Источники права Европейского союза

 

Под источниками права понимается внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения. Формы права ЕС образуют целостную систему источников с присущей ей иерархией правовых актов.

Система источников права ЕС включает три группы актов:

• акты первичного права;

• акты вторичного права;

• прецедентное право.

К актам первичного права относятся все учредительные договоры ЕС. По своей юридической природе акты первичного права являются между­народными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам ЕС, содержа­щимся в актах вторичного права.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичное право включает прежде всего нормативные акты, а также индиви­дуальные акты, рекомендательные акты, юрисдикционные акты, акты о коор­динации, акты sui generis (особого рода), а также международные документы.

Прецедентное право занимает промежуточное положение между пер­вичным и вторичным правом. Поскольку оно создается Судом ЕС — одним из институтов Евросоюза, формально его можно было бы отнести ко вто­ричному праву. Однако решения Суда зачастую развивают и конкретизи­руют положения первичного права и могут привести к отмене источников вторичного права, т. е. в иерархии норм они нередко оказываются выше источников вторичного права, как, например, фундаментальные решения, обеспечивающие верховенство и прямое действие права ЕС.

Сочетание первичного, вторичного и прецедентного права демонстри­рует соединение в системе источников права подходов, характерных для континентальной и англосаксонской правовых систем.

Первичное право Европейского союза (учредительные акты). Особенно­стью ЕС является то, что он основан на нескольких международных до­говорах учредительного характера.

В первую очередь это Римский договор, или Договор о функциониро­вании ЕС (1957), Договор, учреждающий Евратом (1957), Маастрихтский договор о ЕС (1992), так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для ЕС. Кроме того, к первичному праву «в узком смысле» необходимо отнести Хартию ЕС об основных правах (2000), которой Лиссабонский договор придал такую же юридическую силу, как и договорам о ЕС (ДЕС) и о функ­ционировании ЕС (ДФЕС).

К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Бюджетные договоры (1970; 1974), ЕЕА (1986), Амстер­дамский договор о внесении изменений в Договор о ЕС, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты (1997), Ниццкий договор (2001), Лиссабонский договор (2007). К такого рода актам можно отнести все договоры о присоединении, а также Акт о выборах представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием (1976) и Решение о собственных ресурсах (2000).

Со вступлением в силу Лиссабонского договора (1 декабря 2009 г.) была «повышена в ранге» и заняла равное место с ДЕС и ДФЕС в системе источников первичного права Хартия ЕС об основных правах (2000), быв­шая до этого совместным актом Парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии, т. е. источником вторичного права.

Вторичное право Европейского союза. Вторичное право ЕС — система источников права ЕС, состоящая из актов, принимаемых институтами и органами Евросоюза на основании и во исполнение актов первичного права ЕС.

Правовые акты институтов, органов и учреждений Союза делятся на несколько групп.

1) Правовые акты ЕС — акты, издаваемые институтами ЕС в формах, предусмотренных ст. 288 ДФЕС:

— регламент (фр. reglement, нем. Verordnung, англ. regulation) — важ­нейший из актов вторичного права по юридической силе.

Регламент обладает тремя юридическими свойствами, которые отличают его от других актов вторичного права и ставят его на самое высокое место в иерархии источников вторичного права ЕС: содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории ЕС.

Регламент является актом унификации законодательства государств- членов и обладает в государствах-членах силой закона. Метод унификации предполагает издание Союзом нормативного акта прямого действия, кото­рый «замещает», «становится на место» актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную область общественных отно­шений. Иными словами, унификация предполагает создание единообраз­ного правового режима в соответствующей области отношений. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах- членах, отныне действует один акт — регламент;

— директива (фр. directive, нем. Richtlinie, англ. directive) — второй по значению источник вторичного права ЕС.

Директива носит обязательный характер, содержит «модельные» нормы права, которые нуждаются в трансформации в национальное законодатель­ство государств-членов. Выбор форм и методов такой трансформации остается за самими государствами-членами. Для трансформации директи­вы предоставляется определенный срок. Если государство-член просрочит трансформацию директивы, то конкретная директива получает частичное прямое применение в соответствии с прецедентным правом.

Директива является актом гармонизации законодательства государств- членов. Гармонизация имеет своей целью установление схожих правовых норм, регулирующих определенные отношения в государствах — членах ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более мягкий, более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении в ЕС общих правил, направленных на сближение положений законодательных и иных норма­тивных актов государств-членов в определенной области;

— решение — юридически обязательный акт институтов ЕС, обяза­тельный в отношении тех субъектов права ЕС, на которое оно направлено;

— рекомендация — форма для выдвижения не имеющих обязательной силы предложений и пожеланий в адрес государств-членов и других субъектов права ЕС. Рекомендации рассматриваются в качестве источников «мягкого права», значение которого возрастает;

— заключение обычно выражает официальную позицию определенно­го института или органа ЕС по конкретному вопросу.

2) Законодательные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейским парламентом и/или Советом ЕС в соответствии с за­конодательной процедурой, обычной или специальной (ст. 289 ДФЕС):

— регламент Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— директива Европейского парламента и/или Совета ЕС;

— решение Европейского парламента и/или Совета ЕС.

3) Незаконодательные акты — правовые акты ЕС, для издания которых договорами ДЕС и ДФЕС не предусмотрена законодательная процедура: регламенты, директивы и решения (кроме аналогичных актов, принимаемых в качестве законодательных актов), а также рекомендации и заключения.

4) Делегированные акты — юридически обязательные акты ЕС, изда­ваемые Европейской комиссией (ЕК) на основании полномочий, делеги­рованных ей законодательными актами (ст. 290 ДФЕС):

— делегированный регламент ЕК;

— делегированная директива ЕК;

— делегированное решение ЕК.

5) Исполнительные акты — юридически обязательные акты ЕС, из­даваемые ЕК или Советом ЕС на основании предоставленных им полно­мочий (ст. 291 ДФЕС):

— исполнительный регламент ЕК или Совета;

— исполнительная директива ЕК или Совета;

— исполнительное решение ЕК или Совета.

6) Другие незаконодательные акты: правовые акты ЕС, не относящие­ся к вышеперечисленным актам:

— регламент (кроме вышеперечисленных актов);

— директива (кроме вышеперечисленных актов);

— решение (кроме вышеперечисленных актов).

К источникам права ЕС относятся и иные акты институтов, органов и учреждений ЕС: акты институтов ЕС, в форме, не предусмотренной ст. 288 ДФЕС, и акты иных, чем институты, органов и учреждений ЕС (перечень не исчерпывающий):

— решение sui generis;

— внутренний регламент / внутренние правила процедуры;

— резолюция;

— декларация;

— кодекс поведения;

— заключения Европейского совета или Совета ЕС;

— ориентиры ЕЦБ;

— белая/зеленая книги ЕК;

— межинституциональное соглашение;

— и др.

Прецедентное право Европейского союза (case law). К такого рода ис­точникам относятся решения Суда и решения Трибунала, а также решения специализированных трибуналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: