Проблема свободы воли в мусульманской мысли

Мутазилиты считали человека автором собственных волеизъявительных действий, полагая, что таковые не входят в сферу Божьего могущества, но осуществляются исключительно благодаря могуществу человека. Не были бы эти деяния произведены самим человеком, бессмысленными оказались бы религиозные предписания, повеления и запреты; несправедливым явилось бы также Божье наказание за дурные поступки.

Ашариты, следуя своей окказионалистской установке, объявляют Бога единственным автором, творцом происходящих в мире событий, включая человеческие деяния. По их мнению, все действия подвластны Богу, а подвластное Ему осуществляется только благодаря Его могуществу. Если бы в нем участвовало человеческое могущество, то отстранено было бы Божье могущество, поскольку, как считают ашариты, в одном объекте не сходятся два активных могущества. В этом смысле свидетельствует и Коран, согласно которому именно Бог является «творцом всякой вещи», в том числе людских деяний. Однако человек несет ответственность за свое действие, поскольку оно происходит в соответствии с его собственным могуществом и свободным выбором. Не будучи творением человека, такое действие вместе с тем описывается как его касб- «приобретение».

Разделяя с ашаритами учение о Боге как о единственном творце (халик) и о касбе, матуридиты вместе с тем отводят человеку определенную роль в осуществлении волеизъявительных деяний, считая возможным называть человека «делателем» в подлинном смысле слова, а не только

метафорически, как то полагают ашариты. Собственно «бытие», «основа» деяния творится Богом, но его «форма» принадлежит человеку: например, созданное Богом движение человек конкретизирует в виде хождения, сидения или вставания.

Суннитские мутакаллимы полагали Бога творцом всего сущего, включая волеизъявительные деяния людей и их состояния. Они считали, что эти деяния осуществляются в соответствии с предопределением (када’/кадар), а с ним – и с волей Божьей. Мутазилиты выводят означенные деяния из сферы предопределения. Божью волю они не распространяют на злое и безобразное, ибо желание такового, с их точки зрения, не подобает преблагому Богу.

Билет 40

Фальсафа – восточный перипатетизм. (фальсафа – восточный аристотелизм. Основные этапы и главные представители)

Фальсафа или восточный перипатетизм становился под влиянием античной философской мысли, в том числе под авторитетом Аристотеля. Восточный перипатетизм развивал светскую культуру. Представителями этого направления философствования были: ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.

Аль-Кинди вырабатывал систему 4ех видов разума: деятельного, потенциального, по обладанию, функционирующего. десять категорий Аристотеля он замещает пятью сущностями: материя, форма, место, движение и время. «первая философия» не возражает религии и трактует Коран, способствуя укреплению мусульманской веры.

Аль-Фараби – восточный философ, названный «вторым учителем» (первый – Аристотель). Он исследовал области метафизики, логики, политики, этики и др. После него на востоке философию стали признавать, как науку, служащую не только истинам теории, но и практике, а религию как политическое искусство.

Билет 43

«Совершенный град» Аль-Фараби

В своей политической теории Абу-Наср следовал по преимуществу Платону, учение которого об идеальном государстве нашло отражение уже в самом названии главного фарабийского политико-философского трактата – «Совершенный град». Вслед за Платоном, аль-Фараби полагал, что цель любого совершенного политического объединения состоит в реализации естественного стремления людей к счастью, понимаемому как достижение гражданами «высшего блага» и личного «совершенства». По аль-Фараби, путь к счастью лежит через создание идеального человеческого сообщества, или Совершенного града, как он его именует, основанного на принципах взаимодействия и взаимодополняемости. Счастье, полагает Абу-Наср, невозможно обрести в одиночку. Ибо для собственного существования и наивысшего совершенства человеку необходимо много вещей, которыми он не в состоянии обеспечить себя сам, но которые возможно получить благодаря другим людям.

Особое место в социальной структуре Совершенного града отводится Первоглаве (ра’исавваль). Аль-Фараби уподобляет его «сердцу», от которого зависит жизнь и правильное функционирование всего тела. Это главенствующий орган, ему подчинены все остальные, но сам он ни от кого не зависит. По мысли аль-Фараби, проводившего аналогию государства с естественным телом.Подобно Платону, аль-Фараби разбивает типы политического устройства на пять разрядов, из которых совершенный град») является наилучшей формой государственного правления, а остальные представляют собой несовершенные типы, которые сам Платон характеризует как «выродившиеся», причисляя к ним тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

Билет 46


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: