Ответы к экзамену тоср (история социальной работы)

 (4 cеместр)

1. Развитие социальной поддержки нуждающихся и социальная ситуация в Древней Индии и Древнем Китае. В истории Древней Индии выделяют четыре больших периода:

1. Период древнейшей или индской («доарийской») цивилизации ( III тысячелетие – середина II тысячеле­тия до н. э.), в котором главенствовали племена драви­дов.

2. «Ведический» период (вторая половина II тысячеле­тия до н. э.– середина I тысячелетия до н. э.) связан с ин­доевропейскими племенами ариев («благородных»), кото­рые покорили дравидов.

3. Магадхо-маурийский период (вторая половина I тыс. до н. э.– II в. н. э.). Самым крупным и сильным госу­дарством этого времени была Магадха, которое достигло своего наивысшего могущества в IV—III вв. до н. э. при ди­настии Маурьев.

4. Период кушанов и династии Гуптов (I в. до н.э.– V в. н.э.). Кушаны, проживавшие на территории современно­го Таджикистана, захватили всю Северо-Западную Индию до реки Нарбады и создали свою империю («Кушанская империя»).

Идеи социальной помощи нуждающимся отразились в религиозных верованиях населения Древней Индии. Религия протоиндийской цивилизации (ведиче­ская) достигла своего расцвета в IV–III тыс. до н. э. Идеи милосердия отражены в самом раннем произведеньии ведической литературы – «Ригведе», призывающей к помощи и поддержке любого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию: «Богатства подающего не уменьшаются. Тому, кто, имея пищу, пожалеет ее для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему, и кто занимается только своими собственными удовольствиями перед лицом страждущего, – тому человеку не будет утешения, ибо добродетель – это повиновение закону божию, включающее и любовь к чело­веку». (Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1956)

Идеи милосердия пронизывают собой древнеиндийские правовые документы, которые по своему характеру были скорее этическими нормами и правилами поведения. Предположительно во II в. до н. э.– II в. н. э., появля­ются и действуют «Законы Ману» (по имени мифического бога Ману, прародителя людей) и более поздние дхарма­шастры, носившие яркий религиозный отпечаток. Это по­зволяет реконструировать создание и развитие систе­мы социальной помощи нуждающимся в Древней Индии. В основе правовых документов лежал обычай «ачара» (или «адачара»), который трактовался как поведение «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью и обще­ственной пользой.

Брахманизм как религия сформировался в Древней Индии в начале I тысячелетия до н.э. и развился в результате приспособления к ведической религии местного населения. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Строгая обрядовая регламентация жизни, аске­тические подвиги рассматривались здесь как средства, обеспечивающие перевоплощение души и конечное освобожде­ние от цепи перерождений (сансары).

На смену брахманизму постепенно пришел индуизм, который сформировался в I тысячелетии до н. э. и стал результатом развития ведической религии и брахманизма. Как и в брахманизме, в нем – индуистская триада богов: Брахма, Вишну, Шива. Главное понятие, которое присутствует в индуизме – дхарма, что вполне соответствует идеям социальной помощи нуждающимся. Дхарма – это комплекс этических заповедей, отражающий общечеловеческие ценности, где ведущая ценность – ахимса – непричинение зла живому. 

Весьма близок к брахманизму и индуизму буддизм, который возник в Др. Индии в IV в. до н.э. основателем его считается Будда (Сидхартха Гаутама). Главным отличием буддизма от индуизма, утверждающего деление общества на касты, является принцип равенства всех живых существ. Милосердие и сострадание в буддизме не означают всепрощение. Основное правило помощи и поддержки в буддизме – нацеленность на конкретный результат в реальных условиях. Буддизм активно поддерживали правители династии Маурьев, которые делали щедрые пожертвования буддийским храмам.  

Все население Древней Индии было разделено на че­тыре социальных сословия – варны, что соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет»... Варны делились на привилегированные (жре­цы – «брахманы», цари и воины — «кшатрии») и непривилеги­рованные (свободные крестьяне, ремесленники, торгов­цы – «вайшьи» и обнищавшие, оставившие общину кре­стьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы – «шудры»). Человек рождался и навечно оставался в своей варне. Для каждой варны была определена своя дхарма – закон образа жизни (правила добродетельной жизни). Рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых рож­дениях. Почетными считались три высшие варны, генетически связанных с индоариями. Государственные управление осуществляли две первые варны (брахманы и кшатрии), при этом исполнение военных обязанностей оставалось за кшатриями, а жреческих – за брахманами. Брахманы играли ведущую роль в социальной защите, т.к. благополучие людей, избавление их от бедности и нищеты, согласно религиозным верованиям, зависело от богов и только брахманы могли узнать их волю и воздействовать на нее.

В первых веках нашей эры варны исчезли и появились касты, которых были тысячи. Каста – замкнутая общественная группа, члены которой наследственно заняты в определенной сфере деятельности (касты пастухов, гончаров, ткачей и т.д.). Касты имели четкую организацию, свои украшения, кастовые знаки, правила отправления религиозного культа; также имели общую кухню, кассы взаимопомощи, из которых выдавались своим членам беспроцентные ссуды. Каста помогала своим членам найти работу, добиться вознаграждения за труд.

Царь (раджа), главная функция которого была защита подданных, являлся верховным защитником дхармы. Его личность обожествлялась. Важной функцией царя была ор­ганизация общественных работ. Он считался опекуном всех малолетних, больных и вдов, должен был возглавлять борь­бу со стихийными бедствиями, голодом и т. п.

Одной из низших считалась даса (слуги и рабы). Древнеиндийское общество проявляло милосердие к даса. Рабы могли иметь свои семьи, собственность, право на наследование. Рабы-должники имели право на выкуп.

Положение женщин в Др. Индии имело свои особенности. Женщины были юридически недееспособны, полностью зависели от власти мужчин. Жена считалась собственностью мужа. Повторные браки запрещались. В то же время законом строго предписывалось мужу оказывать ува­жение жене и «нежно с нею обходиться, содержать в по­чете и делать ей подарки, чтобы она наряжалась в удо­вольствие своему супругу»  Женщины должны были заниматься рождением и воспитанием детей, могли посещать храмы, быть на пиру.

Законы Ману стремились защитить права женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Они предписывали, что «следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных». «Где женщины почитаются, — гласили Законы Ману, — там боги радуют­ся; но где не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны».

Своеобразным было отношение к проституции. С одной стороны «блудодеяние» сурово наказывалось, за супружескую неверность могла применяться даже смертная казнь. В то же время проституция легально существовала. Только проституткам запрещалось рожать детей, они также не могли претендовать на замужество. «Жрицы любви» составляли определенную иерархию, на вершине которой были царски гетеры.  

Дети в Древней Индии (с учетом социального статуса их родителей) были одним из основных объектов соци­альной поддержки. Это касалось и детей рабов. Их, напри­мер, запрещалось продавать без родителей. Рождение ре­бенка от полноправного повышало статус рабыни, а ино­гда приносило ей свободу. В Законах Ману описан механизм усыновления, когда подаренные или про­данные в бездетные семьи сыновья могли получить права прямых наследников в новых семьях.

В Древней Индии, так же как и в Древнем Египте, начинает проявляться вполне научный интерес к пробле­мам пожилых и престарелых людей. До наших дней дошло знаменитое некогда сочинение «Аюрведа», где вы­сказываются соображения по сохранению дееспособности, продлению молодости, дается много практических сове­тов для пожилых людей (в основном гигиенического характера).

Зарождалась медико-социальная помощь: бедных людей лекари лечили бесплатно. Оказывалась посильная помощь аномальным лицам (душевнобольным, убогим и т.д.). Однако законом ограничивалась дееспособность таких людей.  

Против лиц с делинквентным поведением Законы Ману применяли смертную казнь в устрашающих формах (растоптание слонами, резание на части), а также отрезание языка, рук, ног, запирание (в доме, в тюрьме), заковывание в цепи, битье, обращение в рабство, конфискация имущества, исполнение тяжкой работы и т.д. использовались также символические наказания, татуировки, особая одежда и т.д.

Пьянство и алкоголизм вызывали неприятие в обществе Др. Индии. Алкоголикам ставили на голову клеймо в виде чарки. С пьяницами нельзя было вступать в брак, есть за одним столом, заключать договора, совершать жертвоприношения. Однако наркомания в Др. Индии прижилась на основе религиозных верований, т.к. во время священных ритуалов использовались наркотические снадобья, приводящие в состояние нирваны (блаженства и единения с духами). 

 Отношение к суициду было своеобразным. Не признавался неоправданный суицид – вызванный мрачным состоянием духа, унынием (одержимостью духами). В то же время брахманизм поощрял слияние с миром Брахмы, в том числе путем суицида. Поэтому некоторые йоги-долгожители завершали жизнь суицидом, постепенно умерщвляя свою плоть и тем самым очищаясь от грехов.  

В истории Древнего Китая выделяют 4 периода по на­званиям великих китайских династий: 1) период Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XII — середина III вв. до н. э.); 3) период Цинь (середина III в. до н. э. – 206 г. до н. э.); 4) период Хань (206 г. до н. э. — 220 г.).

В Китае идеи помощи и поддержки утвердились с са­мых давних времен. Об этом, например, свидетельствует памятник народной литературы «Шицзин» – сборник сти­хов, песен и официальных гимнов. В нем говорится о го­товности трудиться во имя блага близких, особенно пре­старелых родителей и малых детей. Есть и упреки в адрес тех, кто сам не работает, а ест много и живет припеваючи. Простой народ призывал «сильных мира сего» к разумно­му управлению, с помощью добра. В Др. Китае изначально была особенно велика роль государства, которое регламентировало все стороны жизни общества и поведения людей.

В истории Др. Китая отмечается борьба двух философско-правовых школ: конфуцинаства и легизма, где ведущая роль и по сей день принадлежит конфуцианству.

Основной идеей конфуцианства было создание гармо­нии как главного условия вселенского порядка, равнове­сия в мире и, следовательно, счастья людей. Такая гармо­ния подразумевала гармонию между людьми и природой, и гармонию между людьми, которая должна была соот­ветствовать «естественному порядку», то есть добродетели и морали. Конфуций предложил в качестве основы успеш­ной эволюции принцип постоянного самоусовершенство­вания человека, общества и государства. На первый план он выдвинул категорию Дао, т. е. великого истинного пути, мудрого и справедливого порядка.

Средством поддержания справедливого порядка Кон­фуций называл не закон, а соблюдение традиций и мо­ральных основ ли, закрепляющих некий образ идеального поведения, соблюдении меры во всем, что должно побу­ждать человека к уступкам и компромиссам. Понятия «гу­манность» – жэнь, «справедливость и долг» – и, разрабо­танные Конфуцием, органически входили в китайскую эти­ческую систему «пяти постоянств»: отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружеское отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами, почитание старших. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь Юй» (Беседы и суждения), которая приписывается его много­численным ученикам, живших в различное время. Глав­ным условием гармонии в учении китайского философа становилась идея сяо (сыновняя любовь и почитание стар­ших). Конфуций наставлял «любить родителей и родствен­ников преимущественно перед другими, всячески оказы­вать почтение престарелым, проявлять сострадание к увеч­ным и милосердие к детям. Примеры сыновней почти­тельности и милосердия собраны в сборнике «24 примера сяо», на которых воспитывались китайские юноши и де­вушки.

По Конфуцию «богатство» и «бедность» это состояния, в которых пребывают люди по воле Неба. Изменить что-либо здесь человек не может. Однако перейти из низшего состояния в высшее всегда возможно. Для этого необходи­мо следовать примеру разумных и нравственно совершен­ных людей, усердно учиться. Тогда общественная жизнь достигнет гармонии, богатые приумножат свое имущест­во, а бедные достигнут достатка. Конфуцием была разработана программа подготовки чиновников, и с эпохи Хань введена система экзаменов при назначении на государственные должности. В программу подготовки чиновников входило хорошее знание древних текстов, умение цитировать афоризмы мудрецов и писать сочи­нения, в свободном стиле объяснять и комментировать мудрость древних людей. Главным же условием было зна­ние шести «свободных искусств» (обряды и правила; му­зыка; стрельба из лука; управление колесницей; каллигра­фия; математика), а также шести общеобразовательных книг («Книга песен», «Книга документов», «Книга обря­дов и правил», «Книга музыки», «Книга перемен», «Вес­на и осень» – погодичная летопись). По этой программе грамотных админист­раторов готовили в специальных школах в провинциаль­ных центрах и особенно в столице (школа Тай-сюэ), где выпускники подвергались строгой экзаменовке и делились на разряды. Со II в. до н. э. и до Синьхайской революции (1911—1913) конфуцианство являлось офи­циальной государственной идеологией Китая.

В V–II вв. до н. э. усиливается роль права с его стабиль­ным комплексом наказаний. В III в. до н.э. появляется легистское учение об управлении народом и государством, при­оритет в создании основного направления которого при­надлежит одному из высших сановников Циньского государства Вэй Яну (Шан Яну). Главное в легизме – утверждение абсолютной власти правителя, который, с помощью установленного, не под­лежащего обсуждению закона, определяет всю жизнь под­данных. Гуманность и долг, преобладающее значение норм морали считалось гибельным для государства. Полагалось, что только применение наказаний в состоянии совершенствовать нравственные качества народа. Наказания должны приме­няться ко всем без исключения, от министров до нищих, привилегированное общественное положение ни в коем случае не может служить основанием для освобождения от наказаний или смягчения их. Человек, утвер­ждал Шан Ян, по своей природе порочен и глуп. Глупость его для начальства даже весьма удобна, т.к. таким человеком легче управ­лять. Конфуцианские идеи образованности таким образом тоже отвергались.

В III в. до н.э.– III в. н.э. с изменением внутриполитиче­ской обстановки постепенно происходит слияние легизма и конфуцианства. Возникает ортодоксальное ханьское кон­фуцианство, в основе которого лежала тщательная регла­ментация поведения людей в семье и обществе с помо­щью жестких моральных норм ли, официально признан­ного ритуала. Мораль и право отныне совпадали: мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказа­ния запрещало от него уклоняться.

Только при императоре У Дине (140–87 до н.э.) конфуцианство было признано официальной господствующей идеологией. Конфуцианство составило основу идеологии «по­печительного управления», смысл которого следующий: «Попечитель­ное управление, которое хочет делать все для народа и ни­чего без согласия народа, ни в чем не высказывает своей заботливости в таком размере, как в общечеловеческих уч­реждениях, в великолепных запасных магазинах и госпи­талях, в устройстве дорог и мостовых, каналов и плотин против наводнений. Предмет усерднейшего желания пра­вительства – это материальное благосостояние народа. Хорошее управление состоит в том, чтобы доставить народу необходимое для его жизни: воду, огонь, металлы, дерево и хлеб. Потом должно стараться сделать его добродетельным и выучить полезному употреблению всех этих вещей; далее должно охранять народ от всего, что может повредить его здоровью и жизни» (Г. Вебер).

Примером такого управления может служить деятель­ность (179–157) императора Вэн-ди. Он начал с того, что объявил всеобщую амнистию, отказался от практики на­казания за преступления родственников преступника, выделял средства для неимущих, вдов и сирот, бедных у. одиноких, стариков старше восьмидесяти, а также вете­ранам, которым жаловались шелка, рис и мясо. Вэн-ди выступал за смягчение наказаний, прощал восставших против него мятежных аристократов, был щедр на мило­сти. В неурожайный 159 г. до н.э. он значительно сократил престижные расходы двора, открыл казенные амбары для выдач голодающим. Впоследствии Вэн-ди был очень высоко оценен потомка­ми, восхвалявшими его добродетели.

Отношение к маргинальным и социально-уязвимым сло­ям населения в Древнем Китае постепенно менялось к луч­шему. Изначально широко использовался рабский труд, но впоследствии рабов всех категорий (по сравнению с ос­тальным населением) стало немного. В отличие от Древ­ней Индии, в Древнем Китае рабы находились в более тяжелых условиях. Рабы в Китае не могли иметь ни семьи, ни имущества, их приносили в жертву вместо животных. Однако со временем их положение изменилось. Уже в период Хань были освобож­дены многие рабы. Все рабы приобрели статус зависи­мых и оказались под покровительством государства. Рабами – в соответствии с древней традицией – оставались лишь пре­ступники, но и они были освобождены в начале правления второй династии Хань. Освобожденным были пре­доставлены земельные наделы. Бездомных, бродяг, разоренных и пришлых, называе­мых в источниках «гостями», также «сажали на землю». Идейными вдохновителями этих реформ выступили конфуцианцы.

Положение женщин в Древнем Китае во многом опре­делялось обычаем и законодательством, основанном на конфуцианстве. Развод в Др. Китае разрешался и даже предписывался под угрозой уголовного наказания в случае нарушения супружеского долга. Причинами развода могли быть нанесение вреда мужу и его родителям (побои, оскорбления), непослушание родителям мужа, бесплодие, распутство, болтливость, тяжкая болезнь, расточительство и др. Однако муж не мог развестись, если жене некуда было идти, если она носила траур по его родителям. Даже после развода жена выдавалась мужу на поруки.

В Древнем Китае сложились свои особенности по от­ношению к детям. Существовал ряд моральных и право­вых норм, облегчавших их положение. В ряде случаев их освобождали от суровых наказаний за проступки, прояв­ляли к ним милосердие и сострадание. Вместе с тем пре­дусматривалось право продажи отцом своих детей, кроме старшего сына-наследника. По Конфуцию, дети должны были служить родителям по правилам «ли» при их жизни, похоронить их по прави­лам «ли» после смерти и приносить им жертвы по прави­лам «ли». Родители же должны были всячески радеть о благе своих детей. Так, в условиях, когда грамотность и образованность в Древнем Китае были в большом почете, родители стремились приложить все уси­лия, что их дети получили образование хотя бы в общин­ных школах.

  Развивалась помощь аномальным лицам с врожденны­ми или приобретенными дефектами в психофизиологиче­ском развитии. Слепые люди в Древнем Китае были юри­дически правоспособны, являлись объектами социальной помощи и поддержки, за исключением того, что на су­дебных процессах они не имели права выступать в качест­ве свидетелей. Искусство врачевания в Древнем Китае дос­тигло значительных успехов во многом благодаря монахам. Особенно был известен глава даосской секты «Тайпин-дао» Чжан Цзюэ, спасший множество людей в годы эпи­демии на рубеже 70–80-х гг. II в.

В Древнем Китае велась борьба с проявлениями соци­альной патологии. В деле преодоления половой распущен­ности и проституции древние китайцы изобрели много методов. Характерно, что даже в XIX в. убийство жены и ее любовника мужем, застигнувшим их вместе, оставалось без наказания. Показываясь часто на улице, замужняя жен­щина вызывала осуждение общества. Однако строгие пра­вила не мешали заниматься развратом богатым и влия­тельным людям.

Древние китайцы проявляли нетерпимое отношение к пьянству. В эпоху Чжоу пьянство считалось преступлени­ем, которое влекло за собой смертную казнь.

В Древнем Китае, как и в Древней Индии, отношение к суициду было весьма спокойное. Считалось, что человек таким образом освобождает душу. Причины добровольно­го ухода из жизни были разными. Это могли быть невоз­можность прокормить семью, несчастная любовь или невозможность другим путем опровергнуть клевету.

Принимались весьма жесткие меры в борьбе с делин­квентным поведением. Преступлением считались: заговор о мятеже против им­ператора, бунт против су­ществующих норм морали, «неподчине­ние, непокорство (преступления против близких родст­венников); выражение сыновней непочтительности к ро­дителям и другие ненадлежащие нормы поведения детей по отношению к родителям; «несогласие, разногласие» между родственниками; «несправедливость, неправдивость» в общественных местах и учреждениях и, наконец, кровосмесительные половые связи, в том числе с налож­ницами деда и отца. Наказа­нию подвергались семьи, скрывшие у себя преступника. Незаявившему о преступлении грозила смертная казнь (его разрубали пополам). Доносчику выдавалась такая же на­града, как и убившему врага.

Для исправления преступников широко использовались методы общественных работ (строительство дорог, зданий и т.д.).

 

2. Благотворительность у древних евреев. Влияние иудаизма на формирование социальной помощи. Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тысячелетия до н.э., выйдя из-за Евфрата. В ХI в. до н.э. израильские общины и племена образовали единое государство во главе с Саулом (ок. 1030–1010) – первым царем Израиля. В 928 г. древнееврейское государство распалось на два – Израильское (центр – Наблус) и Иудейское (центр – Иерусалим). С VI по VII вв. эти государства завоевываются другим странами и перестают существовать. Значительная часть евреев после этого покинули родные края и расселились по всему миру. Евреи жили замкнуто, создавая свои общины, религиозную жизнь проводя в синагогах. 

Единственным богом у древних евреев был Яхве – повелитель природы и истории. В древних письменах он призывает к социальной справедливости: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». В Ветхом Завете перечисляются основные грехи, где одним из главных является отказ в помощи нуждающемуся. Немало примеров бескорыстной помощи нуждающимся содержится в Библии. Библия учит милости, благотворительности, различного рода проявлениям материальной и нравственной поддержки.

Благотворительность в соответствии с Торой выражалась в сле­дующих формах: а) гостеприимство (гахнасат орхим) и про­кормление голодных; б) снабжение бедных платьем и обувью (малбиш арумам); в) посещение больных и уход ними (бикур холим); г) погребение мертвых и присутствие на их похоронах (галваят гамет); д) утешение скорбящих об усоп­шим (нихум обелим); е) выкуп пленных (пидион шебуим); ж) вы­дача замуж бедных девиц (гахнасат кала).

Древнейшей и самой распространенной формой еврей­ской благотворительности, как и у христиан, была поощ­ряемая иудаизмом милостыня. Она понималась значитель­но шире, чем просто подаяние нуждающемуся человеку деньгами, продуктами или вещами. «И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. Ми­лость даяния да будет ко всякому живущему, но и умер­шего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих, и с се­тующими сетуй». Сам факт оказания бла­готворительной помощи считался полезным и даже необходимым прежде всего самому субъекту помощи. Ми­лостыня не являлась делом личного желания, а выполне­нием Божьего завета. Этика милосердия евреев, как и христианская этика, предпола­гала, чтобы тот, кто пользуется благотворительной помо­щью, не знал о том, кто ее подает.

В древнееврейском законодательстве имелся специаль­ный раздел – «Закон о благотворительности в пользу бед­ных» из 10 глав и 181 статьи. Так, ст. 18 гласила: «Запреща­ется кричать на бедного или делать ему упрек, а следует относиться к нему отечески». Законы Моисея определяют, в частности, формы обеспечения пищей нуждающихся, прокормления голодных. Предписывалось оставлять края поля несжатыми в пользу бедняков, опавшие при сборе урожая колосья также было надо оставлять для них. Последний сноп оставляли на поле. Он предназначался для вдов, сирот и пришельцев. Каждый седьмой год земля не должна обрабатываться, а все выросшее на ней должно было поступать в общее пользование. Запрещалось уничтожать или портить вещи, продукты питания, которые могут пригодиться другому человеку.

Милосердные дела распространялись и на бедных людей не еврейского происхождения.

Есть в Библии и предписания по отношению к рабам. Рабство в Иудее носило древний патриархальный харак­тер. Попасть в категорию рабов можно было или по дого­вору, или в наказание, или через пленение, или рожде­ние от раба (рабыни). Строго запрещалось плохое отноше­ние крабам. Моисей учил: «Шесть дней работай, а на седьмой день да отдыхают твои рабы», «если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть вой­дет на волю даром... А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его». Раба на волю от­пускали с наградой.

Отношение к женщинам у евреев было весьма демо­кратичным. Женщины были, за исключением имуществен­ных прав, равноправны с мужчинами. Им были доступны самые высокие государственные должности. Они могли защищать свои права в суде. Если, например, египетские законы запрещали развод, то Моисей разрешил его. Одно­временно он запретил браки между братом и сестрой. Муж­чина совершенен только в соединении с женщиной, ука­зывал Моисей, а единоженство – идеал брака. Однако та­ковое было установлено у евреев лишь в XI в. До этого считалось нарушением заповеди иметь более трех жен (ис­ключение составил, пожалуй, лишь царь Соломон, у ко­торого было семьсот жен и триста наложниц). Не разрешались смешанные браки, признавались лишь те, которые заключались между чистокровными евреями. По еврейским законам муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство. Без согласия жены муж не мог отлучаться из дома более чем на месяц. Существовали семь обязанностей мужа по отношению к жене: дать жене приданое, ухаживать за нею во время болезни, выкупать ее из плена, принять издержки погребения, обеспечить содержание на случай вдовства, передать сыновьям имущество жены, содержать дочерей до их замужества. Жена обязывалась в верности и послушании мужу. Она должна была предос­тавить мужу пользование своим имуществом и сделать его своим наследником. Как и в вавилонском праве, в се­мье могли иметь место взаимные дарения, а жена могла иметь свое состояние. Она могла развестись, если обос­новывала нарушение мужем своих супружеских обязан­ностей.

Вдовы, как наиболее нуждающиеся в социальной за­щите, обладали рядом юридических прав. Например, они имели право на возврат приданого и на выделение специальной части прежнего имущества. Вдову после смерти мужа был обязан взять замуж его брат, либо старший родственник, «дабы детьми, рожден­ными от этого второго брака, восстановить имя умерше­го».

Согласно древнееврейским обычаям, при оказании по­мощи в первую очередь учитывались нужды детей-сирот. Обычно это были девочки и мальчики, оставшиеся без по­печения родителей и родственников в возрасте 12–13 лет, после которого они становились совершеннолетними. «Вдову и сироту не притесняйте, не твори суд над пришельцем и сиротой», – завещал Моисей. В завоеванном городе за­прещалось убивать женщин и детей.

Милосердное отношение проявлялось к больным и ин­валидам. Центрами помо­щи нуждающимся стали синагоги. При них существовали дома для странников и приюты для больных, инвалидов, всех нуждающихся. До наших дней сохранился обычай ос­тавлять часть субботней трапезы для угощения странни­ков, инвалидов и т.п. По еврейским законам обидчик обя­зан был возместить потерпевшему расходы на лечение.

Существовало несколько ветхозаветных законов о сво­его рода налогообложении в пользу нуждающихся. В них от­мечалась необходимость, особенно в праздничные дни, помогать бедным, пришельцам. Делать взносы в пользу нуждающихся был обязан каждый член общины, не исключая женщин. Величина взноса зависела от благосостояния. Пытающихся уклониться подвергали религиозному суду. Впервые в мире у евреев появилась «десятина» (отчисление десятой части доходов на благотворительность), которая потом распространилась в странах с христианской религией. Отчисление двадцатой части и менее считалось скупостью.

В то же время в иудаизме подчеркивалась необходимость трудиться, поэтому все просьбы об общинной помощи тщательно проверялись. Считалось, что лучшая форма благотворительности – это предоставление человеку возможности заработать самому. Древнейшая часть Толмуда – Мишны повествует о том, что в еврейских общинах имелись благотворительные кассы. Их средства шли в первую очередь на приданое бедным невестам и выкуп пленных. Продукты питания раздавались ежедневно под контролем трех старейшин, которые и проводили расследование в случае просьбы о денежной помощи. Профессиональное нищенство осуждалось общественностью.

Отношение к проституции в иудаизме всегда было крайне отрицательным. Страсть должна удовлетворяться в браке. Также существовала система мер, предотвращавших проституцию и половую распущенность. Так, соблазнивший девушку должен был на ней жениться. Инцест, гомосексуализм, и др. греховные сексуальные действия приравнивались в Библии к самым тяжким видам преступлений и должны были караться смертью. При прелюбодеянии жен применялся «Божий суд» (бросание в реку и др.). В то же время считалось, что Яхве призывал к милосердию даже к таким грешницам, как блудницы.

Пьянство и алкоголизм у евреев хотя и существовали, но осуждались общественностью. Они противоречили самим основам иудаизма.

К суициду древние евреи относились также отрицательно. В иудаизме, как и в других религиях, подчеркивается ценность жизни для Бога.

Что касается делинквентов, то они осуждались не толь­ко силой закона, но и религиозной моралью. Моисей запретил воровство как преступление, за которое полага­лось суровое наказание. Был распространен закон талиона, когда каждый должен нести наказание, соразмерное преступлению. Наи­более тяжкие преступления карались смертью. Формы наказания за преступную деятель­ность были примерно такими же, как и у других народов Древнего мира (сожжение, повешение, обезглавливание, удушение, смерть под пыткой, распиливание, четверто­вание, сбрасывание в море со скалы, раздавливание ко­лесницей или кузнечными механизмами, растерзание хищ­никами и т.п.), но существовали и специфически еврей­ские. К ним можно отнести секту – побиение камнями, которое совершалось за чертой города при участии толпы. Распространены были и членовредительские наказания. Однако еврейский суд был милосердным и вышеназван­ные наказания применял редко.

Таким образом, в основе социальной помощи нуждаю­щимся в древнейших государствах Востока лежали тради­ции и обычаи. Нормы же обыденной морали, в утвержде­нии и распространении которых значительную роль сыг­рали религиозные верования и мыслители древности, базировались на идеях почитания и уважительного отно­шения к старикам и родителям, на милосердии к детям, калекам и другим представителям социально уязвимых и маргинальных слоев общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: