Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. В ней складывается внутренняя система оценок, ценностей, традиций и норм. Она выполняют защитную функцию, ограничивают пространство личной ответственности человека семейными рамками, формируют самосознание посредством усвоения образцов поведения. Она в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов членов семьи.
Семья удовлетворяет индивидуальные потребности своих членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требование социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Он может противостоять как давлению общества на индивида, так и проявлению крайних форм индивидуализма. Поэтому и общество, и личность заинтересованы в укреплении семьи. Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Она является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменение в одном из элементов системы (например, во взаимоотношениях супругов) отражаются на всей семье.
Институциональный характер семьи проявляется в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. То есть, возможно прогнозирование будущее конкретной семьи, опираясь на знания развития многих тысяч других семей.
Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. С этой точки зрения семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Такой подход выражен в формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как «совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойствá» [25, С.21].
С.В. Ковалев подчеркивает несколько важных моментов при анализе данного понятия [8, С.30]. Во-первых, семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из стабильных социальных институтов в обществе. Во-вторых, малой группой семью можно назвать, потому что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь (интимно-личностным) характером объединения людей. И, в-третьих, социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.
Независимо от культурно-исторического этапа развития человечества и типа семьи, ее сущность отражается в ее функциях, ролевом поведении ее членов. При анализе понятия «семья» понятие «функция» используется практически во всех своих значениях [43, С.14]:
1) роль, которую семья как малая группа и социальный институт выполняет по отношению к обществу;
2) внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
3) функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
4) чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Фактически каждая функция соответствует некой потребности, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
Существует множество классификации функций, выполняемых семьей. Все они имеют много схожего между собой в выделении и характеристике функций. Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубокое личное чувство взаимной любви дают начало новой жизни. Рождение ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно с этим семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости.
Так, М.С. Мацковский предложил следующую классификацию:
[25, С. 33]
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества. Уход за детьми и престарелыми членами семьи | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера первичного социального контроля | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств между супругами, родителями и детьми |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально- статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержке в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи [см. тамже, С.35].
Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период до заключения брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: нравственно-психологический, семейно-родительский, хозяйственно-бытовой и интимно-личный. Другие, часто неосознаваемые мотивы, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главных побуждений выступают вышеперечисленные.
Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится, прежде всего, друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий ваши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.
Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье – хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки – «Дом – полная чаша».
Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, то есть повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется и нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития.
Супруги могут рассматривать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.
С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал ХХ век. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость хозяйственной функции постепенно утрачивается. В российской семье экономическая сторона ее жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания.
Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры. Хорошо развита сфера бытовых и оздоровительных услуг. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени.
В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи [12, С.72]. Информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и другое. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Существенная тенденция последних десятилетий – отмеченное еще А.Г. Харчевым «разделение родительства и семьи», а точнее родительства и супружества [22, С.117]. В настоящее время имеется целый ряд социальных показателей, свидетельствующих об этой особенности семейных отношений в современной России. Среди них:
· распространение практики официально не регистрируемых отношений между молодыми людьми. Еще Маргарет Мид констатировала существование так называемого двухступенчатого брака. Первая ступень– гражданский, «индивидуальный» брак без рождения детей. Вторая – «родительский брак», который заключается с целью рождения детей, обычно он более прочный, чем первый вид;
· увеличение количества молодых людей, не планирующих иметь детей и/или откладывающих их рождение. Согласно данным исследования, проведенным под руководством Т.А. Гурко в 2000 г., 6% женихов и 3% невест, ступающих в первый брак, были ориентированы на бездетность. В аналогичном исследовании 1991 г. таких респондентов не было совсем [6, С.38].;
· увеличивается число семей с одним родителем (обычно матерью).
Дирк Ван де Каа сформулировал перечень характерных перемен в состоянии семьи следующим образом: переход от «золотого века» брака к кохабитационному союзу, то есть сожительству; от пары «ребенок-король с родителями» к «паре королей с ребенком»; от одного доминирующего типа семьи к плюралистичности форм и семьи, и домохозяйства.
Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности. Однако такая функция как функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп [25, С. 58].
История каждой отдельной семьи показывает, что цели ее существования, в том числе и функции не остаются неизменными. Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
Понятие «семья» неразрывно связано с понятием «брак». В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак [27, С.101]. Брак – это санкционированный обществом имнтмно-семейный союз определенной продолжительности между мужчиной и женщиной, некая совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является еще и социальной организацией.
Семья и брак – культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Существующие типологии семей можно разделить на две группы [5, С.13]. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Здесь приводятся следующие основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей:
1) Принадлежность супругов к определенной социальной общности:
а) эндогамия – партнер выбирается только из своей группы,
б) экзогамия – партнер выбирается только из чужой группы;
2) Количество брачных партнеров:
а) моногамия – союз мужчины и женщины,
б) полигамия – брачный союз более чем двух партнеров,
в) серийная моногамия – союз нескольких пар;
3) Юридическое оформление брачных отношений:
а) официально зарегистрированный брак,
б) фактический («гражданский») брак;
4) Структура власти в семье:
а) традиционная патриархальная – абсолютное доминирование мужчины в семье;
б) традиционная матриархальная – абсолютное доминирование женщины в семье;
в) неопатриархальная – преобладание роли мужчины в семье;
г) неоматриархальная - преобладание роли женщины в семье;
д) эгалитарная – равенство позиций мужчины и женщины в семье.
5) Количество поколений в семье:
а) однопоколенная – семья представлена двумя супругами;
б) нуклеарная – форма моногамного брака с родителями и детьми;
в) многопоколенная (расширенная) – семья, состоящая из родителей и детей, а также родственников периферии – дедушки, бабушки и т.д.
6) Наличие родителей:
а) полная – наличие в семье двух родителей;
б) неполная (материнская и отцовская);
в) функционально неполная («квазинеполная») – один из родителей не выполняет свою функцию матери или отца (функцию родительства);
г) особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе
д) бинуклеарная.
7) Количество детей в семье:
а) малодетная – семья с одним ребенком;
б) среднедетная – семья с двумя детьми;
в) многодетная – семья, имеющая 3-х и более детей.
Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и, прежде всего, качество семейной жизни [48, С.29]. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.
1. Качество выполнения семейных функций:
а) нормально функционирующая;
б) дисфункциональная – семья, не выполняющая своих основных функций.
2. Состояние психологического комфорта:
а) благополучная - семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов;
б) неблагополучная - тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее определить ее как благополучную.
3. Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:
а) зрелая – семья самостоятельно может решить возникшие проблемы;
б) проблемная - семья, которая не способна продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии своего жизненного цикла ввиду нарушенного функционирования.
Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Ради этого люди и объединяются в семейный союз.
Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде – сожаление и горечь утраты.
Таким образом, социальный институт семьи – понятие сложное, неоднозначное. Существует множество его характеристик, которые дают различные науки и ученые. Тем не менее, все они сводятся к одной точке зрения, что семья – один из главных и древних институтов общества и, вместе с тем, та его маленькая часть, которая сплачивает нескольких индивидов в единое целое или малую группу. Успешное развитие семьи происходит за счет ее гибкого изменения во времени (на это указывает наличие множества видов семьи и форм брака) и отлаженного механизма выполнения функций данной системы.