Суфийская концепция «совершенного человека»

Суфийское понятие «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил) определяется высшей степенью его близости к Аллаху, критерий идеальности находится вне и выше нормативов, обращен к трансцендентному и в тоже время замкнут на человеческом «я».

В человеке неразделимо слито божье и тварное. Сам человек – самое совершенное бытие универсума и синтезирует в себе все формы проявления Абсолюта. Человек – микрокосм, мера всего дольнего мира – макрокосма (система вахдат ал-вуджуд).

Сердце подобно зеркалу и, чтобы увидеть в нём лик божий, его надо отполировать – отсюда концепция совершенствования. Смысл жизни – выполнение высшего долга, требующего постоянного совершенства. Закон – ориентир только в мире бытия. Для тех, кто вступил на путь истинного бытия, роль маяка выполняют наставники.

Ранние суфии видели в совершенном человеке метафизическое решающее проблему единого и множественного, общего и частного.

Поздние суфии выдвигают на первый план религиозные функции, где совершенный человек – посредник между богом и человеком.

Две трактовки позволяли воздействовать на человека любого интеллектуального уровня. Неграмотные видели в совершенном наставника-святого. Метафизика же имела гуманистический позыв – эталон нравственности сам человек, обретающий на пути совершенства самого себя.

Концепция противоречит традиционному исламскому учению:

· Человек- хранилище божественного, возможно возращение к истинному «я», единение с Богом – противоречие с трансцендентностью Бога.

· Идея самостоятельного достижения уровня совершенного человека – конфликт с фатализмом.

Билет 47

Модернизм и Фундаментализм в современном арабском мире.

В эпоху глобализации ислам претерпевает значительные изменения. Отличительной особенностью исламской модернизации было то, что религиозные догмы остались нетронутыми, они лишь были соотнесены и адаптированы к современным мировым нормам. В отличии от христианства, которое само по себе было подвергнуто переосмыслению. Первые значительные изменения были в 70-ые годы 20 века, когда во многих арабских странах была реформирована судебная система. С того времени и до наших дней суд делится на светский и религиозный (суд шариата). Однако ещё раньше реформе подвергалась банковская система. Поскольку в сунне порицается ростовщическая деятельность, банки оставались вне закона. И вот в середине 20 века была принята специальная фетва (постановление) о легитимации банков. Мусульмане как всегда сели на два стула сразу. Ещё с 7 века н.э. существует крупный раскол в исламском мире. Сунниты и шииты долгое время были отдельными направлениями. Тем не менее, в последнее время в среде мусульман-модернистов существует тенденция к взаимодействию этих групп. За последнее время было создано множество конгрессов и ассоциаций этих двух течений. В этих организациях ведутся дискуссии религиозного и светского характеров, налаживается межконфессиональное общение. В целом, модернистский ислам нацелен на светские цели. Например многие страны ближнего Востока экспортируют нефть на мировой рынок. Мусульмане отчётливо понимают важность этого ресурса и создают организации ОПЕК и ОИК для получения максимальной прибыли. В противовес этому существует реакция со стороны мусульманфундаменталистов. В их числе всем известные ваххабиты и «братья-мусульмане». Эти «люди» считают, что глобализация расшатывает их устои и низводит ценность их обожаемой религии. Это заставляет их встать на путь непринятия западного влияния, часто (всегда) это непринятие имеет агрессивный и вооружённый характер. За последние 20 лет группировки Талибан, Хамас и Исламское государство (запрещённая на территории РФ организация) активно проповедуют традиционные ценности ислама и строительство праведного халифата, где все живут по догмам из корана и сунн. Частично такой халифат построен в Иране. Революция 1979 года привела к власти шиитских фанатиков во главе с аятолллой Хомейни. Она откатила Иран на десятилетия назад. Суд снова стал шариатским, а права женщин, иностранцев и религизных меньшинств были сведены к нулю. Обобщая: на сегодняшний день исламский мир испытывает раскол. Модернисты настаивают на интеграцию ислама в реалии современного мира (в первую очередь экономическую) с сохранением идентичности, а фундаменталисты горят желанием избавиться от влияния других культур. Надо сказать, что и те и другие ведут активную экспансию в разные уголки мира, впрочем ничего удивительного, им никогда не сиделось спокойно.

 

Билет 51


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: