Использование треугольника в работе с источниками информации

Во-первых, треугольник может выступать поводом к созданию материала. Журналист, обнаружив естественный «жизненный» треугольник, сообщает о его существовании, если он типичен, но показателен, либо необычен и интересен аудитории.

 

Пример: Бьёт - значит бьёт. (часть1) Наргиз, Шульман, Грачёва, Ривина и др. // А поговорить?.. https://www.youtube.com/watch?v=0N7T6FCL248

Ирина Шихман выпускает материал на волне споров вокруг разработки законопроекта о домашнем насилии

Во-вторых, треугольник является способом получения (сбора) информации. С помощью отношений «жертва – агрессор – спасатель» журналист может добыть необходимую информацию. Для этого он создает искусственную тройственность (сталкивает потенциальных агрессора и жертву), либо достраивает её, если агрессор или жертва уже были. При этом журналист не обязательно выступает в роли спасателя. Она может принадлежать другому субъекту.

 

Пример: Вера Полозкова: о травле на ТВ, предательстве "тусовки", родах дома и стихах // А поговорить?.. https://www.youtube.com/watch?v=zj0QPGfuBvI&t=1287s

В процессе ответа Веры на вопрос о «литературном самоубийстве», Ирина занимает позицию сопереживания и сочувствия, ассоциируя себя с Верой (жертвой) и обозначая агрессоров – «Школу злословия» и Дмитрия Быкова (11:57)

 

В интервью с Дмитрием Быковым Ирина продолжила сбор информации в рамках созданного треугольника, где Полозкова – жертва, а Быков - агрессор (39:35)

Дмитрий Быков о заговоре против России, конфликте с Полозковой и школах будущего // А поговорить?... https://www.youtube.com/watch?v=6oDmYa7tPZA&t=2654s

 

Благодаря тому, что все участники этой модели могут легко менять роли, журналист, войдя в коммуникацию с позиции жертвы, в процессе общения может легко стать агрессором или спасателем. На практике выбирать одну из ролей поведения нужно исходя из анализа личности собеседника, и контекста, в котором происходит беседа. Например, к человеку, охваченному праведным гневом на кого-то или что-то, лучше прийти в роли агрессора, разделяющего его позицию. Если предстоит общение с потенциальной жертвой, то лучше прийти к ней в роли спасателя. Но, по ходу беседы, необходимо ориентироваться в ситуации и менять роли, если это нужно для дополнительных деталей контекста или раскрытия собеседника.

В-третьих, треугольник – способ построения (подачи) информации. Подача материала в СМИ может осуществляться в форме троичности. На такой основе строятся сценарии телепередач, ток-шоу и т.д. Функции агрессора и жертвы (противостоящих сторон) выполняют, как правило, приглашенные люди (группы людей), несогласные по какому-либо вопросу. Роль равновесной силы (Спасителя) при этом обычно принадлежит журналисту.

Пример: «Пусть говорят», история с Шурыгиной.

В исследовательских и аналитических передачах предметом обсуждения может быть любой из актуальных вопросов. Главное – также наличие двух сторон, представляющих противоположные мнения. При этом одна из них занимает часто более решительные позиции по отношению к другой. Общую атмосферу, складывающуюся на передаче, обычно можно охарактеризовать как здоровое, разумное сотрудничество. Однако личностные качества участников (противоположных сторон) могут создавать обстановку сильного эмоционального напряжения. При этом один в большей или меньшей степени будет превалировать над другим. Поведение участников зависит от трех основных факторов: 1) рассматриваемого вопроса; 2) темперамента и других качеств личности участников; 3) твердости занимаемой позиции.

Пример: Вечер с Владимиром Соловьевым

В специальном репортаже обязательно представлены две противоположные позиции. В центре авторского замысла один, но имеющий большую значимость конфликт – чаще всего из социальной сферы (то есть тема, затрагиваемая в нём, интересная основному большинству аудитории), вокруг которой и разворачиваются основные события материала. В спецрепортаже автор не может выступать в роли пассивного наблюдателя. Он обязательно выражает личную позицию (открыто, либо через эпитеты, реплики), поддерживая при этом какую-то из контрольных точек или выступая в качестве участника исследуемой тройственности. Подобный метод подачи материала в форме достраиваемого треугольника весьма характерен.

Пример: Расследование с Эдуардом Петровым

 

Литература:

Шестерина А.М. Психология журналистики. Учебное пособие, 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: