Европейская модель интеграции, получившая развитие в рамках ЕС и других созданных по его примеру региональных организаций, стремится к достижению солидарности между членами интеграционного объединения на основе осуществления общей политики, введения единой валюты, формирования общих фондов для оказания помощи менее развитым странам и регионам или осуществления других мероприятий, относящихся к позитивной интеграции. Негативная интеграция шире использовалась на начальных этапах развития ЕС, но по мере динамичного движения вперед она все более заменяется на позитивную интеграцию, опирающуюся на растущее взаимное доверие и обеспечивающую более эффективное и целенаправленное воздействие на общественно-экономические процессы и еще в большей степени — на политические.
Лиссабонский договор наделил ЕС как субъект права единой правосубъектностью (ст. 47 ДЕС). Европейский союз стал правопреемником Европейского сообщества (абз. 3 ст. 1 ДЕС). В каждом из своих государств- членов ЕС обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами (ст. 335 ДФЕС). Он может приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представляет Европейская комиссия. В свою очередь, на основании своей административной автономии каждый из институтов представляет ЕС по вопросам, связанным с его функционированием.
|
|
На территории государств-членов ЕС пользуется привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения его задач, согласно условиям, определенным в Протоколе о привилегиях и иммунитетах (ст. 343 ДФЕС).
Деликтоспособность ЕС определена абз. 1 и 2 ст. 340 ДФЕС. Договорная ответственность ЕС регулируется правом, подлежащим применению по соответствующему договору. В области внедоговорной ответственности ЕС, в соответствии с принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций.
Строго говоря, содержание права ЕС — это те сферы общественной жизни, которые регулируются этой самостоятельной правовой системой, а также те полномочия, которыми обладают в этих сферах олицетворяющие ЕС его институты, органы и учреждения. Оно, следовательно, предопределяется содержанием и природой компетенции этой специфической наднациональной организации политической власти.
Исходя из двойственной правовой природы ЕС, его компетенция характеризуется чертами, свойственными как международной организации, так и (федеративному) государству.
|
|
Изначально, подобно международным организациям, в соответствии с принципом предоставления полномочий (ст. 3, 5 ДЕС), компетенция ЕС является производной от суверенных прав государств-членов, дающих в учредительных договорах Евросоюзу полномочия действовать от их имени в определенных этими договорами сферах общественной жизни. Следовательно, она ограничена рамками учредительных договоров. Строгие и четко сформулированные положения договоров ограничивают рамки компетенции ЕС, а абстрактные позволяют трактовать их весьма расширительно.
Подобно государству, компетенцию ЕС характеризует властность, поскольку институты ЕС издают в отношении государств и иных субъектов права ЕС общеобязательные нормы и индивидуальные предписания.
Категории компетенции, предусматривающие перечень исключительных полномочий ЕС, перечень совместной компетенции ЕС и государств-членов, а также сферы поддерживающей компетенции ЕС при предоставлении остаточной компетенции государствам-членам, также очень напоминают распределение компетенции в федеративных государствах.
Содержание компетенции ЕС, как и для государства, делится на внутреннюю и внешнюю компетенцию.
К внутренней компетенции ЕС (ст. 26—197 ДФЕС) относятся полномочия институтов ЕС издавать правовые акты и предпринимать разнообразные действия в тех сферах общественных отношений, которые складываются между государствами, лицами и иными субъектами права ЕС внутри его территории. Это обширнейшая сфера, включающая такие важнейшие области, как внутренний рынок, свободное движение товаров, сельское хозяйство и рыболовство, свободное движение услуг и капиталов, пространство свободы, безопасности и правосудия, транспорт, общие правила конкуренции и т. д.
Предмет внешней компетенции ЕС — отношения ЕС с государствами, не являющимися его членами, и международными организациями. К ним относятся: внешнеполитическая деятельность ЕС, общая торговая политика, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограничительные меры в отношении третьих стран, внешняя политика и политика безопасности и т. д.
В системе предметов ведения ЕС можно выделить четыре основных компонента:
— экономическое пространство;
— пространство свободы, безопасности и правосудия;
— общая оборонная политика;
— политики в области науки, образования и культуры.
[1] Организационный механизм ЕС включает в себя институты и другие органы. Первые — центральное звено, вторые часто носят вспомогательный и/или консультативный характер. Конечно, каждый институт одновременно является и органом ЕС. Но обратное уже не будет верным: институтов как руководящих органов — семь, количество же «просто органов» в зависимости от способа подсчета измеряется сотнями.