Одни вещи зависят от нас,другие нет

Это утверждение признает три уровня нашего влияния на мир.сначала мы принимаем опрделенные решения:ставим перед собой цель(морское путешествие) и выбираем лучшие(на наш взгляд)способы ее достижения(нанимаем опытных моряков).Далее мы понимаем.что далеко не всегда можно реализовать на 100 процентов задуманное,например,услуги кормчего могут оказаться слишком дороги или мы все таки найдем его.но он заболеет.наконец,есть обстоятельства.которые всцело находятся вне нашего контроля и мы никак не можем повлиять на них.Это,например,направление и интенсивность ветров.

Эпиктет говорит,что нам присуще беспокоиться о вещах,которые мы не можем контроллировать.

Допутим.вы ждете повышения в должности.Решение будет завтра.Вы знаете,что хорошо проработали в компани долгое время.Стоическое решние позволит вам проспать всю ночь,а у тром спокойно узнать о принятом решении.Это спокойствие не связано с уверенностью в результате,но вне контроля и зависит от силшком многих переменных величин.в том чиле внутренней политике компани,симпатии босса и наличия достойных коллегю.вы спокойны.потому что знаете.что сдеалали все зависящее от вас,посколкьу это находится под вашим контроллем.Вселенная не подчиняется вашим желаниям и приказам,она делает,что делает.А это компания,поступки коллег босов – это часть вселенной.

Это не призыв к смирению!Пассивность и смирение идут в разрез с учением стоиков.

Признание,что мы можем контроллировать свое поведение,но не его результаты(не говоря орезультатах поведния других людей),дает нам возможность невозмутимо принимать происходящее.это происходит,потому что мы знаем:сделано все возможное и все зависящее от нас в данных обстоятельствах.

Под эмоциями страха и гнева просто манипулировать людьми.таким эмоциям не следует давать согласия,необходимо держать их в узде и анализировать ситуацию.

Упражнение:когда испытываешь привязанность к чему-то.не относись к этому как к чему-то.что не может быть отнято,но относись как к чему-то такого рода как стклянный кубок,когда он разобьется,ты,помня,чем они были.не впадал в смятение.это дано тебе на настоящее время,не как не могущее быть отнятоым и не нвсегда.

Жить согласно с прироодй.

Не делай ничего как зверь,иначе ты утрачиваешь человека,не исполняешь его назначения.

Смысл жизни человека использовать свой разум дял строительства лучшего общества.

Религия верила,что человек в корне отличается от животных.Ведь бог создал человека и поэтому он дожен подчиняться его законам,чтобы правильно жить.

Дарвин,свое теорией о том.что вся существа свзяаны пошатнул это.
Люди отличается от животных,но количественно.Нашей уникальной способностью к социальным взаимодействиям,а также нашими поистине фантастическими умтсвенными способностями.Эти два утвеждения лежали в основе положения стоиуков о человеческой исключистельности.

Есть 4 точки зрения о корнях нравственности.Скептическая – уюийства(констатация факта) и плохо(оценочное суждения) не имеют связи и факты не свзяаны оценосными суждениями.разрыв межуд ними нельзя преодолеть.Рационалисты считают,что к любому знанию можно придти путем размышления о предмете.Эмпиристы – путем наблюдения и экспериментов.Последователи интивитуаизма увтерждают,что этические знания не требует выведнеиня путем рассуждения или экспириментов.Это в нас халожено с посощью инситнктов.

Стоическую доктрину можно рассматривать как комбинацию интуитивизма,эмпиризма и рационализма.То есть в начале жизни мы руководствуемся инстинктами,они заставляют нас заботиться о себе и облизких людях.По мере вступления в сознателньый возраст 6-8 лет мы учимся расширять нашу этическую осознанность,с этго момента наши инстинкты подкрепляются комбинацией самоанализа и опыта.Стоики считали.что тем взрослее мы становиммся(в психологическом и интеллектуальном плане),тем больше баланс должен смещаться в сторону применения эмпирически обоснованных утверждений.
эписктет считал,что “природа общества такая.что оно нке может осуществлять личного блага,без того.чтобы осуществлять общего”.

Эпиктет утверждает,что фундаментальный аспект человеческой сущность – фундаментальность,мы не можем существовать без помощи других людей.И когда мы стараемся для общего блага,мы путь и комвенно.но делаем это вользу себе.

Стоики пропагандирует помощь всем людям и коспополитизм.
Концепция стоического коспополитизма:мы стоим в центре круга многих центрических кругов,на втором находятся нащи родители,братья,жена и дети,далее родственники,друзя и человечество.Идея в том,что нужно относиться к людям в наружных кругах,также как и в ближних.




Игра в мяч с Сократом.

Футбольное поле – жизнь.Мяч ситуация,обстоятельство,процесс.Когда мы получаем мяч,мы стараемся сыграть максимально эффективно,учитывая свою роль в поле и игровую ситуацию.Но не знаем как заранее сыграем.мы просто получаем мяч и действуем.

Стоики опрделяют здоровье,богатство,образование и красивую внешность как безразличное и предпочтительное.Противоположенное это как непредпочттельные безразличные вещи.

Человек должен стараться избегать боли и стремиться к радоси в жизни,нопри этом не ставить под угрозу свою добродетельность.Лучше достойно терпеть боль,чем испытывать радость любой ценой.Эту мысль можно сформулировать современным научным языком.Есть категории благ А и Б.Категория А – стремление к благодетелю,Б – предпочтительно безразличные вещи.Внутри категории Б мы можем обменивать блага.Купить дом за деньги и т.д.Но исключается всякий обмен между категориями А и Б.например вы не продадтите свою дочь ради дома,потому что она в категории А.

Бог или атомы?

Эпиктет считал,что бог не является чем-то внешним.Бог и есть вселенная.При этом единственная разница между людьми и заключается в том,что наделены внешним свойством – разумом.Вот почему прменение разума к решению проблем –единственный правильный способ жить.

Спинозой было разработано отожденствление природы и бога.Ингода ее называет богом энштейна.Во-первых – божественность не сопряжена с чудесами,бог не приостанавливает действие законов природы ради справления локалньог зла.
Во-вторых нет разницы между таким богом и признанием того,что вселенная функионирует как сложная паутина причинно-следственных связей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: