Методические рекомендации по решению педагогической задачи

Педагогическая задача — заданный в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) способ деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача как способ осознания ситуации включает в себя требования (результат), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе.

Практические педагогические задачи всегда отражают целостное восприятие педагогом конкретной ситуации. В видении ситуации, выделении проблемы, вариантов ее решения, их оценке и выборе оптимального варианта в полной мере отражается ценностно-смысловая профессиональная позиция педагога.

Авторитарный педагог предписывает жесткие схемы поведения своих подопечных, требования к ним, меры организации, контроля и стимулирования разработанных им действий обучаемых или воспитанников. Такой педагог ограничивается репродуктивными технологиями разрешения педагогических задач, «подгоняя» всякую ситуацию под шаблон.

Гуманитарная стратегия предполагает в разрешении педагогической задачи максимальную инициативу, активность и ответственность самого учащегося или воспитанника. Соответственно, поведение самого педагога вариативно.

Решение педагогической задачи преимущественно направлено на выработку принципов и правил собственного профессионального поведения в педагогической ситуации.

Профессиональное поведение определяют используемые педагогические концепции, тип взаимодействия с участниками образовательного процесса, смыслы педагогической деятельности, потребность в профессиональной самореализации и саморазвитии, нормы педагогической этики, уровень реализации творческого потенциала педагога

Максимальное количество баллов за решение педагогической задачи – 12 баллов. Ответ оценивается в соответствии со следующими критериями:

  Критерии оценки     Количество баллов
Описание события ситуации (что произошло, где оно произошло, кто участвовал в событии и т.д.). 2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт
Вычленение и обоснование педагогической проблемы (формирование каких личностных результатов ФГОС нарушается). 2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт
Определение педагогической цели, которую необходимо достичь в процессе решения данной ситуации. 2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт
Определение типа педагогической помощи и целесообразных методов воспитания (5-6 вариантов эффективного взаимодействия педагога с воспитанником в данной ситуации) 2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт
Выбор и обоснование оптимального варианта для первого шага разрешения данной ситуации 2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт
Определение проявлений, по которым возможно судить о достигнутых результатах, и способов оценки результативности   2 балла – критерий раскрыт полностью; 1 балл – критерий раскрыт частично; 0 баллов – критерий не раскрыт

Итоговая оценка выставляется на основе суммирования баллов по всем критериям:

  Оценка     Критерии оценивания
отлично (10 – 12 баллов)   владеет способами решения практических задач профессиональной деятельности; применяет технологии и методики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития и их творческих способностей; обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; проводит анализ педагогической ситуации в соответствии с алгоритмом ее решения; умеет обосновывать собственную профессиональную позицию в решении конкретных педагогических задач; осознает социальную значимость педагогической профессии.
хорошо (7 – 9 баллов)   владеет способами решения практических задач профессиональной деятельности; применяет отдельные технологии и методики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития и их творческих способностей; обладает достаточной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; проводит анализ педагогической ситуации в соответствии с алгоритмом ее решения; умеет обосновывать собственную профессиональную позицию в решении конкретных педагогических задач; осознает социальную значимость педагогической профессии.
удовлетворительно (3 – 6 баллов) владеет некоторыми способами решения практических задач профессиональной деятельности; применяет отдельные элементы технологии и методики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития и их творческих способностей; обладает слабой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; проводит анализ педагогической ситуации в соответствии с алгоритмом ее решения; умеет слабо обосновывать собственную профессиональную позицию в решении конкретных педагогических задач; практически не осознает социальную значимость педагогической профессии.
Неудовлетворительно (0 – 2 баллов) не владеет способами решения практических задач профессиональной деятельности; не применяет технологии и методики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития и их творческих способностей; не обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; проводит анализ педагогической ситуации в соответствии с алгоритмом ее решения; не умеет обосновывать собственную профессиональную позицию в решении конкретных педагогических задач; не осознает социальную значимость педагогической профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: