(4 cеместр)
1. Развитие социальной поддержки нуждающихся и социальная ситуация в Древней Индии и Древнем Китае. В истории Древней Индии выделяют четыре больших периода:
1. Период древнейшей или индской («доарийской») цивилизации ( III тысячелетие – середина II тысячелетия до н. э.), в котором главенствовали племена дравидов.
2. «Ведический» период (вторая половина II тысячелетия до н. э.– середина I тысячелетия до н. э.) связан с индоевропейскими племенами ариев («благородных»), которые покорили дравидов.
3. Магадхо-маурийский период (вторая половина I тыс. до н. э.– II в. н. э.). Самым крупным и сильным государством этого времени была Магадха, которое достигло своего наивысшего могущества в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев.
4. Период кушанов и династии Гуптов (I в. до н.э.– V в. н.э.). Кушаны, проживавшие на территории современного Таджикистана, захватили всю Северо-Западную Индию до реки Нарбады и создали свою империю («Кушанская империя»).
Идеи социальной помощи нуждающимся отразились в религиозных верованиях населения Древней Индии. Религия протоиндийской цивилизации (ведическая) достигла своего расцвета в IV–III тыс. до н. э. Идеи милосердия отражены в самом раннем произведеньии ведической литературы – «Ригведе», призывающей к помощи и поддержке любого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию: «Богатства подающего не уменьшаются. Тому, кто, имея пищу, пожалеет ее для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему, и кто занимается только своими собственными удовольствиями перед лицом страждущего, – тому человеку не будет утешения, ибо добродетель – это повиновение закону божию, включающее и любовь к человеку». (Радхакришнан С. Индийская философия. – М., 1956)
|
|
Идеи милосердия пронизывают собой древнеиндийские правовые документы, которые по своему характеру были скорее этическими нормами и правилами поведения. Предположительно во II в. до н. э.– II в. н. э., появляются и действуют «Законы Ману» (по имени мифического бога Ману, прародителя людей) и более поздние дхармашастры, носившие яркий религиозный отпечаток. Это позволяет реконструировать создание и развитие системы социальной помощи нуждающимся в Древней Индии. В основе правовых документов лежал обычай «ачара» (или «адачара»), который трактовался как поведение «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью и общественной пользой.
Брахманизм как религия сформировался в Древней Индии в начале I тысячелетия до н.э. и развился в результате приспособления к ведической религии местного населения. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались здесь как средства, обеспечивающие перевоплощение души и конечное освобождение от цепи перерождений (сансары).
|
|
На смену брахманизму постепенно пришел индуизм, который сформировался в I тысячелетии до н. э. и стал результатом развития ведической религии и брахманизма. Как и в брахманизме, в нем – индуистская триада богов: Брахма, Вишну, Шива. Главное понятие, которое присутствует в индуизме – дхарма, что вполне соответствует идеям социальной помощи нуждающимся. Дхарма – это комплекс этических заповедей, отражающий общечеловеческие ценности, где ведущая ценность – ахимса – непричинение зла живому.
Весьма близок к брахманизму и индуизму буддизм, который возник в Др. Индии в IV в. до н.э. основателем его считается Будда (Сидхартха Гаутама). Главным отличием буддизма от индуизма, утверждающего деление общества на касты, является принцип равенства всех живых существ. Милосердие и сострадание в буддизме не означают всепрощение. Основное правило помощи и поддержки в буддизме – нацеленность на конкретный результат в реальных условиях. Буддизм активно поддерживали правители династии Маурьев, которые делали щедрые пожертвования буддийским храмам.
Все население Древней Индии было разделено на четыре социальных сословия – варны, что соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет»... Варны делились на привилегированные (жрецы – «брахманы», цари и воины — «кшатрии») и непривилегированные (свободные крестьяне, ремесленники, торговцы – «вайшьи» и обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы – «шудры»). Человек рождался и навечно оставался в своей варне. Для каждой варны была определена своя дхарма – закон образа жизни (правила добродетельной жизни). Рождение в той или иной варне – результат поведения человека в его прошлых рождениях. Почетными считались три высшие варны, генетически связанных с индоариями. Государственные управление осуществляли две первые варны (брахманы и кшатрии), при этом исполнение военных обязанностей оставалось за кшатриями, а жреческих – за брахманами. Брахманы играли ведущую роль в социальной защите, т.к. благополучие людей, избавление их от бедности и нищеты, согласно религиозным верованиям, зависело от богов и только брахманы могли узнать их волю и воздействовать на нее.
В первых веках нашей эры варны исчезли и появились касты, которых были тысячи. Каста – замкнутая общественная группа, члены которой наследственно заняты в определенной сфере деятельности (касты пастухов, гончаров, ткачей и т.д.). Касты имели четкую организацию, свои украшения, кастовые знаки, правила отправления религиозного культа; также имели общую кухню, кассы взаимопомощи, из которых выдавались своим членам беспроцентные ссуды. Каста помогала своим членам найти работу, добиться вознаграждения за труд.
Царь (раджа), главная функция которого была защита подданных, являлся верховным защитником дхармы. Его личность обожествлялась. Важной функцией царя была организация общественных работ. Он считался опекуном всех малолетних, больных и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом и т. п.
Одной из низших считалась даса (слуги и рабы). Древнеиндийское общество проявляло милосердие к даса. Рабы могли иметь свои семьи, собственность, право на наследование. Рабы-должники имели право на выкуп.
Положение женщин в Др. Индии имело свои особенности. Женщины были юридически недееспособны, полностью зависели от власти мужчин. Жена считалась собственностью мужа. Повторные браки запрещались. В то же время законом строго предписывалось мужу оказывать уважение жене и «нежно с нею обходиться, содержать в почете и делать ей подарки, чтобы она наряжалась в удовольствие своему супругу» Женщины должны были заниматься рождением и воспитанием детей, могли посещать храмы, быть на пиру.
|
|
Законы Ману стремились защитить права женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Они предписывали, что «следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных». «Где женщины почитаются, — гласили Законы Ману, — там боги радуются; но где не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны».
Своеобразным было отношение к проституции. С одной стороны «блудодеяние» сурово наказывалось, за супружескую неверность могла применяться даже смертная казнь. В то же время проституция легально существовала. Только проституткам запрещалось рожать детей, они также не могли претендовать на замужество. «Жрицы любви» составляли определенную иерархию, на вершине которой были царски гетеры.
Дети в Древней Индии (с учетом социального статуса их родителей) были одним из основных объектов социальной поддержки. Это касалось и детей рабов. Их, например, запрещалось продавать без родителей. Рождение ребенка от полноправного повышало статус рабыни, а иногда приносило ей свободу. В Законах Ману описан механизм усыновления, когда подаренные или проданные в бездетные семьи сыновья могли получить права прямых наследников в новых семьях.
В Древней Индии, так же как и в Древнем Египте, начинает проявляться вполне научный интерес к проблемам пожилых и престарелых людей. До наших дней дошло знаменитое некогда сочинение «Аюрведа», где высказываются соображения по сохранению дееспособности, продлению молодости, дается много практических советов для пожилых людей (в основном гигиенического характера).
Зарождалась медико-социальная помощь: бедных людей лекари лечили бесплатно. Оказывалась посильная помощь аномальным лицам (душевнобольным, убогим и т.д.). Однако законом ограничивалась дееспособность таких людей.
|
|
Против лиц с делинквентным поведением Законы Ману применяли смертную казнь в устрашающих формах (растоптание слонами, резание на части), а также отрезание языка, рук, ног, запирание (в доме, в тюрьме), заковывание в цепи, битье, обращение в рабство, конфискация имущества, исполнение тяжкой работы и т.д. использовались также символические наказания, татуировки, особая одежда и т.д.
Пьянство и алкоголизм вызывали неприятие в обществе Др. Индии. Алкоголикам ставили на голову клеймо в виде чарки. С пьяницами нельзя было вступать в брак, есть за одним столом, заключать договора, совершать жертвоприношения. Однако наркомания в Др. Индии прижилась на основе религиозных верований, т.к. во время священных ритуалов использовались наркотические снадобья, приводящие в состояние нирваны (блаженства и единения с духами).
Отношение к суициду было своеобразным. Не признавался неоправданный суицид – вызванный мрачным состоянием духа, унынием (одержимостью духами). В то же время брахманизм поощрял слияние с миром Брахмы, в том числе путем суицида. Поэтому некоторые йоги-долгожители завершали жизнь суицидом, постепенно умерщвляя свою плоть и тем самым очищаясь от грехов.
В истории Древнего Китая выделяют 4 периода по названиям великих китайских династий: 1) период Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XII — середина III вв. до н. э.); 3) период Цинь (середина III в. до н. э. – 206 г. до н. э.); 4) период Хань (206 г. до н. э. — 220 г.).
В Китае идеи помощи и поддержки утвердились с самых давних времен. Об этом, например, свидетельствует памятник народной литературы «Шицзин» – сборник стихов, песен и официальных гимнов. В нем говорится о готовности трудиться во имя блага близких, особенно престарелых родителей и малых детей. Есть и упреки в адрес тех, кто сам не работает, а ест много и живет припеваючи. Простой народ призывал «сильных мира сего» к разумному управлению, с помощью добра. В Др. Китае изначально была особенно велика роль государства, которое регламентировало все стороны жизни общества и поведения людей.
В истории Др. Китая отмечается борьба двух философско-правовых школ: конфуцинаства и легизма, где ведущая роль и по сей день принадлежит конфуцианству.
Основной идеей конфуцианства было создание гармонии как главного условия вселенского порядка, равновесия в мире и, следовательно, счастья людей. Такая гармония подразумевала гармонию между людьми и природой, и гармонию между людьми, которая должна была соответствовать «естественному порядку», то есть добродетели и морали. Конфуций предложил в качестве основы успешной эволюции принцип постоянного самоусовершенствования человека, общества и государства. На первый план он выдвинул категорию Дао, т. е. великого истинного пути, мудрого и справедливого порядка.
Средством поддержания справедливого порядка Конфуций называл не закон, а соблюдение традиций и моральных основ ли, закрепляющих некий образ идеального поведения, соблюдении меры во всем, что должно побуждать человека к уступкам и компромиссам. Понятия «гуманность» – жэнь, «справедливость и долг» – и, разработанные Конфуцием, органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств»: отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружеское отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами, почитание старших. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь Юй» (Беседы и суждения), которая приписывается его многочисленным ученикам, живших в различное время. Главным условием гармонии в учении китайского философа становилась идея сяо (сыновняя любовь и почитание старших). Конфуций наставлял «любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к увечным и милосердие к детям. Примеры сыновней почтительности и милосердия собраны в сборнике «24 примера сяо», на которых воспитывались китайские юноши и девушки.
По Конфуцию «богатство» и «бедность» это состояния, в которых пребывают люди по воле Неба. Изменить что-либо здесь человек не может. Однако перейти из низшего состояния в высшее всегда возможно. Для этого необходимо следовать примеру разумных и нравственно совершенных людей, усердно учиться. Тогда общественная жизнь достигнет гармонии, богатые приумножат свое имущество, а бедные достигнут достатка. Конфуцием была разработана программа подготовки чиновников, и с эпохи Хань введена система экзаменов при назначении на государственные должности. В программу подготовки чиновников входило хорошее знание древних текстов, умение цитировать афоризмы мудрецов и писать сочинения, в свободном стиле объяснять и комментировать мудрость древних людей. Главным же условием было знание шести «свободных искусств» (обряды и правила; музыка; стрельба из лука; управление колесницей; каллиграфия; математика), а также шести общеобразовательных книг («Книга песен», «Книга документов», «Книга обрядов и правил», «Книга музыки», «Книга перемен», «Весна и осень» – погодичная летопись). По этой программе грамотных администраторов готовили в специальных школах в провинциальных центрах и особенно в столице (школа Тай-сюэ), где выпускники подвергались строгой экзаменовке и делились на разряды. Со II в. до н. э. и до Синьхайской революции (1911—1913) конфуцианство являлось официальной государственной идеологией Китая.
В V–II вв. до н. э. усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В III в. до н.э. появляется легистское учение об управлении народом и государством, приоритет в создании основного направления которого принадлежит одному из высших сановников Циньского государства Вэй Яну (Шан Яну). Главное в легизме – утверждение абсолютной власти правителя, который, с помощью установленного, не подлежащего обсуждению закона, определяет всю жизнь подданных. Гуманность и долг, преобладающее значение норм морали считалось гибельным для государства. Полагалось, что только применение наказаний в состоянии совершенствовать нравственные качества народа. Наказания должны применяться ко всем без исключения, от министров до нищих, привилегированное общественное положение ни в коем случае не может служить основанием для освобождения от наказаний или смягчения их. Человек, утверждал Шан Ян, по своей природе порочен и глуп. Глупость его для начальства даже весьма удобна, т.к. таким человеком легче управлять. Конфуцианские идеи образованности таким образом тоже отвергались.
В III в. до н.э.– III в. н.э. с изменением внутриполитической обстановки постепенно происходит слияние легизма и конфуцианства. Возникает ортодоксальное ханьское конфуцианство, в основе которого лежала тщательная регламентация поведения людей в семье и обществе с помощью жестких моральных норм ли, официально признанного ритуала. Мораль и право отныне совпадали: мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказания запрещало от него уклоняться.
Только при императоре У Дине (140–87 до н.э.) конфуцианство было признано официальной господствующей идеологией. Конфуцианство составило основу идеологии «попечительного управления», смысл которого следующий: «Попечительное управление, которое хочет делать все для народа и ничего без согласия народа, ни в чем не высказывает своей заботливости в таком размере, как в общечеловеческих учреждениях, в великолепных запасных магазинах и госпиталях, в устройстве дорог и мостовых, каналов и плотин против наводнений. Предмет усерднейшего желания правительства – это материальное благосостояние народа. Хорошее управление состоит в том, чтобы доставить народу необходимое для его жизни: воду, огонь, металлы, дерево и хлеб. Потом должно стараться сделать его добродетельным и выучить полезному употреблению всех этих вещей; далее должно охранять народ от всего, что может повредить его здоровью и жизни» (Г. Вебер).
Примером такого управления может служить деятельность (179–157) императора Вэн-ди. Он начал с того, что объявил всеобщую амнистию, отказался от практики наказания за преступления родственников преступника, выделял средства для неимущих, вдов и сирот, бедных у. одиноких, стариков старше восьмидесяти, а также ветеранам, которым жаловались шелка, рис и мясо. Вэн-ди выступал за смягчение наказаний, прощал восставших против него мятежных аристократов, был щедр на милости. В неурожайный 159 г. до н.э. он значительно сократил престижные расходы двора, открыл казенные амбары для выдач голодающим. Впоследствии Вэн-ди был очень высоко оценен потомками, восхвалявшими его добродетели.
Отношение к маргинальным и социально-уязвимым слоям населения в Древнем Китае постепенно менялось к лучшему. Изначально широко использовался рабский труд, но впоследствии рабов всех категорий (по сравнению с остальным населением) стало немного. В отличие от Древней Индии, в Древнем Китае рабы находились в более тяжелых условиях. Рабы в Китае не могли иметь ни семьи, ни имущества, их приносили в жертву вместо животных. Однако со временем их положение изменилось. Уже в период Хань были освобождены многие рабы. Все рабы приобрели статус зависимых и оказались под покровительством государства. Рабами – в соответствии с древней традицией – оставались лишь преступники, но и они были освобождены в начале правления второй династии Хань. Освобожденным были предоставлены земельные наделы. Бездомных, бродяг, разоренных и пришлых, называемых в источниках «гостями», также «сажали на землю». Идейными вдохновителями этих реформ выступили конфуцианцы.
Положение женщин в Древнем Китае во многом определялось обычаем и законодательством, основанном на конфуцианстве. Развод в Др. Китае разрешался и даже предписывался под угрозой уголовного наказания в случае нарушения супружеского долга. Причинами развода могли быть нанесение вреда мужу и его родителям (побои, оскорбления), непослушание родителям мужа, бесплодие, распутство, болтливость, тяжкая болезнь, расточительство и др. Однако муж не мог развестись, если жене некуда было идти, если она носила траур по его родителям. Даже после развода жена выдавалась мужу на поруки.
В Древнем Китае сложились свои особенности по отношению к детям. Существовал ряд моральных и правовых норм, облегчавших их положение. В ряде случаев их освобождали от суровых наказаний за проступки, проявляли к ним милосердие и сострадание. Вместе с тем предусматривалось право продажи отцом своих детей, кроме старшего сына-наследника. По Конфуцию, дети должны были служить родителям по правилам «ли» при их жизни, похоронить их по правилам «ли» после смерти и приносить им жертвы по правилам «ли». Родители же должны были всячески радеть о благе своих детей. Так, в условиях, когда грамотность и образованность в Древнем Китае были в большом почете, родители стремились приложить все усилия, что их дети получили образование хотя бы в общинных школах.
Развивалась помощь аномальным лицам с врожденными или приобретенными дефектами в психофизиологическом развитии. Слепые люди в Древнем Китае были юридически правоспособны, являлись объектами социальной помощи и поддержки, за исключением того, что на судебных процессах они не имели права выступать в качестве свидетелей. Искусство врачевания в Древнем Китае достигло значительных успехов во многом благодаря монахам. Особенно был известен глава даосской секты «Тайпин-дао» Чжан Цзюэ, спасший множество людей в годы эпидемии на рубеже 70–80-х гг. II в.
В Древнем Китае велась борьба с проявлениями социальной патологии. В деле преодоления половой распущенности и проституции древние китайцы изобрели много методов. Характерно, что даже в XIX в. убийство жены и ее любовника мужем, застигнувшим их вместе, оставалось без наказания. Показываясь часто на улице, замужняя женщина вызывала осуждение общества. Однако строгие правила не мешали заниматься развратом богатым и влиятельным людям.
Древние китайцы проявляли нетерпимое отношение к пьянству. В эпоху Чжоу пьянство считалось преступлением, которое влекло за собой смертную казнь.
В Древнем Китае, как и в Древней Индии, отношение к суициду было весьма спокойное. Считалось, что человек таким образом освобождает душу. Причины добровольного ухода из жизни были разными. Это могли быть невозможность прокормить семью, несчастная любовь или невозможность другим путем опровергнуть клевету.
Принимались весьма жесткие меры в борьбе с делинквентным поведением. Преступлением считались: заговор о мятеже против императора, бунт против существующих норм морали, «неподчинение, непокорство (преступления против близких родственников); выражение сыновней непочтительности к родителям и другие ненадлежащие нормы поведения детей по отношению к родителям; «несогласие, разногласие» между родственниками; «несправедливость, неправдивость» в общественных местах и учреждениях и, наконец, кровосмесительные половые связи, в том числе с наложницами деда и отца. Наказанию подвергались семьи, скрывшие у себя преступника. Незаявившему о преступлении грозила смертная казнь (его разрубали пополам). Доносчику выдавалась такая же награда, как и убившему врага.
Для исправления преступников широко использовались методы общественных работ (строительство дорог, зданий и т.д.).
2. Благотворительность у древних евреев. Влияние иудаизма на формирование социальной помощи. Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тысячелетия до н.э., выйдя из-за Евфрата. В ХI в. до н.э. израильские общины и племена образовали единое государство во главе с Саулом (ок. 1030–1010) – первым царем Израиля. В 928 г. древнееврейское государство распалось на два – Израильское (центр – Наблус) и Иудейское (центр – Иерусалим). С VI по VII вв. эти государства завоевываются другим странами и перестают существовать. Значительная часть евреев после этого покинули родные края и расселились по всему миру. Евреи жили замкнуто, создавая свои общины, религиозную жизнь проводя в синагогах.
Единственным богом у древних евреев был Яхве – повелитель природы и истории. В древних письменах он призывает к социальной справедливости: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». В Ветхом Завете перечисляются основные грехи, где одним из главных является отказ в помощи нуждающемуся. Немало примеров бескорыстной помощи нуждающимся содержится в Библии. Библия учит милости, благотворительности, различного рода проявлениям материальной и нравственной поддержки.
Благотворительность в соответствии с Торой выражалась в следующих формах: а) гостеприимство (гахнасат орхим) и прокормление голодных; б) снабжение бедных платьем и обувью (малбиш арумам); в) посещение больных и уход ними (бикур холим); г) погребение мертвых и присутствие на их похоронах (галваят гамет); д) утешение скорбящих об усопшим (нихум обелим); е) выкуп пленных (пидион шебуим); ж) выдача замуж бедных девиц (гахнасат кала).
Древнейшей и самой распространенной формой еврейской благотворительности, как и у христиан, была поощряемая иудаизмом милостыня. Она понималась значительно шире, чем просто подаяние нуждающемуся человеку деньгами, продуктами или вещами. «И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй». Сам факт оказания благотворительной помощи считался полезным и даже необходимым прежде всего самому субъекту помощи. Милостыня не являлась делом личного желания, а выполнением Божьего завета. Этика милосердия евреев, как и христианская этика, предполагала, чтобы тот, кто пользуется благотворительной помощью, не знал о том, кто ее подает.
В древнееврейском законодательстве имелся специальный раздел – «Закон о благотворительности в пользу бедных» из 10 глав и 181 статьи. Так, ст. 18 гласила: «Запрещается кричать на бедного или делать ему упрек, а следует относиться к нему отечески». Законы Моисея определяют, в частности, формы обеспечения пищей нуждающихся, прокормления голодных. Предписывалось оставлять края поля несжатыми в пользу бедняков, опавшие при сборе урожая колосья также было надо оставлять для них. Последний сноп оставляли на поле. Он предназначался для вдов, сирот и пришельцев. Каждый седьмой год земля не должна обрабатываться, а все выросшее на ней должно было поступать в общее пользование. Запрещалось уничтожать или портить вещи, продукты питания, которые могут пригодиться другому человеку.
Милосердные дела распространялись и на бедных людей не еврейского происхождения.
Есть в Библии и предписания по отношению к рабам. Рабство в Иудее носило древний патриархальный характер. Попасть в категорию рабов можно было или по договору, или в наказание, или через пленение, или рождение от раба (рабыни). Строго запрещалось плохое отношение крабам. Моисей учил: «Шесть дней работай, а на седьмой день да отдыхают твои рабы», «если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть войдет на волю даром... А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его». Раба на волю отпускали с наградой.
Отношение к женщинам у евреев было весьма демократичным. Женщины были, за исключением имущественных прав, равноправны с мужчинами. Им были доступны самые высокие государственные должности. Они могли защищать свои права в суде. Если, например, египетские законы запрещали развод, то Моисей разрешил его. Одновременно он запретил браки между братом и сестрой. Мужчина совершенен только в соединении с женщиной, указывал Моисей, а единоженство – идеал брака. Однако таковое было установлено у евреев лишь в XI в. До этого считалось нарушением заповеди иметь более трех жен (исключение составил, пожалуй, лишь царь Соломон, у которого было семьсот жен и триста наложниц). Не разрешались смешанные браки, признавались лишь те, которые заключались между чистокровными евреями. По еврейским законам муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство. Без согласия жены муж не мог отлучаться из дома более чем на месяц. Существовали семь обязанностей мужа по отношению к жене: дать жене приданое, ухаживать за нею во время болезни, выкупать ее из плена, принять издержки погребения, обеспечить содержание на случай вдовства, передать сыновьям имущество жены, содержать дочерей до их замужества. Жена обязывалась в верности и послушании мужу. Она должна была предоставить мужу пользование своим имуществом и сделать его своим наследником. Как и в вавилонском праве, в семье могли иметь место взаимные дарения, а жена могла иметь свое состояние. Она могла развестись, если обосновывала нарушение мужем своих супружеских обязанностей.
Вдовы, как наиболее нуждающиеся в социальной защите, обладали рядом юридических прав. Например, они имели право на возврат приданого и на выделение специальной части прежнего имущества. Вдову после смерти мужа был обязан взять замуж его брат, либо старший родственник, «дабы детьми, рожденными от этого второго брака, восстановить имя умершего».
Согласно древнееврейским обычаям, при оказании помощи в первую очередь учитывались нужды детей-сирот. Обычно это были девочки и мальчики, оставшиеся без попечения родителей и родственников в возрасте 12–13 лет, после которого они становились совершеннолетними. «Вдову и сироту не притесняйте, не твори суд над пришельцем и сиротой», – завещал Моисей. В завоеванном городе запрещалось убивать женщин и детей.
Милосердное отношение проявлялось к больным и инвалидам. Центрами помощи нуждающимся стали синагоги. При них существовали дома для странников и приюты для больных, инвалидов, всех нуждающихся. До наших дней сохранился обычай оставлять часть субботней трапезы для угощения странников, инвалидов и т.п. По еврейским законам обидчик обязан был возместить потерпевшему расходы на лечение.
Существовало несколько ветхозаветных законов о своего рода налогообложении в пользу нуждающихся. В них отмечалась необходимость, особенно в праздничные дни, помогать бедным, пришельцам. Делать взносы в пользу нуждающихся был обязан каждый член общины, не исключая женщин. Величина взноса зависела от благосостояния. Пытающихся уклониться подвергали религиозному суду. Впервые в мире у евреев появилась «десятина» (отчисление десятой части доходов на благотворительность), которая потом распространилась в странах с христианской религией. Отчисление двадцатой части и менее считалось скупостью.
В то же время в иудаизме подчеркивалась необходимость трудиться, поэтому все просьбы об общинной помощи тщательно проверялись. Считалось, что лучшая форма благотворительности – это предоставление человеку возможности заработать самому. Древнейшая часть Толмуда – Мишны повествует о том, что в еврейских общинах имелись благотворительные кассы. Их средства шли в первую очередь на приданое бедным невестам и выкуп пленных. Продукты питания раздавались ежедневно под контролем трех старейшин, которые и проводили расследование в случае просьбы о денежной помощи. Профессиональное нищенство осуждалось общественностью.
Отношение к проституции в иудаизме всегда было крайне отрицательным. Страсть должна удовлетворяться в браке. Также существовала система мер, предотвращавших проституцию и половую распущенность. Так, соблазнивший девушку должен был на ней жениться. Инцест, гомосексуализм, и др. греховные сексуальные действия приравнивались в Библии к самым тяжким видам преступлений и должны были караться смертью. При прелюбодеянии жен применялся «Божий суд» (бросание в реку и др.). В то же время считалось, что Яхве призывал к милосердию даже к таким грешницам, как блудницы.
Пьянство и алкоголизм у евреев хотя и существовали, но осуждались общественностью. Они противоречили самим основам иудаизма.
К суициду древние евреи относились также отрицательно. В иудаизме, как и в других религиях, подчеркивается ценность жизни для Бога.
Что касается делинквентов, то они осуждались не только силой закона, но и религиозной моралью. Моисей запретил воровство как преступление, за которое полагалось суровое наказание. Был распространен закон талиона, когда каждый должен нести наказание, соразмерное преступлению. Наиболее тяжкие преступления карались смертью. Формы наказания за преступную деятельность были примерно такими же, как и у других народов Древнего мира (сожжение, повешение, обезглавливание, удушение, смерть под пыткой, распиливание, четвертование, сбрасывание в море со скалы, раздавливание колесницей или кузнечными механизмами, растерзание хищниками и т.п.), но существовали и специфически еврейские. К ним можно отнести секту – побиение камнями, которое совершалось за чертой города при участии толпы. Распространены были и членовредительские наказания. Однако еврейский суд был милосердным и вышеназванные наказания применял редко.
Таким образом, в основе социальной помощи нуждающимся в древнейших государствах Востока лежали традиции и обычаи. Нормы же обыденной морали, в утверждении и распространении которых значительную роль сыграли религиозные верования и мыслители древности, базировались на идеях почитания и уважительного отношения к старикам и родителям, на милосердии к детям, калекам и другим представителям социально уязвимых и маргинальных слоев общества.