычку слушать не только свою партию, но и другие партии хора и научить их «пристраивать» к ним свой голос.

   В других случаях сложные сочетания голосов требуют предварительного прочного усвоения каждой группой голосов своей партии в горизонтальном строе.

   Важным условием становления хорошего строя являет­ся воспитание у певцов ощущения интонационной памяти и интонационной перспективы. Если певцы ясно представ­ляют интонационные связи не только между соседними, но и более дальними звуками, расположенными на расстоя­нии, строй становится более осмысленным и стабильным. Стабильности строя помогает также чувство лада и ощуще­ние его опорных звуков.

   Важную роль в аккорде играет бас (или нижний звук аккорда). Он оказывает большое влияние на строй аккорда и его окраску, и должен всегда звучать отчётливо, собрано, быть ясно слышим. От баса в значительной степени зависят условия строя в верхних голосах и созвучия в целом. Так в тоническом секстаккорде (Т 6/3) бас не образует функциональной опоры для других голосов, и потому этот вид аккорда труднее, чем тоническое трезвучие (Т 5/3).

Работа над строем в хоре должна быть связана с работой над элемен­тами музыкальной выразительности, поэтому среди основных приемов можно назвать:

· интонирование «вне ритма, т.е, по руке дирижера, с использо­ванием фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах;

· пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом, что помогает певцам понять логику мелодического и гармонического развития, помогает темброво выстроить музыкальный материал;

· чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух, способствует развитию внутреннего слуха;.

· исполнение сложных по ритму гармонических построений с уп­рощением (ритмическим наполнением), а также в различных ритмиче­ских вариантах, что поможет выстроить на этапе разучивания произве­дения ансамбль ритмический и интонационный. Например, полезно петь с дроблением;

· при понижении строя на этапе, разучивания произведения полез­но ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность певцам контролировать эмоции и строй хора;

· при наличии неудобной тесситуры разучиваемого сочинения использовать транспозицию;

· включения фрагментов разучиваемых сочинений в процесс распевания хора с целью шлифовки строя в соединении с другими элемен­тами хоровой звучности (ансамбль, дикция) и средствами музыкальной выразительности.

В произведениях полифонического склада, где каждый голос выполняет самостоятельную мелодическую функцию, горизонтальный строй вступает в более сложные отноше­ния с вертикальным. Интонационные задачи здесь опреде­ляются фактурными, образно-выразительными и темати­ческими особенностями музыки.

Современные научные исследования и исполнительская практика показали, что чистая интонация в хоровом исполнении является пере­менной величиной - хороший строй хора не есть нечто неизменное, за­стывшее, он может регулироваться и корректироваться зонным интони­рование. Строй зависит от различных элементов музыки (звуковысотного рисунка, ладовой системы, направления движения, динамических и метроритмических акцентов, формы произведения ит. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: