Традиционное времяпрепровождение или об аудиторных занятиях

Куратор: Кукулите Татьяна Геннадьевна

Куратор группы -необходимый и полезный для Вас человек в вузе. И, какие бы проблемы или вопросы у Вас ни возникали, в первую очередь Вам поможет именно он. Куратор назначается приказом декана из числа профессорско-преподавательского состава и имеет широкие полномочия:
- принимает участие в проведении собраний группы и выборе актива группы;
- помогает Вам быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, ее структурой и службами, знакомит с традициями Вуза

 - помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.;
- поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости, помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
- рекомендует и представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
- помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам.






Запомните главное: чем раньше Вы обратитесь за помощью или советом к куратору группы, тем эффективнее будет его помощь

 

Формула успеха

Только на первый взгляд, обучение в ВУЗе мало чем отличается от привычного, школьного. Главное принципиальное различие в том, что высшее специальное образование - дело добровольное. Студент - это не равнодушный исполнитель учебных заданий, а пытливый, инициативный, любознательный исследователь той области знаний, которую он сам выбрал для своей будущей профессии. Поэтому, в большей степени, сам студент должен создавать себе условия, максимально комфортные для того, чтобы взять сполна то, что может дать ВУЗ для его становления как личности и профессионала.

  В этой связи мы рекомендуем:

 

1.

 

 

Избавится от дурных школьных привычек, среди которых ярко просматриваются:

- отношение к учебе через призму симпатий и антипатий к преподавателю, читающему ту или иную дисциплину. Если неприязнь к преподавателю отбивает у студента интерес к предмету, то подобное отношение неизбежно приводит к неуспеваемости, разрушает целостность подготовки специалиста. В процессе учебы в учебном заведении главным становится глубокое усвоение теории и приобретение профессиональных навыков, личностное становление. Любовь или нелюбовь к преподавателю, при таком подходе, решающего значения не имеют;

- ориентир на зарабатывание хороших и отличных оценок путем лести или манипулирования характерными особенностями преподавателя. Если студенту присущ данный стиль поведения, то это неизбежно подорвет его авторитет, нарушит межличностные отношения в группе и серьезно осложнит процесс учебы и личностного становления. В ВУЗе стоит рассчитывать только на качество собственных знаний, приобретенных в процессе повседневной, трудной работы, в том числе и над своими пороками. Именно знания, умения и навыки, как основу профессиональной компетентности, необходимо будет демонстрировать в процессе текущей и итоговой аттестации, в непосредственной работе на практиках, в общении с окружающими и, в последствии, на рынке труда;

- выпрашивание оценок при отсутствии требуемого результата. Если студент клянчит оценку, мотивируя тем, что много болел, или много работал над заданием, но не смог его сделать правильно, то в данном случае речь идет об отсутствии совести, как важного нравственного качества педагога. В ВУЗе требуется демонстрировать не количество вложенного или не вложенного, по каким-то причинам, труда в процесс учебы, а реальный результат на выходе. Если его нет, то вину необходимо полностью переложить на собственные плечи.

2.

 

 

 

Определить причину, которая осложняет учебу, и заняться самосовершенствованием.

Как показывает практика, красивые мечты студентов об отличной учебе и веселой студенческой жизни не осуществляются, в подавляющем большинстве случаев, по субъективным причинам. Среди них:

- личная недисциплинированность студента (необоснованные пропуски лекций, семинаров, курсов предусмотренных учебным планом);

- -неумение работать в аудитории (отсутствие настроя на восприятие материала, разговоры на посторонние темы на лекциях и семинарах, пассивность в процессе обсуждения проблем, (несформированность общеучебных навыков и умений);

- -отсутствие хорошо организованной самостоятельной работы в период внеаудиторной подготовки;

- -неумение рационально использовать время.

 

 

3.

 

 

Самому себе облегчить учебный процесс. Наблюдения показывают, что одним из основных факторов успешной учебы является обязательное посещение студентом всех указанных в расписании занятий, умение настроиться на работу и не терять зря времени в течение учебного дня. Студенту-первокурснику важно понять, что для усвоения теории и приобретении навыков у него ограниченное учебным планом количество часов аудиторной подготовки и неограниченное количество часов самостоятельной работы. Предполагается, что в ВУЗе студент учиться самостоятельно, приобретает параллельно знания и навыки самообразования, как основы его профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента - это область, трудно контролируемая извне и требующая самоконтроля, самоорганизации и арсенала новых знаний и приемов работы. Учитывая, что аудиторная и самостоятельная работа студента - это два взаимосвязанных этапа накопления знаний и приобретения профессиональных навыков, учебный процесс в ВУЗе строится таким образом, чтобы создать необходимые условия и своевременно снять определенные трудности. Для этого используются традиционные и нетрадиционные формы учебных занятий. Они отличаются от школьных и требуют, на первых порах особенно, освоение студентом под руководством и при необходимой помощи преподавателя методов, приемов, форм, порой новой техники работы. Поэтому, бытующее среди студентов мнение, что необязательно посещать лекции и семинары, а все пропущенное можно наверстать в период подготовки к зачетам и экзаменам, ничем не обосновано. Практика показывает, что время непосредственного контакта с преподавателем во время аудиторных занятий, индивидуальных консультаций самостоятельно трудно восполнить, несмотря на наличие учебников, учебных пособий и другой научной литературы. Студент должен понять, что знания, получаемые непосредственно от преподавателя ВУЗа, хотя и ограниченны по объему, носят направленный, интегрированный и современный характер. Непосредственное, аудиторное общение с преподавателем значительно облегчает студенту его самостоятельную подготовку.

Традиционное времяпрепровождение или об аудиторных занятиях

­Учебный процесс строится на педагогически обоснованном выборе средств и методов обучения, обеспечивающем студентами необходимые условия для освоения реализуемых в нем образовательных программ путем целенаправленной организации учебного процесса. Основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа). ВУЗ может проводить и другие виды учебных занятий. Аудиторная работа включает:

- лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы, консультации; конспектирование получаемой информации в процессе занятий; - текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, предусматривающую сдачу в установленные сроки контрольных или отчетных заданий в разных формах по различным дисциплинам:

- - практику.

Максимальная польза от любых форм аудиторной подготовки станет для студента очевидной, если знать основные задачи, для решения которых эти формы проводятся.

Что такое лекция?

 Лекция (от латинского lectio "чтение".) - одна из основных, экономичных, эффективных и эмоционально наполненных форм учебных занятий в ВУЗе. Она представляет собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция - это теоретическая основа для самостоятельной работы студента. Цикл лекций дает систематическое изложение изучаемого курса. Поэтому пропуски лекций абсолютно нежелательны, они разрушают целостность восприятия всей темы и курса и неизбежно приводят к пробелам в знаниях.

Лекция, как правило, читается для всего курса студентов одновременно. В лекции преподаватель старается сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть наиболее существенные стороны, дать анализ различных точек зрения, взглядов, существующих концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значимые научные работы, посвященные данной проблеме. В лекции находит отражение все то ценное и новое, которого может и не быть в существующих учебных пособиях и учебниках, что может быть еще спорно, но ново и интересно. На лекции в ходе непосредственного общения студентов с опытным преподавателем в доходчивой форме, эмоционально рассматривается самый трудный материал, который порой в учебниках и пособиях представлен лишь набором сухих фактов. ­Современная лекционная форма занятий, по сравнению с первоначальной, претерпела значительные изменения. Сегодня студент на лекции - это не пассивный слушатель, а мыслящий человек. Его главная задача - понять сущность рассматриваемой проблемы, уловить логику рассуждений лектора; размышлять вместе с ним, оценить его аргументацию, составить мнение об изучаемых явлениях и соотнести изучаемое с имеющимися знаниями. Поощряется активность студентов на лекциях. Студент вправе задать вопрос по рассматриваемой теме, уточнить непонятное положение. Кроме того, он должен еще успеть законспектировать излагаемый на лекции материал. ­Уметь слушать лекцию с максимальной пользой и конспектировать ее - это необходимое качество учебного труда и искусство. ­

Идти или не идти?

 

­Конечно же вы можете принять решение не ходить на лекции и потратить отведенное на них время с большей, по вашим представлениям, пользой для себя. Можно даже при этом утешать себя доводами о том, что в общей массе студентов лектор не заметит вашего отсутствия. ­Но все взаимосвязано. ­Не заметив вашего отсутствия, скорее всего, лектор не заметит и вашего присутствия. Не все преподаватели обладают фотографической памятью, но большинство из них прекрасно запоминает примелькавшиеся за полгода или год лица прилежных студентов. К последним лектор не может не испытывать благодарности за внимание к его лекциям. И возможно, отнесется куда снисходительнее к их ошибкам и промахам на экзамене, чем к аналогичным промахам и ошибкам студента, высокое чело и одухотворенный лик которого (хотя и наводят на мысли о невероятных умственных способностях экзаменуемого) абсолютно незнакомы экзаменатору. ­Если вы все-таки сумели одержать победу в споре с собой и приняли волевое решение пойти на лекцию, будьте последовательны до конца и постарайтесь явиться вовремя. ­

Если вы опоздали на лекцию. ­

В случае вашего появления в аудитории после того, как "прозвонили" и преподаватель занял место за кафедрой, многое зависит от точки зрения лектора. ­

· Некоторые из них особо придирчиво относятся к тезису о точности - вежливости королей и некоторых простых смертных. Такие могут войти в аудиторию и закрыть дверь перед носом студента, из вежливости пропустившего вперед убеленного сединами профессора. Это станет для вас символом горькой истины - кто опоздал, тот не успел. Единственным спасением для вас, стремящегося к знанию, сможет стать запасная дверь, и то если она имеется в наличии и не заперта.

· Большинство преподавателей стойко выдержат поток опоздавших на пять - десять минут, но опоздание более чем на четверть часа сочтут неуважением к себе и всей аудитории слушателей. ­

· Некоторые особо либеральные преподаватели спокойно отнесутся к вашему появлению к середине лекционного часа, а может быть, и за пять минут до финального свистка, извините, звонка. Хотя на экзамене вам могут назначить пенальти и вы рискуете оказаться плохим голкипером.

­К сожалению, линию поведения преподавателя вы сможете выяснить лишь путем проб и ошибок. Не стоит     уподоблять лектора лабораторному животному, экспериментируя каждый раз. Вы, безусловно, останетесь в памяти лектора, только со знаком "минус". Лучше, если представление о реакции преподавателя на опоздания студентов вы получите, сидя в аудитории и наблюдая за вашими менее пунктуальными сокурсниками со стороны. Чужой опыт тоже опыт. ­К слову сказать, при опоздании преподавателя к началу лекции студенты должны из вежливости подождать как минимум четверть часа, прежде чем разойтись. Еще лучше перед постыдным бегством отрядить в качестве гонца старосту курса или иного общественного представителя в соответствующие инстанции - менеджеру-руководителю образовательных и технологических ресурсов. Возможно, следует подождать еще минут пять появления лектора, который задержался на совещании или на заседании кафедры. ­Если вы явились в аудиторию с опозданием, благоразумнее занять ближайшее к двери место, а не пробиваться с боями к любимому окну. ­Постарайтесь не производить дополнительный шум, извлекая тетради и ручки из "дипломатов", сумок, пакетов (особенно опасны тоненькие, шуршащие пакеты, издающие характерный шорох) или доедая с аппетитным чавканьем и хрустом прихваченную из дома или буфета булочку, шоколадку, сухую корочку хлеба или куриную ножку под соусом бешамель. ­Коль уж вы опоздали и пребываете в неведении о теме лекции, постарайтесь выяснить интересующий вас вопрос тихо и тактично у ближайшего соседа. Не стоит громогласно осведомляться об этом у лектора. ­Помните, что в осенне-зимний период большие аудитории не всегда хорошо отапливаются. Если вы легко замерзаете, побеспокойтесь заранее о теплой амуниции, экипировке, обмундировании, то есть теплом свитере, куртке, шубе (пледе, подушке, мягком матрасике и затычках в уши, тигровой шкуре).

­­ В этой связи мы рекомендуем: ­

1.Обратить внимание на то, как строится лекция. Она состоит, в основном из:

· ­вводной части, в которой актуализируется сущность вопроса, идет подготовка к восприятию основного учебного материала; ­

·  основной части, где излагается суть рассматриваемой проблемы;

· заключения, где делаются выводы и даются рекомендации, практические советы.

­2.Настроиться на лекцию. Настрой предполагает подготовку, которую рекомендует преподаватель. Например, самостоятельно найти ответ на вопрос домашнего задания, читая раздел рекомендуемого литературного источника и выявить суть рассматриваемых положений. Благодаря такой подготовке возникнут вопросы, которые можно будет выяснить на лекции. Кроме того, соответствующая подготовка к лекции облегчает усвоение нового материала, заранее ориентируя на узловые моменты изучаемой темы. Важна и самоподготовка к лекции через стимулирование чувства интереса, желания узнать новое.

­3.Не опаздывать, приходить заранее. Найдите место в аудитории, которое обеспечит вам наибольший психологический комфорт на лекции.

­4.Слушать лекцию внимательно и сосредоточенно. Не отвлекаться. Ваше внимание должно быть устойчивым. В противном случае есть риск не усвоить именно главные положения темы, оставить за кадром вопросы, которые осложнять учебу в дальнейшем. ­5.Демонстрировать свое тактичное поведение на лекции. Разговоры с приятелями, хихикание, демонстративное нарушение дисциплины отрицательно характеризуют студента и заставляет преподавателя прибегать к замечаниям, подчеркивающим его незрелость. Никто никого не принуждает присутствовать на лекции, это личный выбор. И если он сделан в пользу лекции, то необходимо отказаться от любого провокационного варианта поведения.

6.Помнить (это доказано), что лекцию необходимо конспектировать, независимо есть тема в учебнике или ее нет. ­

7.Научитесь правильно составлять конспект лекции:

· ­пишите разборчиво и аккуратно, соблюдая логику изложения; ­

· сначала прослушайте, уловите мысль и, только потом, запишите ее; ­

· не старайтесь писать все дословно; ­

· формулируйте мысли кратко и своими словами; ­

· записывайте только самое существенное; ­

· учитесь на слух отделять главное от второстепенного.

· Записывая основное, подкрепляйте мысли примерами или фактами, которые приводит лектор (иногда для этого достаточно несколько ключевых слов); ­

· полностью и точно заносите в тетрадь схемы, таблицы, чертежи. Выполняйте все рисунки точно и аккуратно; ­

· делайте соответствующие смысловые выделения значимых мыслей. Определите для себя соответствующие обозначения. Например:! - важно;? - проверить, уточнить; и др.; ­

· оставляйте широкие поля в тетради, которые можно использовать для уточняющих записей, комментариев, дополнений и др.; ­

· выделяйте разделы, подразделы темы и подтемы. Применяйте общепринятые и собственные сокращения; ­

· не пытайтесь восполнить недописанную фразу, подсмотрев ее у соседа. Оставьте место, позднее устраните этот недочет; ­

· сразу после лекции постарайтесь просмотреть конспект и по свежим следам восстановите недописанное, выделяя главное.

­8.Возьмите за правило работать над конспектами лекции следующим образом:

· повторить изученный материал по конспекту; ­

· непонятные предложения вынести на поля и уточнить их значение; ­

· неоконченные фразы, недописанные слова и предложения устранить, пользуясь данными учебника или других рекомендованных источников;

· завершить техническое оформление лекции: подчеркните главные мысли, отметьте разделы и подразделы, выделите вопросы и подвопросы; ­

·  не тратьте время на переписывание лекций. Целесообразно через день или два (не позднее) перечитать содержание и обсудить с сокурсниками рассматриваемые положения. Организованный таким образом процесс усвоения знаний будет наиболее результативен. ­

9. Для пропущенной лекции оставьте несколько страниц в тетради и восстановите ее содержание во время самостоятельной работы. В противном случае вы нарушите целостность изучаемого цикла.

­­

 

Что такое семинар? ­

 

Семинар (от латинского seminarium "рассадник"; переноси, "школа") - это особая форма учебно-теоретических занятий, которая как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. Основные задачи семинара: ­

1. Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом. ­

2. Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления. ­

3. Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки в целом и по изучаемому предмету в частности. ­Семинарские занятия могут быть представлены тремя разновидностями: просеминар, собственно семинар и спецсеминар. ­Просеминар - вид практических занятий, который подготавливает студентов к собственно семинару. Основная его цель - показать специфику, особенности самостоятельной работы в области изучаемой проблемы, дисциплины в целом или учебного предмета. ­Семинар - это более высокий этап занятий, при котором студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. ­Спецсеминар - особый вид практических семинарских занятий, дающий возможность студентам более глубоко обсудить отдельную проблему на фоне других проблем. Цель спецсеминара - поощрять творческую, самостоятельную мысль студентов. ­Отличительная особенность семинара как формы работы является активное участие самих студентов в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем. Данная цель требует и ответственного отношения к подготовке и со стороны преподавателя, и со стороны студентов. Практика показывает, что самое трудное и объемное содержание материала успешно усваивается при грамотном организационном построении самого семинара и обязательной подготовке всех, без исключения, студентов. ­­

Чем практические занятия отличаются от семинаров? ­

Как и семинарские они ориентированы на закрепление изученного теоретического материала и формирование определенных профессиональных умений и навыков. Под руководством и контролем со стороны преподавателя студенты выполняют конкретные задания, упражнения, решают комплексы задач. Разновидностью практических занятий является тренинг. Как система регулярных упражнений, направленная на развитие определенных способностей, умений и навыков или их совершенствование тренинг требует соответствующей подготовки и ответственного отношения со стороны каждого студента. Поэтому подготовка к тренингу, как к любому практическому занятию, включает: ­-восстановление в памяти теоретических основ, согласно заявленной теме (прочитать лекцию или материал в учебнике, в рекомендованном литературном источнике); ­-подобрать, если это необходимо, справочную или другую учебную литературу; ­- выполнить требуемые задания.

­­

 

 

Это странное слово "коллоквиум"

­В переводе с латинского colloquium "собеседование" - это вид учебно-теоретических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. ­Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного этого не продемонстрируешь. ­­

В этой связи мы рекомендуем:

­1. Посещать все семинарские, лабораторные и другие практические занятия. Это залог успешного освоения программного курса в целом и грамотной организации самостоятельной работы. ­2. Любой семинар или практическое занятие воспринимать, как уникальную возможность овладеть знаниями, полезными навыками, необходимой профессиональной техникой. ­3. Приучить себя заранее готовится к занятиям. ­4. При подготовке к семинару, лабораторному или практическому занятию необходимо: ­-проанализировать тему, продумать вопросы, главные проблемы, которые вынесены для коллективного обсуждения; ­-прочитать (если есть) лекцию по рассматриваемой проблеме; ­-изучить рекомендованную литературу; ­-выработать свою собственную систему записи при работе с литературными источниками. Сделать краткие выписки в тетрадь (цитаты, примеры, основные положения); ­- особо выделить собственное мнение, которое сложилось в процессе самостоятельной подготовки и аргументы его обосновывающие; ­-записать вопросы, возникшие при изучении проблемы и, обязательно, получить на них ответы во время семинара, лабораторного или другого практического занятия. ­5. В процессе работы на занятии надо обязательно: ­-не отвлекаться, внимательно слушать ответы других студентов, соотносить их со своим мнением, с изученной теорией, с личной практикой: ­-активно высказывать свою точку зрения, доказывать ее, подкрепляя научной информацией, фактами. Быть убедительным, особенно в ситуациях критики других. Помнить, что критика должна носить конструктивный характер, содержать в себе альтернативное предложение; ­-не бояться выступать с докладами, сообщениями перед своими сокурсниками. Только так можно приобрести необходимый навык публичного выступления и избавится от многих комплексов, связанных с самопрезентацией. ­­

Так ли страшна практика? ­

В ВУЗе важнейшим компонентом учебной работы, одной из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста является производственная практика. Цель производственная практики - помочь студентам освоить теоретические знания и научиться применять их в профессиональной деятельности. ­Как показывают наблюдения, ответственное отношение студента к практике как одной из значимых форм профессиональной подготовки, позволяет студенту не упустить время и сориентироваться в многообразии видов профессиональной деятельности, определить свои собственные профессиональные интересы и возможности, активизировать процесс самостроительства. ­ Согласно государственному образовательному стандарту практика в нашем ВУЗе является обязательной. Сроки ее проведения и продолжительность на разных курсах разная. ­Началом любой практики становится установочная конференция, на которой студент получает основополагающие инструкции, знакомиться с руководителями, базами практик и общим планом работы. ­В процессе практики, в целях оказания своевременной помощи студентам, руководители организуют и проводят консультации. Время и место таких встреч - консультаций определяется каждым руководителем индивидуально и своевременно доводится до сведения студентов. Необоснованные пропуски запланированных встреч с преподавателями в ходе подготовки и непосредственно практики может значительно осложнить процесс ее прохождения, снизить результаты. ­По окончании любого вида практики студент сдает своему руководителю отчетную документацию, в строго определенные сроки с обязательным соблюдением требований к установленному содержанию и форме ее оформления. Финалом каждой практики становится - итоговая конференция. Формы ее проведения могут быть различными, как традиционные, так и творческие. Все зависит от выбора самих студентов, их инициативы, творчества. ­

В этой связи мы рекомендуем: ­

1. Заранее подготовиться к производственной практике. Изучить действующую программу, получить ответы на возникшие вопросы. ­2. С максимальной ответственностью подойти к работе в период практики. Не терять зря времени. Точно выполнять все инструкции. ­ 3.Не пропускать консультации организуемые преподавателями вуза или учителями школы. Активно искать ответы на возникающие вопросы. ­4. Своевременно и качественно подготовить и сдать отче тую документацию установленную кафедрой. ­­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: