№ п/п | Название танца | Краткая характеристика |
1 | Менуэт | (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец. Возник из французского крестьянского бранля. С середины XVII века — стал бальным танцем и широко распространился по всей Европе. |
2 | Полонез | |
3 | Вальс | |
4 | Полька | |
5 | Хоровод | |
6 | Камаринская | |
7 | Гопак | |
8 | Мазурка |
Задание 5. Изучить лекционный материал по теме «Игра на ДМИ – вид музыкальной деятельности. Значение и задачи». Посмотреть мультфильм, посвященный данной теме.
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности.
Значение и задачи».
Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При архивных раскопках найдены инструменты, относящиеся ко ΙΙΙ – ΙΙ вв. до н.э. Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них делались отверстия для вдувания воздуха. Широко были распространены различные ударные инструменты – колотушки, трещотки, погремушки, барабаны.
|
|
В настоящее время существуют два типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные и струнные.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение ДМИ и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга К. Орфа – австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в в конструировании специального инструментария для детей (инструменты Орфа).
В ДОУ во всех возрастных группах, в различных формах происходит общение детей с ДМИ.
Обучение игре на ДМИ в соответствии с программой происходит в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов и их выразительными возможностями.
2. Научить детей игре на ДМИ.
3. Развить творческие способности в этом виде деятельности.
К концу пребывания ДОУ дети должны знать:
1. Названия инструментов.
2. Характер звучания инструментов.
3. Правила пользования инструментами и их хранение.
4. Приемы игры на них.
Дети должны уметь:
1. Владеть простейшими приемами игры на разных инструментах.
|
|
2. Правильно расходовать дыхание, играя на духовых музыкальных инструментах.
3. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру.
4. Играть индивидуально.
5. Подбирать по слуху.
Классификация детских музыкальных инструментов.
Все детские музыкальные инструменты и игрушки можно сгруппировать по двум видам:
- Неозвученные музыкальный инструменты-игрушки (они помогают детям создавать игровые ситуации; например – балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой и т.д.).
- Озвученные музыкальные инструменты-игрушки.
Неозвученные музыкальные инструменты-игрушки:
- Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка и т.д.). Изготавливаются из фанеры или картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают и таким образом упражняются в правильном воспроизведении мелодии. Применяются в основном для детей 3 -4 лет.
- Лесенка – дидактическая игрушка, изготовленная из дерева или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, например, по ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка и в зависимости от ее передвижения (вверх или вниз), дети меняют высоту голоса.
- Звуковые книжки делаются из картона. На каждой странице цветная иллюстрация к знакомой детям песне. Используются во всех группах начиная со второй младшей.
Озвученные музыкальные инструменты-игрушки делятся на четыре типа:
- С нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, треугольники, коробочки и т.д.).
- Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, рожки, дудки, свистульки).
- Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, органчики, музыкальные волчки) Они используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к звучанию.
- Игрушки инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, пианино баян, гусли и т.д.).
Озвученные музыкальные инструменты-игрушки.
Ударные.
Деревянные ложки – звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки.
Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Треугольник – звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.
Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама с деревянным шариком на шнурке внутри.
Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 штук). Детей учат извлекать звук путем легкого ритмичного встряхивания.
Коробочка небольшой продолговатый деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается деревянной палочкой.
Колокольчики. Все колокольчики со звуком разной высоты.
Валдайские колокольчики используются на занятиях, во время проведения музыкально-дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию помогают детям закрепить представление о низких, средних и высоких звуках.
Металлофон – звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
Ксилофон – представляет собой набор деревянных брусочков разной величины. Звук извлекается при помощи деревянных палочек.
Ударно-клавишные.
Пианино, рояль – озвученные модели музыкальных инструментов. Дают детям старшей и подготовительной групп для самостоятельной музыкальной деятельности.
Духовые.
Флейты, кларнеты, саксофоны – духовые инструменты. Их используют для индивидуального обучения и музыкально-дидактических заданий.
|
|
Триола – ДМИ с цветными клавишами. Извлечение звука происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры.
Клавишно-язычковые.
Аккордеон – звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на клавиши, растяжении или сжатии меха. На нем учат играть детей 6 -7 лет.
Баян. Правила игры и звукоизвлечение такое же, как и на аккордеоне.
Струнные.
Гусли – струнный щипковый инструмент, настроен диатонически.
Цимбалы (белорусский народный инструмент), играют при помощи медиатора.
Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента. Игре на ней обучают детей старших групп.
Для применения в ДОУ музыкальные инструменты и игрушки должны отвечать следующим требованиям:
- Быть хорошо настроенными.
- Быть прочными, пригодными для частого использования
- Быть удобными для детей с т.з. размера и веса.
- Обладать простой конструкцией.
Задание 6. Внимательно посмотреть презентацию «Детские музыкальные инструменты». Постараться запомнить их названия и внешний вид. Написать названия музыкальных инструментов.
_________________________ ________________________ ____________________
____________________________ _______________________ ___________________
__________________________ _______________________ ____________________________
_________________________ ________________________ ____________________
_________________________ _________________________ ____________________