Констатирующий этап исследования
На констатирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. выявить уровень сформированности нравственных качеств детей;
2. обследовать умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, умению договариваться, играть вместе.
В констатирующем эксперименте приняли участие 21 ребенок в возрасте от 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. наблюдение за свободной игровой деятельностью детей на прогулке;
2. беседа с детьми на тему «Правила дружной игры»;
3.анкетирование родителей испытуемых детей по проблеме нравственного воспитания в семье;
4. решение детьми проблемных ситуаций с использованием специально подобранных иллюстраций из методического пособия Р.С.Буре «Мы друг другу помогаем».
Целью наблюдения активности детей во время свободной игры было выяснить, проявляют ли дети гуманные качества в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игры как части реальных и игровых отношений. В то же время мы обратили внимание на тот факт, что гуманные отношения включают в себя 3 факта: гуманных представлений, чувств и поступков. Результаты наблюдений приведены в Таблице 2.1
|
|
Таблица 2.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке
Уровни | Содержание уровней | Количество детей или % |
Высокий | Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляют нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, справедливость) | 3 ребенка или 10% |
Средний | Дети знают, как договориться об обычной совместной сюжетно-ролевой игре, но они не проявляют достаточной нравственные качества. | 8 детей или 38% |
Низкий | Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, ссорятся и не проявляют достаточно нравственных качеств, проявляют агрессивность. | 11 детей или 52% |
Для большей наглядности, результаты наблюдения за свободной игровой деятельностью представим в диаграмме рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке
Преобладание детей с низкими показателями сформированности нравственных качеств в наблюдении, показывает, что руководство игрой не было направлено на те или иные взаимоотношения детей в игре, не уделялось внимание и обогащению игр с нравственной тематикой.
Для дальнейшей диагностики была проведена беседа с детьми на тему:
«Правила дружной игры». Приложение А.
Целью данной игры было выявить представления детей о гуманных качествах.
Результаты проведенной беседы отражены в таблице 2.2.