Методики измерения психологической дистанции. Технология проведения исследования, основные параметры интерпретации данных

Используются методики:

1. «Измерение психологической дистанции» Е.И. Медведской, модификация Т.А.Заеко. Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи.

Стимульный материал: игровое поле 7×7 клеточек и фигуры:                    обозначающие девушек и женщин,

               обозначающие юношей и мужчин,

                     обозначающие ребенка и подростка (до 15 лет).

Обследование проводится индивидуально с одним или несколькими членами семьи. Испытуемому предлагается расставить на игровом поле фигуры, обозначающие членов семьи, на любых клеточках по отношению к своей фигуре, которая должна быть расположена в центре поля.

Выделяют 3 вида отношений «испытуемый – другой человек»:

Симбиотические отношения: (Короткая - 0-1,5)психологическое пространство сильно сжато, уплотнено, что исключает возможность каких бы то ни было внутренних изменений в нем и делает его статичным, неподвижным. При таких маленьких расстояниях исключается возможность для динамики, расширения Я, оно формируется под влиянием других людей или «поглощается» ими, нет простора для развития и проявления собственной активности.

Отчужденные отношения: (Длинная - 3,5-4,5) при слишком больших расстояниях нет ощущения связи с другими людьми, создаются различные барьеры для взаимовлияния, что замыкает Я на самом себе, и, естественно, также является препятствием для личностного развития. При отчужденных отношениях, из-за отсутствия связей с окружающим миром, психологическое пространство вообще не образуется или включает в себя лишь некоторые элементы (поэтому является очень «бедным»).

Плодотворные отношения: ( Средняя - 2-3)базируются на оптимальной длине психологической дистанции. При таких отношениях существует возможность для движения, для переструктурирования психологического пространства в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями развития, и человек оказывается способным переживать изменения собственной психической реальности как результат воздействия или самовоздействия.

2. Графическая проективная методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» А. Кроник, Е. Кроник, модификация Заеко. При проведении исследования обоим супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике с момента знакомства до момента проведения исследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе. Обследование проводится с каждым членом семьи отдельно.

3. Проективная методика «Рисунок семьи» направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь». После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:1.  Скажи, кто тут нарисован? 2.Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4.Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части: 1. Анализ структуры «Рисунка семьи»; 2. Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи; 3. Анализ процесса рисования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: