Под источниками права понимается внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения. Формы права ЕС образуют целостную систему источников с присущей ей иерархией правовых актов.
Система источников права ЕС включает три группы актов:
• акты первичного права;
• акты вторичного права;
• прецедентное право.
К актам первичного права относятся все учредительные договоры ЕС. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам ЕС, содержащимся в актах вторичного права.
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичное право включает прежде всего нормативные акты, а также индивидуальные акты, рекомендательные акты, юрисдикционные акты, акты о координации, акты sui generis (особого рода), а также международные документы.
|
|
Прецедентное право занимает промежуточное положение между первичным и вторичным правом. Поскольку оно создается Судом ЕС — одним из институтов Евросоюза, формально его можно было бы отнести ко вторичному праву. Однако решения Суда зачастую развивают и конкретизируют положения первичного права и могут привести к отмене источников вторичного права, т. е. в иерархии норм они нередко оказываются выше источников вторичного права, как, например, фундаментальные решения, обеспечивающие верховенство и прямое действие права ЕС.
Сочетание первичного, вторичного и прецедентного права демонстрирует соединение в системе источников права подходов, характерных для континентальной и англосаксонской правовых систем.
Первичное право Европейского союза (учредительные акты). Особенностью ЕС является то, что он основан на нескольких международных договорах учредительного характера.
В первую очередь это Римский договор, или Договор о функционировании ЕС (1957), Договор, учреждающий Евратом (1957), Маастрихтский договор о ЕС (1992), так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для ЕС. Кроме того, к первичному праву «в узком смысле» необходимо отнести Хартию ЕС об основных правах (2000), которой Лиссабонский договор придал такую же юридическую силу, как и договорам о ЕС (ДЕС) и о функционировании ЕС (ДФЕС).
К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Бюджетные договоры (1970; 1974), ЕЕА (1986), Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о ЕС, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты (1997), Ниццкий договор (2001), Лиссабонский договор (2007). К такого рода актам можно отнести все договоры о присоединении, а также Акт о выборах представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием (1976) и Решение о собственных ресурсах (2000).
|
|
Со вступлением в силу Лиссабонского договора (1 декабря 2009 г.) была «повышена в ранге» и заняла равное место с ДЕС и ДФЕС в системе источников первичного права Хартия ЕС об основных правах (2000), бывшая до этого совместным актом Парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии, т. е. источником вторичного права.
Вторичное право Европейского союза. Вторичное право ЕС — система источников права ЕС, состоящая из актов, принимаемых институтами и органами Евросоюза на основании и во исполнение актов первичного права ЕС.
Правовые акты институтов, органов и учреждений Союза делятся на несколько групп.
1) Правовые акты ЕС — акты, издаваемые институтами ЕС в формах, предусмотренных ст. 288 ДФЕС:
— регламент (фр. reglement, нем. Verordnung, англ. regulation) — важнейший из актов вторичного права по юридической силе.
Регламент обладает тремя юридическими свойствами, которые отличают его от других актов вторичного права и ставят его на самое высокое место в иерархии источников вторичного права ЕС: содержит нормы права, носит обязательный характер, имеет прямое действие на всей территории ЕС.
Регламент является актом унификации законодательства государств- членов и обладает в государствах-членах силой закона. Метод унификации предполагает издание Союзом нормативного акта прямого действия, который «замещает», «становится на место» актов внутригосударственного права, ранее регулировавших определенную область общественных отношений. Иными словами, унификация предполагает создание единообразного правового режима в соответствующей области отношений. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах- членах, отныне действует один акт — регламент;
— директива (фр. directive, нем. Richtlinie, англ. directive) — второй по значению источник вторичного права ЕС.
Директива носит обязательный характер, содержит «модельные» нормы права, которые нуждаются в трансформации в национальное законодательство государств-членов. Выбор форм и методов такой трансформации остается за самими государствами-членами. Для трансформации директивы предоставляется определенный срок. Если государство-член просрочит трансформацию директивы, то конкретная директива получает частичное прямое применение в соответствии с прецедентным правом.
Директива является актом гармонизации законодательства государств- членов. Гармонизация имеет своей целью установление схожих правовых норм, регулирующих определенные отношения в государствах — членах ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более мягкий, более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении в ЕС общих правил, направленных на сближение положений законодательных и иных нормативных актов государств-членов в определенной области;
— решение — юридически обязательный акт институтов ЕС, обязательный в отношении тех субъектов права ЕС, на которое оно направлено;
— рекомендация — форма для выдвижения не имеющих обязательной силы предложений и пожеланий в адрес государств-членов и других субъектов права ЕС. Рекомендации рассматриваются в качестве источников «мягкого права», значение которого возрастает;
— заключение обычно выражает официальную позицию определенного института или органа ЕС по конкретному вопросу.
2) Законодательные акты — юридически обязательные акты ЕС, издаваемые Европейским парламентом и/или Советом ЕС в соответствии с законодательной процедурой, обычной или специальной (ст. 289 ДФЕС):
|
|
— регламент Европейского парламента и/или Совета ЕС;
— директива Европейского парламента и/или Совета ЕС;
— решение Европейского парламента и/или Совета ЕС.
3) Незаконодательные акты — правовые акты ЕС, для издания которых договорами ДЕС и ДФЕС не предусмотрена законодательная процедура: регламенты, директивы и решения (кроме аналогичных актов, принимаемых в качестве законодательных актов), а также рекомендации и заключения.
4) Делегированные акты — юридически обязательные акты ЕС, издаваемые Европейской комиссией (ЕК) на основании полномочий, делегированных ей законодательными актами (ст. 290 ДФЕС):
— делегированный регламент ЕК;
— делегированная директива ЕК;
— делегированное решение ЕК.
5) Исполнительные акты — юридически обязательные акты ЕС, издаваемые ЕК или Советом ЕС на основании предоставленных им полномочий (ст. 291 ДФЕС):
— исполнительный регламент ЕК или Совета;
— исполнительная директива ЕК или Совета;
— исполнительное решение ЕК или Совета.
6) Другие незаконодательные акты: правовые акты ЕС, не относящиеся к вышеперечисленным актам:
— регламент (кроме вышеперечисленных актов);
— директива (кроме вышеперечисленных актов);
— решение (кроме вышеперечисленных актов).
К источникам права ЕС относятся и иные акты институтов, органов и учреждений ЕС: акты институтов ЕС, в форме, не предусмотренной ст. 288 ДФЕС, и акты иных, чем институты, органов и учреждений ЕС (перечень не исчерпывающий):
— решение sui generis;
— внутренний регламент / внутренние правила процедуры;
— резолюция;
— декларация;
— кодекс поведения;
— заключения Европейского совета или Совета ЕС;
— ориентиры ЕЦБ;
— белая/зеленая книги ЕК;
— межинституциональное соглашение;
— и др.
Прецедентное право Европейского союза (case law). К такого рода источникам относятся решения Суда и решения Трибунала, а также решения специализированных трибуналов.