Преобладание средних показателей у детей показывают, что семья на недостаточном уровне уделяет внимание нравственному воспитанию детей, или имеет трудности в воспитании у ребенка гуманных отношений.
Результаты анкетирования показали, что 32% детей проявляют нравственные качества в условиях семьи. Проявляют заботу о животных и никогда не обижают их, проявляют внимание к взрослым и сверстникам, оказывают помощь им.
Для итоговой диагностики констатирующего эксперимента было использовано наглядное пособие о проблемных ситуациях, целью которых было выявить гуманные отношения. Для этого использовались иллюстрации из методического пособия Р.С.Буре «Мы друг другу помогаем.
Дети должны были найти правильный выход из сложившейся ситуации и ответить на вопрос «Что было дальше?». Решение детьми проблемных ситуаций оценивалось по трем уровням: 1 уровень - высокий, 2 уровень- средний, 3 уровень- низкий.
Данная диагностика позволила выявить наличие нравственных качеств, их недостаточное развитие, либо их отсутствие. Результаты диагностики детей по каждой проблемным ситуациям представлены в таблицах 2.4 и 2.5.
|
|
Таблица 2.4 Уровни сформированности гуманных качеств в результате решения детьми проблемной ситуации «Скоро Новый Год»
Уровни | Содержание уровней | Количество человек или% |
Высокий | Дети обращают внимание на неблагополучие сверстника и оказывают ему помощь | 4 ребенка или 19% |
Средний | Дети обращают внимание на неблагополучие сверстника, но не оказывают ему помощь | 8 детей или 39% |
Низкий | Дети обращают внимание на грустного сверстника, но продолжают заниматься своим делом. | 9 детей или 42% |
Данные, полученные в результате диагностики по проблемной ситуации «Скоро Новый Год» показали, что 19% детей имеют высокий уровень сформированности гуманных качеств, 39% детей имеют средний уровень, 42% детей имеют низкий уровень.
Таблица 2.5 Уровни сформированности гуманных качеств в результате решения детьми проблемной ситуации «Веселый хоровод»
Уровни | Содержание уровней | Количество человек или% |
Высокий | Дети обращают внимание на эмоциональное неблагополучие сверстника и предлагают встать к себе в хоровод. | 3 ребенка или 14% |
Средний | Дети обращают внимание на грустного мальчика, но высказывают свое порицание в его адрес («Она сидит в стороне, потому что всем мешала») | 8 детей или 39% |
Низкий | Дети не обращают внимания на грустную девочку и продолжают водить хоровод. | 10 человек или 47% |
Результаты диагностики по иллюстрациям с проблемной ситуацией показали, что около 50% детей принимающих участие в эксперименте относятся к низкому уровню сформированности нравственных качеств, около 40% к среднему и около 20 % к высокому уровню.
|
|
Рисунок 2.4 Результаты диагностики детей по проблемным ситуациям
С помощью методики решения детьми проблемных ситуаций, мы выясняли, что около 20% детей, участвующих в эксперименте относятся к высокому уровню, около 40% детей к среднему уровню, около 50% детей к низкому уровню сформированности гуманных качеств.
Результаты констатирующего эксперимента показывают, что в данной группе детей несомненно преобладает низкий уровень сформированности нравственных качеств.
Для повышения уровня сформированности нравственных качеств были поставлены задачи по подбору и проведению серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, проведение беседы с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи.