Период. Каденция. Кадансовый оборот

 

Музыкальный язык, так же как и любой другой, имеет свои законы построения. Как человеческая речь складывается из отдельных звуков в слова, словосочетания, фразы, предложения и тем самым выражает определенную мысль, так же и музыкальная речь образуется из определенных элементов. Музыкальные звуки складываются в мотивы, мотивы – во фразы, фразы – в завершенное музыкальное построение.

Мотив – самый маленький элемент музыкальной ткани, чаще всего он укладывается в 1-2 такта.

Фраза объединяет два или три мотива.

 

 

Фразы объединяются в более крупные построения – предложения и периоды.

 

Музыкальное построение, имеющее законченный характер называетсяпериодом.

 

Форма периода часто используется для изложения музыкального материала, показа темы. Период также может быть формой самостоятельного небольшого музыкального произведения.

 

Период может иметь различное строение. Классический период обычно состоит из двух предложений. Чаще всего в каждом предложении 4 или 8 тактов, и тогда такой период называется квадратным.

Каждое предложение завершается каденцией или кадансомсмысловым, мелодическим, ритмическим, гармоническим окончанием (слово «каденция» происходит от латинского cadere – «падать»: аналогия со спадом интонации в конце повествовательного предложения)

Каденция первого предложения – серединная, она характеризуется незавершённостью, неустойчивостью. Обычно это остановка на D, реже на S или T (но тоника «несовершенная», ослабленная).

Каденция второго предложения – заключительная. В ней используется полный гармонический оборот (T-S-D-T), создающий впечатление досказанности, завершённости. В полном кадансовом обороте перед D появляется Т64, который в этом случае называется К64 – кадансовый квартсекстаккорд.   

 

1. Полный кадансовый оборот в заданном ритме построй в тональности Ре-бемоль мажор, играй и пой уверенно ВО ВСЕХ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЯХ.

 

S6   K64    D7   T53

 

2. В мелодиях отметь фразы и предложения. Запиши схему строения каждой мелодии: фразы обозначаем маленькими латинскими буквами – a, b, c, d, предложения - большими A, B, C, D; одинаковые фразы и предложения обозначаются одной и той же буквой; похожие – одной и той же буквой с добавлением цифры: первый вариант a1, второй вариант a2 и т.д.

 

Определи тональность, проанализируй мелодические и ритмические особенности мелодий. Пой с дирижированием.

а)                              a    b         a    b                      Ф. Шуберт. «Липа» из цикла «Зимний путь»

                                     A             A                                                                                             

 

б)

                                                                                                          К. Вильбоа. «Нелюдимо наше море»

 

 

в)                                                                                                                                             

                                                                                                                                             Грузинская песня

 

 

 

г)

                                                                          Дж. Россини. Канцона Золушки из оперы «Золушка»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: