Понятие и признаки слухов как информации особого рода. Виды, функции и причины слухов

Слухи — это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Иначе говоря, слух — это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о некоторых событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей от одного человека другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов.

Таким образом, слухи, во-первых, — это известие, новость, сообщение, информация. Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью ложное, то извлечь каплю правды из него дано далеко не каждому. В-третьих, с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. В-четвертых, они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

Слух — динамичное, постоянно изменяющееся по содержанию сообщение. Г. Олпорт и Л. Постман выделили паттерны изменений содержания сообщения в социальной и индивидуальной памяти: сглаживание, заострение, ассимиляцию.

Слухи являются неотъемлемым элементом и структуре неформальной коммуникации любого общества. Они представляют собой недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения.

Причины и условия возникновения слухов

Прежде чем приступить к рассмотрению причин и условий возникновения, методов и приемов работы со слухами, стоит разобраться, что такое слух. Вопрос не праздный. Многие исследователи предпринимали попытки дать такое определение, но общепринятого пока не существует. Более того, наметились разночтения в понимании слуха в социальной психологии и маркетинге. Необходимо дать рабочее определение, которое бы позволило решать практические задачи, связанные со слухами. Такое определение можно сформулировать, проанализировав признаки слухов.

В качестве признаков слухов авторы, изучающие это явление, обычно рассматривают (см. рисунок):

Неопределенность достоверности информации. Эта характеристика информации может колебаться в очень широком диапазоне: от правдоподобной до абсолютно недостоверной. Широта спектра достоверности информации, передаваемой слухом, является следствием того, что в процессе распространения сюжет слуха подвергается изменениям в сторону приспособления к психическим нуждам коммуникаторов (рассказчиков) и реципиентов (слушателей). Именно поэтому, по мнению некоторых исследователей, полностью достоверными слухи не бывают. При изустной передаче они неизбежно подвергаются искажениям и всегда чем-то грешат против истины.

Направленность содержания слуха на удовлетворение какой-либо психической потребности людей, неудовлетворенной иными способами. Неудовлетворенность и желание получить удовлетворение выступают в качестве мотива для восприятия и воспроизведения услышанного. Георгий Почепцов, доктор философских наук, профессор, автор большого количества книг в области паблик рилейшнз, имиджелогии, теории коммуникации и семиотики, пишет: «Одно из шутливых определений рекламы гласит, что реклама — это искусство говорить вещи, приятные для вас. Следует признать, что и слухи представляют собой желаемую информацию. Ведь даже негативные предсказания в них принимаются на веру. Такова наша психология и психология восприятия информации» [5].

Коллективное авторство, анонимность. Передаваемый изустно слух является продуктом коллективного творчества [3], коллективной попыткой объяснить проблемную и эмоционально насыщенную ситуацию даже в том случае, если он запущен умышленно. Важнейшей функцией слуха является интерпретация [1] актуальных событий.

Важной характеристикой слуха традиционно считается его устность. «Слух, — пишет Георгий Почепцов, — принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде и теряет многие качества, попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей» [4]. Слух передается устно от человека к человеку. Устность предполагает высокую степень ориентации на получателя сообщения, учет его интересов, потребностей. Слух должен вызывать доверие у слушателя. Сообщения, транслируемые средствами массовой информации, могут рассматриваться как информационный повод для слуха, дающий начало его передаче от одного человека к другому, при этом существенно трансформируясь.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируютповедениечеловека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Виды слухов:

 


1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
в) правдоподобные;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.
2) по экспрессивности:
а) слух-желание;
б) пугающий слух;
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные;
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: