Куратор: Кукулите Татьяна Геннадьевна
Куратор группы -необходимый и полезный для Вас человек в вузе. И, какие бы проблемы или вопросы у Вас ни возникали, в первую очередь Вам поможет именно он. Куратор назначается приказом декана из числа профессорско-преподавательского состава и имеет широкие полномочия:
- принимает участие в проведении собраний группы и выборе актива группы;
- помогает Вам быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, ее структурой и службами, знакомит с традициями Вуза
- помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т.д.;
- поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости, помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
- рекомендует и представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
- помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам.
Запомните главное: чем раньше Вы обратитесь за помощью или советом к куратору группы, тем эффективнее будет его помощь
|
|
Формула успеха
Только на первый взгляд, обучение в ВУЗе мало чем отличается от привычного, школьного. Главное принципиальное различие в том, что высшее специальное образование - дело добровольное. Студент - это не равнодушный исполнитель учебных заданий, а пытливый, инициативный, любознательный исследователь той области знаний, которую он сам выбрал для своей будущей профессии. Поэтому, в большей степени, сам студент должен создавать себе условия, максимально комфортные для того, чтобы взять сполна то, что может дать ВУЗ для его становления как личности и профессионала.
В этой связи мы рекомендуем:
1.
Избавится от дурных школьных привычек, среди которых ярко просматриваются:
- отношение к учебе через призму симпатий и антипатий к преподавателю, читающему ту или иную дисциплину. Если неприязнь к преподавателю отбивает у студента интерес к предмету, то подобное отношение неизбежно приводит к неуспеваемости, разрушает целостность подготовки специалиста. В процессе учебы в учебном заведении главным становится глубокое усвоение теории и приобретение профессиональных навыков, личностное становление. Любовь или нелюбовь к преподавателю, при таком подходе, решающего значения не имеют;
- ориентир на зарабатывание хороших и отличных оценок путем лести или манипулирования характерными особенностями преподавателя. Если студенту присущ данный стиль поведения, то это неизбежно подорвет его авторитет, нарушит межличностные отношения в группе и серьезно осложнит процесс учебы и личностного становления. В ВУЗе стоит рассчитывать только на качество собственных знаний, приобретенных в процессе повседневной, трудной работы, в том числе и над своими пороками. Именно знания, умения и навыки, как основу профессиональной компетентности, необходимо будет демонстрировать в процессе текущей и итоговой аттестации, в непосредственной работе на практиках, в общении с окружающими и, в последствии, на рынке труда;
|
|
- выпрашивание оценок при отсутствии требуемого результата. Если студент клянчит оценку, мотивируя тем, что много болел, или много работал над заданием, но не смог его сделать правильно, то в данном случае речь идет об отсутствии совести, как важного нравственного качества педагога. В ВУЗе требуется демонстрировать не количество вложенного или не вложенного, по каким-то причинам, труда в процесс учебы, а реальный результат на выходе. Если его нет, то вину необходимо полностью переложить на собственные плечи.
2.
Определить причину, которая осложняет учебу, и заняться самосовершенствованием.
Как показывает практика, красивые мечты студентов об отличной учебе и веселой студенческой жизни не осуществляются, в подавляющем большинстве случаев, по субъективным причинам. Среди них:
- личная недисциплинированность студента (необоснованные пропуски лекций, семинаров, курсов предусмотренных учебным планом);
- -неумение работать в аудитории (отсутствие настроя на восприятие материала, разговоры на посторонние темы на лекциях и семинарах, пассивность в процессе обсуждения проблем, (несформированность общеучебных навыков и умений);
- -отсутствие хорошо организованной самостоятельной работы в период внеаудиторной подготовки;
- -неумение рационально использовать время.
3.
Самому себе облегчить учебный процесс. Наблюдения показывают, что одним из основных факторов успешной учебы является обязательное посещение студентом всех указанных в расписании занятий, умение настроиться на работу и не терять зря времени в течение учебного дня. Студенту-первокурснику важно понять, что для усвоения теории и приобретении навыков у него ограниченное учебным планом количество часов аудиторной подготовки и неограниченное количество часов самостоятельной работы. Предполагается, что в ВУЗе студент учиться самостоятельно, приобретает параллельно знания и навыки самообразования, как основы его профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента - это область, трудно контролируемая извне и требующая самоконтроля, самоорганизации и арсенала новых знаний и приемов работы. Учитывая, что аудиторная и самостоятельная работа студента - это два взаимосвязанных этапа накопления знаний и приобретения профессиональных навыков, учебный процесс в ВУЗе строится таким образом, чтобы создать необходимые условия и своевременно снять определенные трудности. Для этого используются традиционные и нетрадиционные формы учебных занятий. Они отличаются от школьных и требуют, на первых порах особенно, освоение студентом под руководством и при необходимой помощи преподавателя методов, приемов, форм, порой новой техники работы. Поэтому, бытующее среди студентов мнение, что необязательно посещать лекции и семинары, а все пропущенное можно наверстать в период подготовки к зачетам и экзаменам, ничем не обосновано. Практика показывает, что время непосредственного контакта с преподавателем во время аудиторных занятий, индивидуальных консультаций самостоятельно трудно восполнить, несмотря на наличие учебников, учебных пособий и другой научной литературы. Студент должен понять, что знания, получаемые непосредственно от преподавателя ВУЗа, хотя и ограниченны по объему, носят направленный, интегрированный и современный характер. Непосредственное, аудиторное общение с преподавателем значительно облегчает студенту его самостоятельную подготовку.
|
|
Традиционное времяпрепровождение или об аудиторных занятиях
Учебный процесс строится на педагогически обоснованном выборе средств и методов обучения, обеспечивающем студентами необходимые условия для освоения реализуемых в нем образовательных программ путем целенаправленной организации учебного процесса. Основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа). ВУЗ может проводить и другие виды учебных занятий. Аудиторная работа включает:
- лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы, консультации; конспектирование получаемой информации в процессе занятий; - текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, предусматривающую сдачу в установленные сроки контрольных или отчетных заданий в разных формах по различным дисциплинам:
- - практику.
Максимальная польза от любых форм аудиторной подготовки станет для студента очевидной, если знать основные задачи, для решения которых эти формы проводятся.
Что такое лекция?
Лекция (от латинского lectio "чтение".) - одна из основных, экономичных, эффективных и эмоционально наполненных форм учебных занятий в ВУЗе. Она представляет собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция - это теоретическая основа для самостоятельной работы студента. Цикл лекций дает систематическое изложение изучаемого курса. Поэтому пропуски лекций абсолютно нежелательны, они разрушают целостность восприятия всей темы и курса и неизбежно приводят к пробелам в знаниях.
Лекция, как правило, читается для всего курса студентов одновременно. В лекции преподаватель старается сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме, раскрыть наиболее существенные стороны, дать анализ различных точек зрения, взглядов, существующих концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значимые научные работы, посвященные данной проблеме. В лекции находит отражение все то ценное и новое, которого может и не быть в существующих учебных пособиях и учебниках, что может быть еще спорно, но ново и интересно. На лекции в ходе непосредственного общения студентов с опытным преподавателем в доходчивой форме, эмоционально рассматривается самый трудный материал, который порой в учебниках и пособиях представлен лишь набором сухих фактов. Современная лекционная форма занятий, по сравнению с первоначальной, претерпела значительные изменения. Сегодня студент на лекции - это не пассивный слушатель, а мыслящий человек. Его главная задача - понять сущность рассматриваемой проблемы, уловить логику рассуждений лектора; размышлять вместе с ним, оценить его аргументацию, составить мнение об изучаемых явлениях и соотнести изучаемое с имеющимися знаниями. Поощряется активность студентов на лекциях. Студент вправе задать вопрос по рассматриваемой теме, уточнить непонятное положение. Кроме того, он должен еще успеть законспектировать излагаемый на лекции материал. Уметь слушать лекцию с максимальной пользой и конспектировать ее - это необходимое качество учебного труда и искусство.
|
|
Идти или не идти?
Конечно же вы можете принять решение не ходить на лекции и потратить отведенное на них время с большей, по вашим представлениям, пользой для себя. Можно даже при этом утешать себя доводами о том, что в общей массе студентов лектор не заметит вашего отсутствия. Но все взаимосвязано. Не заметив вашего отсутствия, скорее всего, лектор не заметит и вашего присутствия. Не все преподаватели обладают фотографической памятью, но большинство из них прекрасно запоминает примелькавшиеся за полгода или год лица прилежных студентов. К последним лектор не может не испытывать благодарности за внимание к его лекциям. И возможно, отнесется куда снисходительнее к их ошибкам и промахам на экзамене, чем к аналогичным промахам и ошибкам студента, высокое чело и одухотворенный лик которого (хотя и наводят на мысли о невероятных умственных способностях экзаменуемого) абсолютно незнакомы экзаменатору. Если вы все-таки сумели одержать победу в споре с собой и приняли волевое решение пойти на лекцию, будьте последовательны до конца и постарайтесь явиться вовремя.
Если вы опоздали на лекцию.
В случае вашего появления в аудитории после того, как "прозвонили" и преподаватель занял место за кафедрой, многое зависит от точки зрения лектора.
· Некоторые из них особо придирчиво относятся к тезису о точности - вежливости королей и некоторых простых смертных. Такие могут войти в аудиторию и закрыть дверь перед носом студента, из вежливости пропустившего вперед убеленного сединами профессора. Это станет для вас символом горькой истины - кто опоздал, тот не успел. Единственным спасением для вас, стремящегося к знанию, сможет стать запасная дверь, и то если она имеется в наличии и не заперта.
· Большинство преподавателей стойко выдержат поток опоздавших на пять - десять минут, но опоздание более чем на четверть часа сочтут неуважением к себе и всей аудитории слушателей.
· Некоторые особо либеральные преподаватели спокойно отнесутся к вашему появлению к середине лекционного часа, а может быть, и за пять минут до финального свистка, извините, звонка. Хотя на экзамене вам могут назначить пенальти и вы рискуете оказаться плохим голкипером.
К сожалению, линию поведения преподавателя вы сможете выяснить лишь путем проб и ошибок. Не стоит уподоблять лектора лабораторному животному, экспериментируя каждый раз. Вы, безусловно, останетесь в памяти лектора, только со знаком "минус". Лучше, если представление о реакции преподавателя на опоздания студентов вы получите, сидя в аудитории и наблюдая за вашими менее пунктуальными сокурсниками со стороны. Чужой опыт тоже опыт. К слову сказать, при опоздании преподавателя к началу лекции студенты должны из вежливости подождать как минимум четверть часа, прежде чем разойтись. Еще лучше перед постыдным бегством отрядить в качестве гонца старосту курса или иного общественного представителя в соответствующие инстанции - менеджеру-руководителю образовательных и технологических ресурсов. Возможно, следует подождать еще минут пять появления лектора, который задержался на совещании или на заседании кафедры. Если вы явились в аудиторию с опозданием, благоразумнее занять ближайшее к двери место, а не пробиваться с боями к любимому окну. Постарайтесь не производить дополнительный шум, извлекая тетради и ручки из "дипломатов", сумок, пакетов (особенно опасны тоненькие, шуршащие пакеты, издающие характерный шорох) или доедая с аппетитным чавканьем и хрустом прихваченную из дома или буфета булочку, шоколадку, сухую корочку хлеба или куриную ножку под соусом бешамель. Коль уж вы опоздали и пребываете в неведении о теме лекции, постарайтесь выяснить интересующий вас вопрос тихо и тактично у ближайшего соседа. Не стоит громогласно осведомляться об этом у лектора. Помните, что в осенне-зимний период большие аудитории не всегда хорошо отапливаются. Если вы легко замерзаете, побеспокойтесь заранее о теплой амуниции, экипировке, обмундировании, то есть теплом свитере, куртке, шубе (пледе, подушке, мягком матрасике и затычках в уши, тигровой шкуре).
В этой связи мы рекомендуем:
1.Обратить внимание на то, как строится лекция. Она состоит, в основном из:
· вводной части, в которой актуализируется сущность вопроса, идет подготовка к восприятию основного учебного материала;
· основной части, где излагается суть рассматриваемой проблемы;
· заключения, где делаются выводы и даются рекомендации, практические советы.
2.Настроиться на лекцию. Настрой предполагает подготовку, которую рекомендует преподаватель. Например, самостоятельно найти ответ на вопрос домашнего задания, читая раздел рекомендуемого литературного источника и выявить суть рассматриваемых положений. Благодаря такой подготовке возникнут вопросы, которые можно будет выяснить на лекции. Кроме того, соответствующая подготовка к лекции облегчает усвоение нового материала, заранее ориентируя на узловые моменты изучаемой темы. Важна и самоподготовка к лекции через стимулирование чувства интереса, желания узнать новое.
3.Не опаздывать, приходить заранее. Найдите место в аудитории, которое обеспечит вам наибольший психологический комфорт на лекции.
4.Слушать лекцию внимательно и сосредоточенно. Не отвлекаться. Ваше внимание должно быть устойчивым. В противном случае есть риск не усвоить именно главные положения темы, оставить за кадром вопросы, которые осложнять учебу в дальнейшем. 5.Демонстрировать свое тактичное поведение на лекции. Разговоры с приятелями, хихикание, демонстративное нарушение дисциплины отрицательно характеризуют студента и заставляет преподавателя прибегать к замечаниям, подчеркивающим его незрелость. Никто никого не принуждает присутствовать на лекции, это личный выбор. И если он сделан в пользу лекции, то необходимо отказаться от любого провокационного варианта поведения.
6.Помнить (это доказано), что лекцию необходимо конспектировать, независимо есть тема в учебнике или ее нет.
7.Научитесь правильно составлять конспект лекции:
· пишите разборчиво и аккуратно, соблюдая логику изложения;
· сначала прослушайте, уловите мысль и, только потом, запишите ее;
· не старайтесь писать все дословно;
· формулируйте мысли кратко и своими словами;
· записывайте только самое существенное;
· учитесь на слух отделять главное от второстепенного.
· Записывая основное, подкрепляйте мысли примерами или фактами, которые приводит лектор (иногда для этого достаточно несколько ключевых слов);
· полностью и точно заносите в тетрадь схемы, таблицы, чертежи. Выполняйте все рисунки точно и аккуратно;
· делайте соответствующие смысловые выделения значимых мыслей. Определите для себя соответствующие обозначения. Например:! - важно;? - проверить, уточнить; и др.;
· оставляйте широкие поля в тетради, которые можно использовать для уточняющих записей, комментариев, дополнений и др.;
· выделяйте разделы, подразделы темы и подтемы. Применяйте общепринятые и собственные сокращения;
· не пытайтесь восполнить недописанную фразу, подсмотрев ее у соседа. Оставьте место, позднее устраните этот недочет;
· сразу после лекции постарайтесь просмотреть конспект и по свежим следам восстановите недописанное, выделяя главное.
8.Возьмите за правило работать над конспектами лекции следующим образом:
· повторить изученный материал по конспекту;
· непонятные предложения вынести на поля и уточнить их значение;
· неоконченные фразы, недописанные слова и предложения устранить, пользуясь данными учебника или других рекомендованных источников;
· завершить техническое оформление лекции: подчеркните главные мысли, отметьте разделы и подразделы, выделите вопросы и подвопросы;
· не тратьте время на переписывание лекций. Целесообразно через день или два (не позднее) перечитать содержание и обсудить с сокурсниками рассматриваемые положения. Организованный таким образом процесс усвоения знаний будет наиболее результативен.
9. Для пропущенной лекции оставьте несколько страниц в тетради и восстановите ее содержание во время самостоятельной работы. В противном случае вы нарушите целостность изучаемого цикла.
Что такое семинар?
Семинар (от латинского seminarium "рассадник"; переноси, "школа") - это особая форма учебно-теоретических занятий, которая как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. Основные задачи семинара:
1. Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом.
2. Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления.
3. Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки в целом и по изучаемому предмету в частности. Семинарские занятия могут быть представлены тремя разновидностями: просеминар, собственно семинар и спецсеминар. Просеминар - вид практических занятий, который подготавливает студентов к собственно семинару. Основная его цель - показать специфику, особенности самостоятельной работы в области изучаемой проблемы, дисциплины в целом или учебного предмета. Семинар - это более высокий этап занятий, при котором студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. Спецсеминар - особый вид практических семинарских занятий, дающий возможность студентам более глубоко обсудить отдельную проблему на фоне других проблем. Цель спецсеминара - поощрять творческую, самостоятельную мысль студентов. Отличительная особенность семинара как формы работы является активное участие самих студентов в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем. Данная цель требует и ответственного отношения к подготовке и со стороны преподавателя, и со стороны студентов. Практика показывает, что самое трудное и объемное содержание материала успешно усваивается при грамотном организационном построении самого семинара и обязательной подготовке всех, без исключения, студентов.
Чем практические занятия отличаются от семинаров?
Как и семинарские они ориентированы на закрепление изученного теоретического материала и формирование определенных профессиональных умений и навыков. Под руководством и контролем со стороны преподавателя студенты выполняют конкретные задания, упражнения, решают комплексы задач. Разновидностью практических занятий является тренинг. Как система регулярных упражнений, направленная на развитие определенных способностей, умений и навыков или их совершенствование тренинг требует соответствующей подготовки и ответственного отношения со стороны каждого студента. Поэтому подготовка к тренингу, как к любому практическому занятию, включает: -восстановление в памяти теоретических основ, согласно заявленной теме (прочитать лекцию или материал в учебнике, в рекомендованном литературном источнике); -подобрать, если это необходимо, справочную или другую учебную литературу; - выполнить требуемые задания.
Это странное слово "коллоквиум"
В переводе с латинского colloquium "собеседование" - это вид учебно-теоретических занятий, представляющих собой обсуждение под руководством преподавателя широкого круга проблем, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, коллективного опроса, позволяющая в короткий срок выяснить уровень знаний большого количества студентов по разделу курса. Коллоквиум обычно проходит в форме дискуссии и требует обязательного активного участия всех присутствующих. Студентам дается возможность высказать свое мнение, точку зрения, критику по определенным вопросам. При высказывании требуется аргументированность и обоснованность собственных оценок. Вне глубины и осознанности изученного этого не продемонстрируешь.
В этой связи мы рекомендуем:
1. Посещать все семинарские, лабораторные и другие практические занятия. Это залог успешного освоения программного курса в целом и грамотной организации самостоятельной работы. 2. Любой семинар или практическое занятие воспринимать, как уникальную возможность овладеть знаниями, полезными навыками, необходимой профессиональной техникой. 3. Приучить себя заранее готовится к занятиям. 4. При подготовке к семинару, лабораторному или практическому занятию необходимо: -проанализировать тему, продумать вопросы, главные проблемы, которые вынесены для коллективного обсуждения; -прочитать (если есть) лекцию по рассматриваемой проблеме; -изучить рекомендованную литературу; -выработать свою собственную систему записи при работе с литературными источниками. Сделать краткие выписки в тетрадь (цитаты, примеры, основные положения); - особо выделить собственное мнение, которое сложилось в процессе самостоятельной подготовки и аргументы его обосновывающие; -записать вопросы, возникшие при изучении проблемы и, обязательно, получить на них ответы во время семинара, лабораторного или другого практического занятия. 5. В процессе работы на занятии надо обязательно: -не отвлекаться, внимательно слушать ответы других студентов, соотносить их со своим мнением, с изученной теорией, с личной практикой: -активно высказывать свою точку зрения, доказывать ее, подкрепляя научной информацией, фактами. Быть убедительным, особенно в ситуациях критики других. Помнить, что критика должна носить конструктивный характер, содержать в себе альтернативное предложение; -не бояться выступать с докладами, сообщениями перед своими сокурсниками. Только так можно приобрести необходимый навык публичного выступления и избавится от многих комплексов, связанных с самопрезентацией.
Так ли страшна практика?
В ВУЗе важнейшим компонентом учебной работы, одной из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста является производственная практика. Цель производственная практики - помочь студентам освоить теоретические знания и научиться применять их в профессиональной деятельности. Как показывают наблюдения, ответственное отношение студента к практике как одной из значимых форм профессиональной подготовки, позволяет студенту не упустить время и сориентироваться в многообразии видов профессиональной деятельности, определить свои собственные профессиональные интересы и возможности, активизировать процесс самостроительства. Согласно государственному образовательному стандарту практика в нашем ВУЗе является обязательной. Сроки ее проведения и продолжительность на разных курсах разная. Началом любой практики становится установочная конференция, на которой студент получает основополагающие инструкции, знакомиться с руководителями, базами практик и общим планом работы. В процессе практики, в целях оказания своевременной помощи студентам, руководители организуют и проводят консультации. Время и место таких встреч - консультаций определяется каждым руководителем индивидуально и своевременно доводится до сведения студентов. Необоснованные пропуски запланированных встреч с преподавателями в ходе подготовки и непосредственно практики может значительно осложнить процесс ее прохождения, снизить результаты. По окончании любого вида практики студент сдает своему руководителю отчетную документацию, в строго определенные сроки с обязательным соблюдением требований к установленному содержанию и форме ее оформления. Финалом каждой практики становится - итоговая конференция. Формы ее проведения могут быть различными, как традиционные, так и творческие. Все зависит от выбора самих студентов, их инициативы, творчества.
В этой связи мы рекомендуем:
1. Заранее подготовиться к производственной практике. Изучить действующую программу, получить ответы на возникшие вопросы. 2. С максимальной ответственностью подойти к работе в период практики. Не терять зря времени. Точно выполнять все инструкции. 3.Не пропускать консультации организуемые преподавателями вуза или учителями школы. Активно искать ответы на возникающие вопросы. 4. Своевременно и качественно подготовить и сдать отче тую документацию установленную кафедрой.