А. Разум Божий и его свойства

Бог обладает совершеннейшим разумом. Откровение свидетельствует, что “Господь есть Бог ведения” (Цар.2,3), утверждая, что “разум Его неизмерим” (Пс. 146:5). Разум Божий — это не только способность разумения, он есть само разумение, или ведение. Святой апостол Павел восклицает: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!” (Рим. 11:33). Как в человеке обнаруживается способность познания им самого себя, окружающей действительности (т.е. ведение) и достижения разумных целей с помощью полученных знаний (т.е. мудрость), так и Разум Божий, по свидетельству Откровения, проявляется во всеведении и премудрости.

1. Всеведение Божие (греч. παγγνωσία) и его предметы – это знание Богом не только всего, но и знание всего всесовершеннейшим образом. Данное определение указывает на предметы и на образ ведения Божия.

Образ и свойства ведения Божия свидетельствуют об отсутствии в нем всяких недостатков и ограничений, т.е. о наивысшем совершенстве знания Божия. Познание Божие не зависит ни от внешних впечатлений, явлений, образов, представлений, воспоминаний, соображений, заключений, ни от ограничений времени и пространства. Познание Божие есть познание безусловное, ведение одинаковое, всецелое, полное и ясное сразу и всегда без всякой преемственности и изменчивости оно есть непосредственное ведение сущности всего.

Предметы всеведения Божия. Первый и существенный предмет ведения Божия есть существо Божие, т.е. Бог совершеннейшим образом знает Самого Себя, Свою сущность. Слова Иисуса Христа “никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына” (Мф. 11:27) свидетельствуют о божественном ведении Своего внутреннего существа, т.е. о самосознании божественном, которое Он имеет через Самого Себя. Об этом говорит и апостол Павел: “Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1Кор. 2:10-11). Самосознание Божие как высшая степень разумного ведения имеет те же свойства, что и ведение Божие.

Бог знает всю внешнюю действительность, находящуюся вне внутренней сущности Божества, и все дела Свои, открывшиеся вовне, совершенные Им во времени, знает от вечности. И Священное Писание называет Его “знающим все прежде бытия его!” (Дан. 13:42), дееписатель свидетельствует: “Ведомы Богу от вечности все дела Его” (Деян. 15:18). При этом Бог знает все внешее во всех аспектах его бытия, а именно: все внешнее действительное (т.е. реально существующее) и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее, и все это в мире как физическом, так и нравственном.

Богу ведомы, действительно существующий физический мир, порядок этого мира: “ Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громогласной” (Иов. 28:24-26); “Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их” (Пс. 146:4); “Знаю, – говорит Господь, – всех птиц на горах” (Пс. 49:11).

Бог знает и порядок нравственного мира: “ На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” (Притч. 15:3). Известны Богу все потребности, желания, сердечные воздыхания и тайные прошения людей, обращенные к Нему, о чем свидетельствует псалмопевец Давид: “Господи! Пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя” (Пс. 37:10). Знает Бог весь нравственный мир: “Бог больше сердца нашего и знает все” (1Ин. 3:20).

Богу известно все прошедшее в сотворенном Им мире. Это ясно показывает Священное Писание, когда говорит о том, что Бог в определенное время “будет праведно судить вселенную” (Деян. 17:31), когда Он “осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения” (1Кор. 4:5) и “воздаст каждому по делам его” (Рим. 2:6).

Ведение Божие объемлет все будущее, как необходимое, так и все случайное, т.е. свободное, не только добро, но и зло.

Бог знает все будущее необходимое, т.е. все то, что должно совершиться в будущем по необходимости (лат. Fatum). Сам от вечности в Своих идеях провидел и предустроил законы бытия и весь строй жизни мира.

Богу известно не только все необходимое, но и все будущее случайное, как в мире физическом, так и нравственном. Строго говоря, все происходящее в физическом мире есть результат действия причинно-следственных отношений физико-химического порядка. В физическом мире нет свободы. Любые события или явления, происходящие в нем, кажутся случайными потому, что людям неизвестны причины этих событий, явлений. Но Богу ведомы все эти неизвестные людям причины, а потому бывают предусмотрены и все неожиданные кажущиеся случайными обстоятельства. “Огонь и град, снег и туман, бурный ветер”, по словам пророка и псалмопевца Давида, являются “исполняющими слово Его” (Пс. 148:9).

Всеведение Божие охватывает также все будущее в нравственном мире, т.е. действия человека, которые он совершает свободно или случайно (лат. fortuna). Та сторона всеведения Божия, предметом которой являются будущие свободные действия нравственных существ, называется предведением Божиим (греч. ή πρόγνωσις του̃ θεου̃). Священное Писание указывает на предведение как на один из отличительных признаков истинного Бога: “Скажите, что произойдет в будущем, — говорится у пророка Исаии в обращении к ложным богам, – и мы будем знать, что вы боги” (Ис. 41, 23)

Предведение истинного Бога доказано многочисленными фактами исполнившихся предсказаний о будущих случайных действиях человеческой свободы, о которых свидетельствует Священное Писание, причем многие из них были предсказаны за сотни и даже тысячи лет. К ним можно отнести предсказания Спасителя о распространении Евангелия (Мф. 24:14), судьбе иудейства (Лк. 21:24) о непоколебимости существования церкви (Мф. 16:18). Говоря здесь о предведении Божием, нужно помнить, что Бог сверхвременен. Поэтому Он способен созерцать временной ряд, как содержащий в себе прошлое, настоящее и будущее, причем само это деление теряет смысл в вечности. Поэтому Божие всеведение носит характер, не предвидения (видение будущего из прошлого), а провидения, т.е. Божественное видение — это видение в вечном настоящем.

2. Премудрость Божия (греч. πανσοφία) сть совершеннейшее знание самых лучших целей и средств и наилучшее умение исользовать эти средства для достижения целей. В Божественном разуме всеведение и мудрость совпадают, средства абсолютно соответствуют целям, в то время как человек, обладающий обширными познаниями, зачастую не умеет их практически использовать. Божественная Премудрость не зависит ни от чего постороннего или внешнего, а потому она вечна и неизменна (хотя действия ее проявляются во времени) и вместе с тем всеобъемлюща и всесовершенна.

Премудрость Божия проявилась в творении физического мира. Псалмопевец Давид, созерцая картину творения, восклицает: “Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро” (Пс. 103:24). Соломон подробнее раскрывает эту мысль “Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростию разверзлись бездны, и облака кропят росою” (Притч. 3,19—20). Стройность, целесообразность, множественность вещей, существ и явлений при единстве их типа, строгая постепенность и последовательность развития всех разнообразнейших творений, которые Бог, как говорит Соломон, “расположил мерою, числом и весом” (Прем. 11:21), — все это есть проявление премудрости Божией в мире.

Высшее проявление премудрости Божией обнаружилось в судьбах мира нравственного, т.е. в плане домостроительства Божия о спасении людей. Бог определил средства для спасения людей, не лишая их свободы и индивидуальности. Апостолы проповедовали этот план как “премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1Кор. 2:7). Пораженный Божественным планом спасения иудеев и язычников, апостол Павел восклицает: “О,бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непорстижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ” (Рим. 11:33).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: