Содержание права Европейского союза

 

Европейская модель интеграции, получившая развитие в рамках ЕС и других созданных по его примеру региональных организаций, стремится к достижению солидарности между членами интеграционного объединения на основе осуществления общей политики, введения единой валюты, фор­мирования общих фондов для оказания помощи менее развитым странам и регионам или осуществления других мероприятий, относящихся к по­зитивной интеграции. Негативная интеграция шире использовалась на начальных этапах развития ЕС, но по мере динамичного движения вперед она все более заменяется на позитивную интеграцию, опирающуюся на растущее взаимное доверие и обеспечивающую более эффективное и це­ленаправленное воздействие на общественно-экономические процессы и еще в большей степени — на политические.

Лиссабонский договор наделил ЕС как субъект права единой право­субъектностью (ст. 47 ДЕС). Европейский союз стал правопреемником Европейского сообщества (абз. 3 ст. 1 ДЕС). В каждом из своих государств- членов ЕС обладает максимально широкой правоспособностью, призна­ваемой национальными законодательствами за юридическими лицами (ст. 335 ДФЕС). Он может приобретать или отчуждать движимое и недви­жимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представ­ляет Европейская комиссия. В свою очередь, на основании своей админи­стративной автономии каждый из институтов представляет ЕС по вопросам, связанным с его функционированием.

На территории государств-членов ЕС пользуется привилегиями и им­мунитетами, которые необходимы для выполнения его задач, согласно условиям, определенным в Протоколе о привилегиях и иммунитетах (ст. 343 ДФЕС).

Деликтоспособность ЕС определена абз. 1 и 2 ст. 340 ДФЕС. Договор­ная ответственность ЕС регулируется правом, подлежащим применению по соответствующему договору. В области внедоговорной ответственности ЕС, в соответствии с принципами, являющимися общими для правовых систем государств-членов, должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций.

Строго говоря, содержание права ЕС — это те сферы общественной жизни, которые регулируются этой самостоятельной правовой системой, а также те полномочия, которыми обладают в этих сферах олицетворяющие ЕС его институты, органы и учреждения. Оно, следовательно, предопреде­ляется содержанием и природой компетенции этой специфической надна­циональной организации политической власти.

Исходя из двойственной правовой природы ЕС, его компетенция ха­рактеризуется чертами, свойственными как международной организации, так и (федеративному) государству.

Изначально, подобно международным организациям, в соответствии с принципом предоставления полномочий (ст. 3, 5 ДЕС), компетенция ЕС является производной от суверенных прав государств-членов, дающих в учредительных договорах Евросоюзу полномочия действовать от их имени в определенных этими договорами сферах общественной жизни. Следова­тельно, она ограничена рамками учредительных договоров. Строгие и четко сформулированные положения договоров ограничивают рамки компетенции ЕС, а абстрактные позволяют трактовать их весьма расширительно.

Подобно государству, компетенцию ЕС характеризует властность, по­скольку институты ЕС издают в отношении государств и иных субъектов права ЕС общеобязательные нормы и индивидуальные предписания.

Категории компетенции, предусматривающие перечень исключительных полномочий ЕС, перечень совместной компетенции ЕС и государств-членов, а также сферы поддерживающей компетенции ЕС при предоставлении остаточной компетенции государствам-членам, также очень напоминают распределение компетенции в федеративных государствах.

Содержание компетенции ЕС, как и для государства, делится на внут­реннюю и внешнюю компетенцию.

К внутренней компетенции ЕС (ст. 26—197 ДФЕС) относятся полномочия институтов ЕС издавать правовые акты и предпринимать разнообразные дей­ствия в тех сферах общественных отношений, которые складываются между государствами, лицами и иными субъектами права ЕС внутри его территории. Это обширнейшая сфера, включающая такие важнейшие области, как внут­ренний рынок, свободное движение товаров, сельское хозяйство и рыболов­ство, свободное движение услуг и капиталов, пространство свободы, безопас­ности и правосудия, транспорт, общие правила конкуренции и т. д.

Предмет внешней компетенции ЕС — отношения ЕС с государствами, не являющимися его членами, и международными организациями. К ним относятся: внешнеполитическая деятельность ЕС, общая торговая полити­ка, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограни­чительные меры в отношении третьих стран, внешняя политика и поли­тика безопасности и т. д.

В системе предметов ведения ЕС можно выделить четыре основных компонента:

— экономическое пространство;

— пространство свободы, безопасности и правосудия;

— общая оборонная политика;

— политики в области науки, образования и культуры.

 


[1] Организационный механизм ЕС включает в себя институты и другие органы. Первые — центральное звено, вторые часто носят вспомогательный и/или консультативный характер. Конечно, каждый институт одновременно является и органом ЕС. Но обратное уже не будет верным: институтов как руководящих органов — семь, количество же «просто органов» в за­висимости от способа подсчета измеряется сотнями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: