При построении выводов о совместимости брачных партнеров последовательно исследуют социально-психологические и демографические характеристики семьи,, а также представления супругов о вкладе в жизненный путь семьи. Далее оценивают эмоциональные отношения в супружеской паре. Затем определяют меру семейной сплоченности и адаптации и социально-психологическую совместимость супругов, для чего используют методы исследования индивидуальности супругов. А также ряд методик, диагностирующих отношения в паре. Результат индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга. Общий вывод относительно особенностей взаимоотношений супругов делают на основании не противоречащих результатов анализа всех использованных методик.
Особенности планирования и проведения диагностического исследования детско-родительских и сиблинговых отношений.
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:
|
|
1.Актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями;
2.Их история, особенно в критических точках онтогенеза;
3.Межличностные отношения глазами их участников – детей и родителей;
4.Объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г.Лидерс предложил разделить:
1.На предназначенные только для детей;
2.Предназначенные только для родителей;
3.Одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей;
4.Методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом;
5.Методики, предназначенные для взаимодействующей диады родитель – ребенок;
6.Методики направленные на выявление особенностей родительско-детских отношений глазами родителей / ребенка.
При планировании и проведении диагностики сиблинговых отношений в семье можно знать характеристики сиблинговых позиций в зависимости от пола, возраста и разницы между рождением детей, особенности взаимодействия детей в смешанных семьях, возможности диагностических методик и их ограничения.
Специфика применения различных методик у детей может быть затруднена в силу возраста обследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего с семьей, должен входить анализ возможности применения конкретной методики у данного ребенка. Важным в этой ситуации является умение разъяснить специфику проведения диагностики родителям, предоставить им полную информацию о применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствия родителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это с родителями заблаговременно. Работа с ребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма как специалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь (в рамках допустимого), так как ребенок в силу возраста может испытывать затруднения при выполнении того или иного задания. Диагностика детско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели со степенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя). Методики, применяемые психологом, могут помочь понять видение ребенком своих родителей, а родителям собственного ребенка.
|
|
Цели и задачи диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.
Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, другие — глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.
Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:
родительские установки и реакции;
отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
нарушения воспитательного процесса в семье;
причины отклонений в семейном воспитании;
типы воспитания;
уровень родительской компетентности и т. п.
Тестовые нормы опросников для диагностики диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.
Нормы тестовые – количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.