Обращения трезвучий главных ступеней

КЛАСС                                                                          СОЛЬФЕДЖИО                                                                        2019-2020 учебный год     

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

      ! ПРИМЕЧАНИЕ:

        б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые клеточки на схеме.

 

 

Запиши диктант:

  • напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
  • определи и запиши размер
  • разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
  • сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
  • проанализируй принципы организации мелодии:

направление движения (вверх или вниз),

есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

наличие секвенций

  • проанализируй, каковы особенности ритма
  • обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запиши гамму Ля мажор, подпиши ступени, выполни все построения:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 


T53 с обращениями S53 с обращениями D53 с обращениями D7 «тритоны»

          

       

        Т53 Т6 Т64         S53     S6 S64    D53 D6 D64      D7 T           ув.4       ум.5

          I   III  V           IV VI I       V   VII  II        V I             IV         VII



Упражнения в тональности

Спой в тональности Ля мажор следующие ступени:

 

Спой указанные ступени, соблюдая ритм и называя ноты:

 

 

Ритмические упражнения

Проговори партию правой руки ритмослогами.

Простучи двумя руками: левая – пульс, правая – ритм:

 

а)

 

 

 


б)

 

 

 


в)

 



КАК ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ

  • определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
  • определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
  • проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
  • проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
  • найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов.

                                                                                                                                                        ВАЛЬС

МАРШ из оперы «Норма»

Домашнее задание

1. Повтори ключевые знаки пройденных тональностей (до 4-х знаков включительно).

2. Пой гамму Ля мажор с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в ритмах польки, вальса, марша (как на уроке). Играй и пой все построения и упражнения в Ля мажоре

3. Повторяй ритмические упражнения, добивайся четкого исполнения.

4. Пой мелодии со стр. 6, одну на выбор выучи наизусть.

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ

Раньше вы узнали, что на всех ступенях лада существуют трезвучия, но наиболее важную роль играют трезвучия на I, IV и V ступенях, так как они настраивают слух на тональность. В мажоре трезвучия главных ступеней – мажорные, а в миноре – минорные. Их называют ГЛАВНЫМИ:

Рассмотрим, на каких ступенях строятся обращения главных трезвучий:

       

 

А теперь всё, что мы знаем, соберём в две шпаргалки:

 

 

На каждой ступени гаммы находится определённый аккорд – трезвучие одной из главных ступеней лада или его обращения:

 

РАЗРЕШЕНИЕ S53  И  D53  И ИХ ОБРАЩЕНИЙ В ЛАДУ

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения – неустойчивые гармонии, поскольку в их состав входят по две неустойчивые ступени. Данные аккорды требуют разрешения, так как неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые.

 

1. В тональностях с двумя знаками построй трезвучия главных ступеней с обращениями, выполни разрешения неустойчивых аккордов, подпиши разрешения. Все аккорды играй и пой:

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: аккорды субдоминанты разрешаются нисходящим движением голосов, а аккорды доминанты – восходящим движением:

 

                  1 СВЯЗКА                                           2 СВЯЗКА                                              3 СВЯЗКА

         
 


 

 

 

1. В мелодиях найди, отметь и подпиши движение по звукам аккордов главных ступеней. Все мелодии пой с дирижированием или тактированием:

а)

 

 

б)

 

в)

 

2. Мелодию польской песни (№ 2б) транспонируй в тональность до минор, запиши и выучи наизусть:

 

 

 

 

 

 

!!! ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

3. Разреши данные аккорды как доминантовые в соответствующие тональности, подпиши (и аккорды, и разрешения, и ступени, и тональности):

 

 

 

4. Разреши данные аккорды как субдоминантовые в соответствующие тональности и подпиши:

 

 

 

5. Построй мажорный квартсекстаккорд с основным тоном СОЛЬ. Определи тональности, в которых этот аккорд будет T, S и D, подпиши и разреши:

 

         

 

 

 

                                             ТОНАЛЬНОСТЬ Си мажор

 

1. Запиши гамму Си мажор, подпиши ступени, выполни все построения:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

 


 

Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

              

 

                  I III V I   VII II IV VI VII II                  I                  III               V

 

T53 с обращениями S53 с обращениями D53 с обращениями D7 «тритоны» с разрешением

  

        Т53 Т6 Т64         S53     S6 S64    D53 D6 D64      D7 T           ув.4      ум.5

          I   III  V           IV VI I       V       VII  II        V I             IV         VII

 

2. Ступеневый диктант. ДЗ: уверенно петь в Си мажоре.

а) б)    

 

3. Разучи и пой секвенции в тональности Си мажор:

Двухголосную секвенцию играй и пой любой из голосов:

4. Напиши в заданном ритме интервальную последовательность в тональности Си мажор (верхний голос штилями вверх, нижний – штилями вниз), играй и пой любой из голосов. Умей спеть последовательность мелодически, вне ритма:

     

 

 


 

б.6 б.6 ув.4 м.6 м.3 м.3   ум.5 б.3

  V IV IV III III II VII I

 

6. Пой все мелодии на стр. 8, дирижируй или тактируй.

 


а) отметь фразы      , запиши (латинскими буквами) структуру мелодии:

 

         

 

 

б) найди в мелодии скачки на ч.4, ч.5, м.6 и м.7, отметь вверху квадратной скобочкой и подпиши:

 

 

в) найди в мелодии движение по звукам аккорда, отметь и подпиши вид аккорда:

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: