Рыночные отношения- Экономические отношения базирующиеся на многообразии форм собственности и ограниченное вмешательство государства в экономические процессы

Россия на современном этапе

1. Социально- экономическое развитие России на современном этапе.

2. Обшественно-политическое развитие России на современном этапе.

 

Главной особенностью социально- экономического развития России в 1990- тые гг., был переход к рыночным отношениям.

Рыночные отношения- Экономические отношения базирующиеся на многообразии форм собственности и ограниченное вмешательство государства в экономические процессы.

 Суть реформы заключалась в переходе от плановой экономики к рыночной, переход осуществлялся форсировано, болезненно, порой трагически.

Реформа решала три основные задачи:

- либерализация цен, введение свободы торговли, приватизация государственной собственности. Приватизация - это перевод какой- то бы не было собственности в негосударственную.

Либерализация цен.

Необходимость введение рыночных цен (свободных от государственного регулирования) было осознано еще руководством СССР. Но либерализация цен не произошла.  Причина: (боязнь социальных потрясений). Либерализацию цен начало проводить российское правительство, возглавляемое Е. Гайдаром. Гайдар Е., (УЧЕНЫЙ- ЭКОНОМИСТ). Либерализация цен в России началась со 2 января 1992 г. Последствия:

- многократный рост цен, обесценивание денег на счетах в Сбербанке, резкое обнищание большинства населения. Причины: монопольный характер экономики, товарный дефицит.

Первый шаг к рынку вошел в историю под названием «РЕФОРМЫ Гайдара».

   Накануне реформы президент России Б. Ельцин предупредил о росте цен в России на 70%, обещая к осени 1992 г их стабилизацию. Но реформа привела к новому повышению цен на потребительские товары. В 1992 г они выросли на 2525 %, а в 1997 г- более, чем в 3000 р. Прмышленные цены выросли еще больше. Гражданам России раздали «ваучеры» (ценные бумаги…..), удостоверяющие право их владельца на долю государственной собственности. - приватизационные чеки, которые на практике были полным обманом.   Собственниками предприятий стали чиновники и хозяйственные руководители предприятий.   Приватизация гос. собственности в первую очередь охватила предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс., промышленных предприятий. Многие из них остановились. Ваучерная приватизация 1992- 1994 гг. привела к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.    Изменения форм собственности не повысило эффективность экономики. В средине 1993- 1994 гг. падение промышленного производства составило 21 %. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на импортную продукцию. Распалась энергетическая инфраструктура. Во второй половине 90-     х гг., большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества.  После этого государство уже не смогло управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью административных методов. Велась разработка управления предприятиями негосударственного сектора. 

Состояние аграрного сектора. Экономический кризис отрицательно отразился на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин, сельхозтехники. В 1996 г., предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс., тракторов, в 1998- 9800. Недостаток сельхоз. Машин, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельхоз. производства в средине 90- х гг., упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. Увеличилось количество убыточных хозяйств.

Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. (таблица).

Из  таблицы видно, что объем внутренней валовой продукции в потсоветской России по сравнению с годами перестройки сократился в 1,7 р. В 2 р., упало производство промышленной продувкции.

Складывание новых имущественных отношений сопровождался углублением социальной дифференциации населения. Увеличилась численность лиц живущих за чертой бедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35- 65%).

Исходя из этих кризисных явле7ний в экономике в декабре 1992 г-  7 съезд народных депутатов России признал работу «кабинета реформ» и лично Е. Гайдара неудовлетворительной. Правительство возглавил В. Черномырдин. 31 декабря он подписал постановление правительства о возобновлении государственного регулирования цен. К постановлению однозначного отношения не было как на Западе, так и среди российских либералов.   Они считали, что это постановление покончит с приватизацией и с переходом к рынку. Противники постановления о возобновлении государственных цен организовали кампанию протеста в правительстве и в средствах массовой информации. Противниками были: министры – либералы, министр финансов-  Б. Федоров, председатель Гос. Ком.имущества- А. Чубайс. Через три месяца решение Черномырдина было пересмотрено, введение регулируемых цен было отменено. Вслед за либерализацией цен была введена свобода торговли в том числе и внешней. Указ президента от 26 января 1992 г., разрешил свободную торговлю всем гражданам и организациям. Указ положил начало формированию разрушенного потребительского рынка. Спасаясь от голода в торговлю ушли представители различных профессий в том числе науки, образования, культуры. Указ о свободе торговли сыграл важную роль в ослаблении социальной напряженности. Некоторые из тех, кто  торговал в 1992 г., начал из торговли клипсами или утюгами в конце 1990 – гг владел крупными заводами и телекомпаниями. Указ о свободе торговли сыграл решающую роль в ослаблении социальной напряженности. Поскольку:

он позволил населению терпимо воспринять многократное повышение цен;

- парализовал крупные социальные конфликты;

- местным властям было запрещено препятствовать уличной торговле.

 В результате города заполнились торговцами.

Крупным шагом на пути либерализации экономики стало введение свободной конвертации рубля. Доллор США быстро стал основной денежной единицей крупных внутренних рынков (с 1990 г).

  Приватизация.   Главным звеном проводимой в 1990- тые гг. экономической реформы была приватизация, переход государственной и общественной собственности в частную.

Стихийная приватизация в России началась еще в 1991г. Она проходила под прикрытием понятия: «аренда с правом выкупа». Такую приватизацию допускало законодательство СССР и союзных республик. Она позволяла чиновникам из министерств и ведомств выкупать предприятия по остаточной стоимости (ее называли номенклатурной, или «воровской»).

3 июля 1991 г., Верховный Совет СССР принял закон «О приватизации государственных предприятий».   Закон был направлен на проведение открытой, массовой, а не тайной приватизации государственной собственности.

10 ноября 1991 г., в новое правительство России вошли (Е. Гайдар(бывший журналист и член редакции журнала» Коммунист», С. Шахрай, А. Чубайс). А. Чубайс стал председателем государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. В стране началась  форсированная приватизация.(передача государственных предприятий в частные руки). Руководил А. Чубайс.

Приватизация была проведена в 3 этапа.

1 этап- (1991- октябрь 1992)- проведена «малая» приватизация предприятий торговли и сферы услуг. Она позволила ликвидировать тотальный товарный дефицит, ставший реальностью к концу 1991 г.   Некоторый опыт «малой» приватизации»  был приобретен еще в 1991 г. 

Основные формы «малой» приватизации:

- аукцион;

- аренда с выкупом;

- конкурсная продажа.

1- форма «малой» приватизации- аукцион. В апреле 1991г в Горьком, Нижнем Новгороде, состоялся первый аукцион по продаже магазина. Но самый большой опыт по «малой» приватизации накопила северная столица. В 1992 г он был распространен на всю страну. Частные магазины, ателье, парикмахерские, кинотеатры стали независимыми хозяйственными объектами. Они стали экономически, юридически, финансово независимыми.. Организованная Гос. ком. Имуществом «малая» приватизация проводимая через аукционы, стала приносить деньги (хотя и небольшие) в гос. бюджет и гор. Бюджет.

Недостаток: номенклатурная (стихийная приватизация) не учитывала бюджетные интересы, она проводилась в пользу представителей партийной, комсомольской, частично профсоюзной элит, которые использовали свое руководящее положение.

До начала ваучерной приватизации (до 1992 г) в ходе «малой» денежной приватизации в частные руки перешло примерно 40% предприятий торговли и быта.    

2- форма «малой «приватизации- аренда с выкупом.

Популярности приобретал такой вид рыночных преобразований, как аренда с выкупом. На нее решались идти такие директора, которые пользовались поддержкой трудового коллектива.   Трудовые коллективы приобретали такую собственность за бесценок- за остаточную стоимость. Недостаток: государство и город от такой приватизации в свой бюджет ничего не получали.

3- форма «малой «приватизации»- конкурсная продажа. Она предполагала – предъявление покупателю определенных требований- сохранение профиля предприятия.

2 этап (октябрь 1992- июнь 1994 г)- прошла «большая чековая или ваучерная приватизация, в результате которой собственниками предприятий могло стать большинство граждан России. Активная подготовка к проведению чековой приватизации началась летом 1992 г. 11 июня 1992 г. Верховный Совет РФ утвердил государственную программу приватизации на 1992 г, она предусматривала форсированную массовую приватизацию посредством именных приватизационных чеков (ваучеров).

Не посчитавшись с позицией Верховного совета, в августе 1992 г президент издал Указ 914 – о приватизационных чеках. Указ снял положение об именных чеках. Чек стал государственной ценной бумагой «на предъявителя» и выдавался всем гражданам России, родившимся до 2 сентября 1992 г. Его можно было обменять на акции инвестиционных фондов, продать, подарить, передать по наследству. Чек был действительным до 31 декабря 1993 г. Стоимость составляла 10 тыс., рублей., или 40 долл., по курсу осени 1992 г.  Предполагалось, что гражданину России гарантируется право на часть государственной, или муниципальной собственности в пределах этой суммы.

            Ваучерную приватизацию продлили до 30 июня 1994 г. Первоначально планировали завершить к концу 1993 г. Причина: политический кризис осени 1993 г. Но темпы ваучерной приватизации были очень высокими. К началу денежного этапа приватизации 70% предприятий перешло в частные руки.

Государство безвозмездно передавало каждому гражданину РФ часть своей собственности путем выдачи приватизационных чеков («ваучеров»).

3- этап  (июль 1994) предусматривал проведение денежной приватизации- выкуп у государства предприятий за деньги.

До 1 июля 1994 г. было использовано 95% чеков, 50% всех чеков были вложены членами трудовых коллективов в собственные предприятия, 25% были проданы 2 тысячам юридических лиц, они стали главными игроками чековых аукционов. 25% приватизационных чеков ушли в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды). ЧИФы создавались при поддержке государства. В эти фонды деньги вкладывала интеллигенция, которая не была связана с производством и бизнесом. Однако многие из этих фондов(всего 1800) оказались заурядными «пирамидами». Собрав деньги у населения они исчезли.  Государство не смогло создать систему защиты населения от мошенников. Оно создало свою «пирамиду» государственных краткосрочных обязательств (ГКО), но она лопнула в августе 1998 г. Игра в «пирамиды» привела к созданию своих собственных олигархов, их капиталы превысили капиталы зарубежных миллионеров.

Денежная приватизация началась началась с 1июля 1994 г. В денежной приватизации принял участие небольшой процент населения. В ходе денежной приватизации распродавалась частная и государственная собственность.

    Социально- экономическое развитие России 2000-2014 гг.

Основой экономической политики России с 2000 г., стала 10- программа «Основные направления социально- экономического развития России на долгосрочную перспективу». Программа была подготовлена министерством экономического развития и торговли под руководством Г. Грефа. Программа была направлена на продолжение либерализации экономики, прежде всего путем реконструкции естественных монополий и развития конкурентной среды. Результатом этого курса стала реконструкция РАО «ЕЭС России» крупнейшей государственной энергетической монополии. В 2008 была разделена на ряд государственных и частных кампаний. Государство управленческие функции сконцентрировало в Рос.энерго, частные кампании - в Совете рынка.

Основной упор правительство делало на росте ВВП. За восемь лет (2000-2007 гг)   он вырос на 72% и к январю 2008 превысил  1 трлн.,долл. Однако 60% в прироcте ВВП приходилось на топливно- энергетический комплекс, остальное зависело от отечественного производства. Но полностью преодолеть последствия глубокого кризиса 1990 – гг.,- не удалось(. объем ВВП достиг в в 2007 г- 105% от уровня 1990 г и Россия вышла на 7- е место в мире, тор объем промышленного производства составил лишь - 79, 1%, продукция сельского хозяйства- 76, 5%, реальные доходы населения- 77,1%.

В феврале 2008 г., на расширенном заседании Государственного Совета  президент В. Путин поставил задачу- к 2020 г. четырехкратно увеличить производительность труда. Эта задача стала ключевой. Она была отражена в правительственной программе «Стратегия развития России до 2020 г». Производительность труда является важнейшим средством реализации национальных проектов. В 2005 г., с целью реализации национальных проектов был создан специальный орган- Совет по реализации национальных проектов и демографической политике.

Социальная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: