Вопрос № 24. Психология журналистского общения с источниками информации. «Треугольник Карпмана» и его применение в журналистской практике

Вопрос № 4. Стрессоустойчивость в деятельности журналиста

1. Стресс, как общий адаптационный синдром Г.Селье.

В соответствии с теорией Ганса Селье (см. список литературы), стресс это общий адаптационный синдром, фиксируемый на всех уровнях психофизиологической организации биологического существа. Это биологически запрограммированная комплексная реакция, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни. Смысл стресс-реакции в том, что любая реальная или воображаемая угроза вызывает повышение активности в работе всех систем организма. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации. Исследования показывают, что любая клетка организма, любой орган или система реагируют на стрессорное воздействие однотипно: - повышением напряжения и активности. Биологически эта реакция обоснована – угрозу необходимо либо уничтожить, либо убежать от нее. Однако биологически оправданная реакция оказывается неэффективной в жизни цивилизованного человека. Возникает принципиальное рассогласование между биологической природой человека и социальной составляющей его жизни. В результате возникает истощение физиологических механизмов, поддерживающих жизнедеятельность (вплоть до болезней), и психоэмоциональных ресурсов, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности, удовлетворенность работой, своим положением и жизнью вообще.

Сопротивление



Max

Стрессор

 



Opt

 

 

 



Min

Повышение напряжения
Восстановление сил

 

 


 Общая схема развития стресс-реакции

Ганс Селье выделил в развитии стресса 3 фазы. Первая - фаза тревоги. Это своего рода боевая встряска организма. В ее ходе осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышается его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Вторая фаза - фаза стабилизации или сбалансированного расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако, если стресс продолжается долго, то, в связи с ограниченностью резервов организма, неизбежно наступает третья стадия - фаза истощения или дистресса.

Различают два вида стресса - физиологический (например, реакция организма на холод, боль) и психологический, т.е. ответ психики человека на стрессагент. Интенсивность стресса зависит не от физической силы воздействия, а от предыстории и личностной значимости действующего фактора. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических свойств - улучшении внимания, в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы. Слабые воздействия стрессора не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека. 

Реакция на стрессор зависит, в том числе, от вегетативной системы. Симпатическая вегетативная нервная система определяет активацию, а парасимпатическая - восстановление функций после напряжения и общего расслабления организма. При резком симпатическом сдвиге возникает маниакальный эффект (повышение возбуждения, безудержный смех и т.д.). Учащается пульс, дыхание становится частым и прерывистым, резко растет уровень сахара в крови, наблюдается сверхактивность мышц. Парасимпатический эффект - это скованность, заторможенность, поникшая поза и потухший взгляд. При этом в крови повышен уровень ацетилхолина, который тормозит работу дыхания. Поэтому наблюдается пассивность, бездеятельность в затруднительных положениях.

2. Стрессоустойчивость в журналистской деятельности

Профессиональный стресс - совокупность психологических и физиологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную (стрессогенную) профессиональную ситуацию.

Стрессоустойчивость - качество, которое позволяет сохранять эмоциональную адекватность и работоспособность в стрессогенных ситуациях. Это качество вырабатывается через регулярное помещение себя в ситуации, к которым нужно адаптироваться, и эта адаптация должна завершаться успешно. Это не означает, что человек перестанет испытывать стресс – он испытывается на протяжении всей жизни, – но выход из стрессогенных ситуаций будет быстрее и комфортнее.

 

Причины стресса в журналистскойпрофессии:

- жесткий дедлайн

- ненормированность рабочего дня,

- большой объем работы,

- высокий темп и ритм труда,

- высокая степень социальной ответственности,

- большие морально-психологические перегрузки,

- невозможность глубоко вникнуть в проблемы из-за нехватки времени.

Результаты исследования показали, насколько часто журналисты находятся в состоянии стресса (Вырковский А.В., см. список литературы )  Несколько раз в месяц стресс испытывают более 32% опрошенных, каждую неделю – около 30%, несколько раз в неделю - 20%. В качестве основной причины стресса чуть более половины журналистов указали усталость. Популярностью также пользовались такие варианты, как «Слишком большая нагрузка» (48%), «Высокая ответственность» (43%), «Переизбыток информации» (40%).

Результаты опроса (Зозуленко А.В.) 157 журналистов разных специализаций показали следующие способы справиться со стрессом (популярность выбора по убыванию):

- хороший сон 18%

- спорт 16%

- поездка на природу 14%

- общение с друзьями и родными 12%

- смена обстановки 10%

- чтение книг 9%

- хобби 7%

- слушаю музыку 5%

- уделяю время саморазвитию 5%

- поход в театр, музей, на выставку 4%

Способы предотвратить стресс (популярность выбора по убыванию):

- уделяю время саморазвитию 17%

- спорт 15%

- хороший сон 14%

- смена обстановки 12%

- поездка на природу 14%

- чтение книг 9%

- общение с друзьями и родными 9%

- поход в театр, музей, на выставку 7%

- хобби 6%

- слушаю музыку 4%

Литература:

1. Селье Ганс. Стресс без дистресса. https://old.fnkcrr.ru/elib/resource13.pdf

2. Вырковский А.В. Отношение к рабочему процессу журналистов качественных СМИ // Медиаскоп: Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. № 4. [Электронный ресурс] // URL: http://www.mediascope.ru/node/1664

3. Зозуленко А.В. Стрессогенные факторы журналистской профессии: выпускная квалификационная работа, ВШПМ СПбГУПТД, 2019


Вопрос № 24. Психология журналистского общения с источниками информации. «Треугольник Карпмана» и его применение в журналистской практике.

 

Источники информации в журналистике - это субъект деятельности или объект события, с которым журналист вступает в тесное взаимодействие с целью получения нужной информации определенного направления и вида.

Процесс организации журналистского общения с источником и получение от него информации можно представить через социально-психологическую модель «Треугольник Карпмана». Модель впервые была описана Стефаном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis».

Эта модель предполагает наличие трех участников, которые в условной схеме располагаются по вершинам треугольника: Преследователь(Агрессор) – Жертва – Спасатель. По мнению Карпмана, в ситуации общения каждый из участников занимает одну из трех позиций. Преследователь считает, что во всем виновата Жертва, о чем он и сообщает - либо ей самой, либо Спасателю. Он чувствует свою важность, а также могущество и превосходство. Жертва считает, что виноват Преследователь, и ищет того, кто бы ее спас, чтобы на время самой превратиться в Преследователя. Она получает удовлетворение в виде самоунижения и самобичевания и в виде своеобразной индульгенции - права не брать на себя ответственности за собственные поступки. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает ее особую человеческую ценность и правоту устремлений. Спасатель же ищет, кого бы спасти, переведя из состояния Жертвы в состояние Преследователя.

Роли треугольника:

Жертва: Чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и причинения, безвыходности, бессилия, никчёмности, никому не нужности, собственной неправильности, запутанности, неясности, растерянности, частой неправоты, собственной слабости и немощности в ситуации обиды и страха, жалость к себе.

Спасатель: Чувство жалости, желание помочь, чувство собственного превосходства и снисхождения над жертвой, большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, «он больше знает про то, как нужно действовать», чувство приятного всесилия и всемогущества по отношению к конкретной ситуации, уверенность, что может помочь, убеждённость, что он знает (или как минимум, может узнать), как именно это можно сделать, невозможность отказать (неудобно отказать в помощи, или бросить человека без помощи), сострадание, острое чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!), ответственность ЗА другого.

Преследователь: Чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева, желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость, оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно, раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!), азарт охоты, азарт погони.

Жертва – страдает.

Спасатель – спасает и приходит на выручку

Агрессор – наказывает, преследует, учит (проучивает).

Важным моментом является то, что, попадая в треугольник Карпмана, все ее участники легко меняются ролями.

Пример из жизни: ваша подруга (жертва) жалуется вам на абьюз со стороны своего молодого человека (агрессор). Вы (спасатель) советуете ей расстаться с ним, и начать новую жизнь – она следует совету. Затем вы начинаете встречаться с ее молодым человеком, поскольку он вам симпатичен и уже свободен. Подруга, узнав об этом, начинает обвинять вас, заняв позицию агрессора, вы становитесь жертвой, а ее молодой человек – спасателем.

Треугольник является архетипичной формой взаимодействия людей на различных уровнях общения. Он существует много столетий, и ложится в основу сюжетов литературных и художественных произведений. Соответственно,  треугольник удовлетворяет определенные потребности людей. Не удивительно, что и в СМИ такая схема играет существенную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: